ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3594/18 от 18.12.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-3594/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Псков 18 декабря 2018 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителей административного истца ФИО2, ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

представителей заинтересованных лиц ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о признании действий по отказу в предварительном согласовании трассы линии электропередачи незаконными и обязании устранить допущенные нарушения путем совершения определённых действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Псковский городской суд с уточненным административным иском к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о признании незаконными действий Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, отраженные в письме от 16.07.2018 №ПР-05-619, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям государственного лесного фонда в дер. П.Г района П. области под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем ФИО1, и обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» линии электропередачи по договору №76-01604/18 от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН №** по адресу: П. область, Г. район, С. волость, д. П., северо-восточнее 0,9 км, принадлежащем ФИО1

В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка по адресу: П. область, Г. район, С. волость, д. П., северо-восточнее 0,9 км, с КН: №**; общей площадью 2096 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - дачное строительство. В мае 2018 года ФИО1 обратилась в ОАО «МРСК Северо-запада» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям указанного земельного участка. 16.05.2018 между административным истцом и ОАО «МРСК Северо-запада» был заключен договор №76-01604/18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. 17.07.2018 представителем МРСК административному истцу было сообщено о том, что в процессе выполнения условий договора МРСК в июне 2018 года направляло на согласование проект по электроснабжению земельного участка в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, от которого поступило письмо от 16.07.2018 № Пр-05-619 об отказе в согласовании проекта по электрификации земельного участка. Из письма Комитета от 16.07.2018 № ПР-05-619 следует, что данное решение принято на основании определения Гдовского районного суда по делу № 2-38/18 от 03.05.2018. Каким образом данное определение может являться основанием для отказа в согласовании трассы линии электропередач административному истцу не понятно, поскольку исковые требования ОАО «МРСК Северо-запада» по делу № 2-38/2018 о принудительном расторжении договора от 24.08.2015 №76-03464/15 основывались на том, что ОАО «МРСК Северо-запада» не имеет реальной возможности исполнить свои обязательства по договору ввиду того, что Комитет предоставил заключение о невозможности осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка, изложенное в письме 29.08.2016 № Пр-05-3371. В обоснование указанного заключения Комитетом указывалось, что земельный участок располагается на землях лесного фонда и является частью земельного участка с КН №**.

Административный истец полагает мнение Комитета, изложенное в письме от 29.08.2016 № Пр-05-3371, не соответствующим действующему законодательству на дату принятия решения по рассмотрению запроса ОАО «МРСК Северо-запада» от 08.06.2018 № МР2/76/0840-05/3523 «О предварительном согласовании трассы линии электропередачи д. Подборовье Гдовского района» и реальной кадастровой ситуацией, поскольку земельный участок с КН №** в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» был поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - дачное строительство. Граница участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, наложений или пересечений границ не установлено, нарушений указанных норм не выявлено, возражений со стороны органа кадастрового учета в адрес кадастрового инженера, проводившего кадастровые работы при постановке земельного участка на кадастровый учет, не имелось. Право собственности административного истца на земельный участок с КН №** в установленном порядке зарегистрировано. В соответствии с информацией, размещенной на электронном ресурсе Росреестра, земельный участок с КН №** из земель лесного фонда общей площадью 19 280 031 кв.м, был поставлен на кадастровый учет без определения координат границ. В настоящее время из информации электронного ресурса следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, граничит с земельным участком лесного фонда с КН №**, общей площадью 654 311 кв.м, поставленным на кадастровый учет 28.01.2014. В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельный участок с КН №** от 05.04.2018 №99/2018/91529282 сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельного участка отсутствуют. Факт наложения земельных участков исключен. Учитывая изложенное, полагая нарушенными её права действиями ответчика, ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Административный истец ФИО1 и её представители ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку отказ Комитета в согласовании трассы линии электропередач 10 KB и места размещения трансформаторной подстанции к земельному участку ФИО1 является законным и обоснованным. Земельный участок с КН №**, принадлежащий на праве собственности административному истцу, является частью земельного участка с площадью 27 453 387 кв. м., принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. Земельный участок с КН №** отнесен к категории земель лесного фонда с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства, расположен в границах ГКУ «Гдовское лесничество», Партизанское участковое лесничество и в соответствии с материалами лесоустройства является землей лесного фонда с разрешенным пользованием «для ведения лесного хозяйства», а не землей категории "сельскохозяйственного назначения». Принадлежность земельного участка ФИО1 к землям лесного фонда послужила отказом в техническом присоединении к электрическим сетям данного участка. Данные обстоятельства уже исследовались Гдовским районным судом Псковской области при рассмотрении дела №2-8/14 и полностью подтвердили принадлежность земельного участка с КН №** к землям лесного фонда. Кроме того, в соответствии с переданными полномочиями и Положением о Комитете, Комитет в пределах земель лесного фонда наделен полномочиями только по предоставлению лесных участков в постоянное бессрочное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организациями, и проведение соответствующих аукционов. Согласование прохождения через участки лесного фонда каких либо строительных объектов в полномочия Комитета не входит.

Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО7 в судебном заседании решение по делу оставила на усмотрение суда, указав, что считает требования истца обоснованными, поскольку из-за отказа административного ответчика в предоставлении земель лесного фонда под строительство линии электропередачи они с 2015 года не могут исполнить заключенные с истцом договора о технологическом присоединении.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Псковской области ФИО6 в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда. Пояснила, что земельный участок административного истца состоит на государственном кадастровом учете, границы установлены в 2011 году путём раздела земельного участка с КН №**. Земельный участок с КН №** был поставлен на кадастровый учет в 2008 году без установления границ. В 2013 году были проведены кадастровые работы по межеванию обособленного земельного участка, который входит в земельный участок с КН №**, а именно земельный участок с КН №**. В 2014 году данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет, границы были установлены, согласование границ не требовалось. Земельный участок с КН №** граничит с землями лесного фонда, но не входит в них.

Представители заинтересованных лиц Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области, МТУ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, КУ «Гдовское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела № 2-38/2018 по иску ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Северные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» к ФИО1 о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из части 8 и пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от **.** является собственником земельного участка с КН: №**, расположенного по адресу: П. область, Г. район, С. волость, д. П., северо-восточнее 0,9 км., общей площадью 2096 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для дачного строительства (л.д. 6).

24.08.2015 между ПАО «МРСК Северо-запада» и ФИО1 был заключен договор №76-03464/15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дачного дома, расположенного по адресу: П. область, Г. район, С. волость, д. П., северо-восточнее 0,9 км (л.д. 7-10).

ПАО «МРСК Северо-запада» обращалось в Гдовский районный суд с иском к ФИО1 о расторжении договора №76-03464/15 от 24.08.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Исковые требования основывались на том, что ПАО «МРСК Северо-запада» не имеет реальной возможности исполнить свои обязательства по договору ввиду того, что Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды предоставил заключение о невозможности осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка, принадлежащего ФИО1, изложенное в письме 29.08.2016 № Пр-05-3371.

Определением Гдовского районного суда от 03.05.2018 производство по гражданскому делу № 2-38/2018 по иску ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Северные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» к ФИО1 о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям прекращено в связи с отказом представителя истца от исковых требований, ввиду заключения с ФИО1 соглашения о расторжении договора (л.д. 22-26).

16.05.2018 между ПАО «МРСК Северо-запада» и ФИО1 вновь был заключен договор №76-01604/18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: П. область, Г. район, С. волость, д. П., северо-восточнее 0,9 км (л.д. 12-16, 17-19).

Во исполнение договора, 08.06.2018 филиалом ПАО «МРСК Северо-запада» «Псковэнерго» направлен запрос в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о предварительном согласовании трассы прохождения линии электропередачи 10 кВ и места размещения трансформаторной подстанции 10/0,4кВ по землям государственного лесного фонда (л.д. 20).

Письмом от 16.07.2018 № ПР-05-619 Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды сообщил об отказе в согласовании трассы прохождения линии электропередачи 10 кВ и места размещения трансформаторной подстанции 10/0,4кВ на основании определения Гдовского районного суда по делу № 2-38/18 от 03.05.2018 (л.д. 21).

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что отказом в согласовании трассы прохождения линии электропередачи по землям лесного фонда послужило также то обстоятельство, что земельный участок административного истца входит в границы земельного участка с КН №** и относится к землям лесного фонда.

Приведенные доводы, как в оспариваемом письме, так и в судебном заседании, явились предметом настоящего судебного разбирательства.

Приходя к выводу о незаконности действий Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, отраженных в письме от 16.07.2018 №ПР-05-619, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям государственного лесного фонда в дер. П.Г. района П. области под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем ФИО1, суд основывается на следующем.

По смыслу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда и т.д.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.

Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель".

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).

Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Такое толкование Федеральному закону от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года N 1795-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.

Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Из материалов дела следует, что земельный участок истца с КН №**, площадью 2096 кв.м. образован в результате образования пяти земельных участков путем раздела земельного участка с КН №**, площадью 9000 кв.м., расположенного по адресу: П. область, Г. район, С. волость, в 0,9 км. северо-восточнее д. П., принадлежащего на праве собственности П.Н., на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО8 от 05.07.2011.

Земельный участок с КН №**, площадью 2096 кв.м., в соответствии с действующим законодательством 16.08.2011 поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для дачного строительства (л.д. 28-40, 81-84).

Границы земельного участка с КН №** установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с КН №**, общей площадью 27453387 кв.м., категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположенный по адресу: П. область, Г. район, С. волость, Г. на основании ст. 8 Лесного кодекса РФ зарегистрировано 26.05.2008 (л.д. 73-80, 104).

На основании заявления представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области от 11.12.2013 решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области от 28.01.2014 произведен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с КН №**. Проведены кадастровые работы, межевание обособленного земельного участка, который входит в земельный участок с КН №**, а именно земельный участок с КН №**, площадью 654311 +/-14156 кв.м., по адресу: П. область, Г. район, СП «С. волость», д. О., лесничество Г., кв. №** (л.д.34-40).

Из сравнения координат характерных точек земельных участков с КН №** и КН №** следует, что указанные участки граничат между собой по прямой линии, при этом координаты точки 4 земельного участка с КН №** совпадает с координатами точки 46 земельного участка с КН №** и координаты точки 1 земельного участка с КН №** совпадает с координатами точки 45 земельного участка с КН №**

ООО «Гео Псков» представлено в суд заключение о том, что земельный участок с КН №**, расположенный по адресу: П. область, Г. район, С. волость, в 0,9 км. северо-восточнее д. П. не имеет наложений на земельный участок с КН №** (л.д. 150).

Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области от 20.11.2018 по сведениям, содержащимся в ЕГРН земельный участок с КН №** не входит в состав земельного участка с КН №**, границы земельных участков с КН №** и с КН №** установлены (л.д. 162).

Представитель Управления Росреестра по Псковской области в судебном заседании документально подтвердила, что земельный участок с КН №** не входит в состав земельного участка с КН №**, земельный участок с КН №** граничит с землями лесного фонда, участки смежные.

Таким образом, нарушений ст.ст. 8,9 Лесного кодекса РФ не имеется.

Право собственности истца на земельный участок не оспаривается.

Следовательно, доводы представителя административного ответчика о том, что земельный участок истца входит в границы участка земель лесного фонда с КН №** не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются представленными в суд документами органа кадастрового учета, в связи с чем, доводы административного ответчика несостоятельны.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения, а также Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.

В соответствии с п. 3 указанных Правил, Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Во исполнение заключенного с административным истцом договора №76-01604/18 от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, представитель филиала ОАО «МРСК Северо-запада» 08.06.2018 обратился в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды с заявлением о предварительном согласовании трассы прохождения линии электропередачи 10 кВ и места размещения трансформаторной подстанции 10/0,4кВ по землям государственного лесного фонда, т.е. о предварительном согласовании предоставления земель государственного лесного фонда под размещение трассы прохождения линии электропередачи.

В соответствии с п. 3.1.7 Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 N 250, для реализации возложенных задач Государственный комитет осуществляет предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Отказывая в удовлетворении заявления, Комитет в письме от 16.07.2018 № ПР-05-619 сослался на определение Гдовского районного суда по делу №2-38/18 от 03.05.2018 из которого следует, что между ОАО «МРСК Северо-запада» и ФИО1 договор №76-03464/15 от 24.08.2015 по соглашению сторон расторгнут (л.д.22-26).

Вместе с тем, данное определение не относится к заключенному между ОАО «МРСК Северо-запада» и ФИО1 договору №76-01604/18 от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с чем основанный на данном определении суда отказ административного ответчика является незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, требования истца о признании незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца действия Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, отраженные в письме от 16.07.2018 №ПР-05-619, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям государственного лесного фонда в дер. Подборовье Гдовского района Псковской области под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем ФИО1, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В ходе судебного разбирательства, судом представителю административного ответчика было предложено повторно рассмотреть заявление представителя филиала ОАО «МРСК Северо-запада» 08.06.2018 о предварительном согласовании предоставления земель государственного лесного фонда под размещение трассы прохождения линии электропередачи, с учетом установленных по делу обстоятельств в части не отнесения земельного участка административного истца к землям лесного фонда.

Представитель административного ответчика пояснил, что в удовлетворении заявления Комитетом повторно будет отказано, поскольку, по мнению Комитета, земельный участок истца входит в границы земель лесного фонда. В дальнейшем Комитет намерен оспаривать права административного истца на земельный участок.

Иных существующих оснований невозможности предоставления ОАО «МРСК Северо-запада» земель государственного лесного фонда под размещение трассы прохождения линии электропередачи для электроснабжения объекта недвижимости административного истца стороной ответчика не заявлено.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Учитывая обстоятельства дела и пояснения представителя административного ответчика суд полагает целесообразным в качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ), с целью восстановления прав, свобод и законных интересов административного истца, невозможность с 2015 года административному истцу присоединить принадлежащие ей на праве собственности объекты к электрическим сетям и невозможность филиалу ОАО «МРСК Северо-запада» исполнить договор №76-01604/18 от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения, возложить на административного ответчика, в рамках имеющихся у него полномочий, обязанность по принятию в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» линии электропередачи по договору №76-01604/18 от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН 60:03:0103101:59 по адресу: Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, д. Подборовье, северо-восточнее 0,9 км, принадлежащем ФИО1

Выбор вида права, на который подлежат предоставлению земли лесного фонда под строительство линии электропередач (аренда, постоянное (бессрочное) пользование и т.д.), входит в исключительную компетенцию Комитета и в данном случае суд не вправе подменять его функции.

При сложившейся ситуации суд полагает, что такой способ восстановления нарушенных прав истца, как возложение на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» не повлечет восстановления нарушенных прав административного истца, с учетом категоричной позиции Комитета по данному вопросу с 2016 года.

Избирая данный способ восстановления нарушенных прав административного истца, предусмотренный действующим законодательством, судом учитывается, что при наличии иных обстоятельств невозможности предоставления земель лесного фонда для строительства линии электропередач, не являющихся предметом настоящего судебного разбирательства, Комитет в рамках своих полномочий вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель лесного фонда для указанных целей.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении решения административный ответчик обязан сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца десяти дней, с учетом месячного срока на принятие решения, с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о признании действий по отказу в предварительном согласовании трассы линии электропередачи незаконными и обязании устранить допущенные нарушения путем совершения определённых действий удовлетворить.

Признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1 действия Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, отраженные в письме от 16.07.2018 №ПР-05-619, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям государственного лесного фонда в дер. П.Г. района П. области под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем ФИО1

Обязать Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем принятия в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» линии электропередачи по договору №76-01604/18 от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН №** по адресу: П. область, Г. район, С. волость, д. П., северо-восточнее 0,9 км, принадлежащем ФИО1.

Об исполнении настоящего решения Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды обязан сообщить в суд и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2018 года.