УИД: 59RS0004-01-2021-004816-49
Дело № 2а-3595/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, Филиалу ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о признании реестровой и технической ошибки, их исправлении,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, с учетом уточнения просит признать реестровую ошибку в ЕГРН, заключающуюся в отсутствии связи незавершенного строительством объекта № с земельными участками, на которых расположен; признать техническую ошибку, заключающуюся в имеющейся в ЕГРН информации о преобразовании незавершенного строительством объекта № в объект №; исправить техническую ошибку, заключающуюся в преобразовании незавершенного строительством объекта № в объект №, путем аннулирования информации о преобразовании этих объектов и исключении сведений об объекте № из ЕГРН; исправить реестровую ошибку в ЕГРН, заключающуюся в отсутствии связи незавершенного строительством объекта № с земельными участками, на которых он расположен, путем утверждении координат его характерных точек, установленных в техническом плане кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является долевым собственником незавершенного строительством объекта (условный номер №), расположенного по адресу: <Адрес>, который поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения требований Приказа Минэкономразвития РФ № 1 от 11.01.2011г., с присвоением кадастрового номера №. Незавершенный строительством объект не имеет координат характерных точек, так как его государственный кадастровый учет осуществлен на основании техпаспорта, но в соответствии с правоустанавливающими документами, а также кадастровыми паспортами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он был расположен на земельном участке №. ДД.ММ.ГГГГ при размежевании земельного участка № на три №, № и №, связь в ГКН незавершенного строительством объекта № с каким-либо из трех вновь образованных участков была прекращена, в связи с ошибкой в межевом плане. Межевой план кадастрового инженера ФИО5 не соответствовал фактическим обстоятельствам в части расположения в двух из них (№ и №) объекта незавершенного строительства. В разделе «исходные данные» лист 3 п. 4 «Сведения о наличии зданий, сооружений, объектов капитального строительства на исходном земельном участке» не содержится информации об объекте незавершенного строительства №. Он отсутствует и на чертеже земельных участков (лист 14). Однако, на схеме расположения земельных участков (лист 13), отражающей сведения, содержащиеся в ГКН, объект нанесен. Данная ошибка об отсутствии объекта капитального строительства на двух из трех образуемых земельных участков, воспроизведенная в ГКН из межевого плана, являлась кадастровой ошибкой, а после (при объединении ГКН и ЕГРП) она воспроизвелась и в ЕГРН. Согласно ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ данная ошибка является реестровой, так как она содержится в ГКН, на основании которого сведения были воспроизведены в ЕГРН. Исправить данную реестровую ошибку путем внесения изменений в ЕГРН об объекте незавершенного строительства № в части координат его характерных точек невозможно, так как в ЕГРН существует еще одна ошибка, которая отражена в заключении кадастрового инженера ФИО3, изготовившего технический план от ДД.ММ.ГГГГ. на внесение изменений в части координат в объект №. По сведениям из ЕГРН объект с кадастровым номером №, который образован из незавершенного строительством объекта №. Однако, долевые собственники незавершенного строительством объекта № объект не преобразовывали, даже не внесли в ЕГРН его координаты. Координаты еще не образованного несуществующего объекта внесенные в ЕГРН, мешают внести изменения в существующий еще не преобразованный незавершенный строительством объект №. Эта информация недостоверна и является ошибкой. Сведения в ЕГРН не соответствуют сведениям ЕГРП, на основании которого они были внесены. Данная ошибка в ЕГРН была внесена при объединении ЕГРП и ГКН. ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло решение о приостановке регистрационных действий по преобразованию незавершенного строительством объекта №, поскольку отсутствует соглашение собственников о распоряжении имуществом. ДД.ММ.ГГГГ прекращены регистрационные действия по преобразованию. Сведения ЕГРП не содержать информацию о преобразовании. ДД.ММ.ГГГГ администрация Добрянского городского поселения выдало разрешение № на ввод в эксплуатацию жилого дома. На основании этого разрешения осуществлен государственный кадастровый учет многоквартирного дома №. Однако, данное разрешение выдано не на образованный объект недвижимости из незавершенного строительством объекта №, а на вновь созданный объект. В апелляционном определении Пермского краевого суда по делу № указано, что «вопреки доводам административного истца сведения о том, что оспариваемое разрешение выдано относительно объекта расположенного на земельном участке № отсутствуют». Таким образом, установлено обстоятельство, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № выдано на иной объект недвижимости, расположенный на ином земельном участка с кадастровым номером №, не имеет никакого отношения к многоквартирному дому, образованному на земельном участке №. Оно выдано в отношении разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., разрешающее строительство на участке №. У многоквартирного дома № отсутствует разрешение на ввод его в эксплуатацию, учитывая информацию ЕГРН об его образовании из незавершенного строительством объекта №, такое разрешение должно быть выдано на исходный незавершенный строительством объект. Однако, в отношении этого объекта не выдавалось и не могло быть выдано, так как его реконструкция не окончена, а секция № не имеет даже крыши.
Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам иска
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 51-52 том 1), также пояснила, что на основании распоряжения администрации Добрянского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в ЕГРН установлена связь незавершенного строительством объекта № земельным участком №.
Административный ответчик Филиал ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв (л.д. 44-46 том 1).
Определением суда от 27.09.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, кадастровый инженер ФИО5 (л.д. 114-115 том 2).
Заинтересованные лица о месте и времени рассмотрения дела извещались судом, в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили.
Заинтересованные лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц определением судьи от 08.10.2021г. (л.д.156 том2), о месте и времени рассмотрения дела извещались судом, в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу ст. ст. 7, 8 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
С 01 января 2017 г. исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ).
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ФИО1 является долевым собственником объекта незавершенного строительством с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>.
Как следует из выписки ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером №, из него образован объект недвижимости с кадастровым номером №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальный, ранее учтенные". Объект поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером № следует, что он образован из объекта с кадастровым номером №. Объектом недвижимости является многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями административного назначения, 7 этажей. Дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
До 01.01.2017 государственная регистрация прав осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 и 2 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации прав собственности) регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К данному заявлению должны быть приложены необходимые документы.
Как следует из ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации прав собственности) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании ст. 22 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации прав собственности) необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровыми номерами № (многоквартирного дома по адресу: <Адрес>), явился технический план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный кадастровым инженером ФИО10, а также разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует их технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 4.«Сведения об объекте (объектах) недвижимости, из которого (которых) было образовано здание» указан кадастровый номер №.
Поскольку внесение сведений об образовании объекта недвижимости с кадастровыми номерами № из объекта недвижимости кадастровый номер № соответствовало представленному техническому плану, т.е. документу, на основании которого были внесены сведения в ЕГРН, суд приходит к выводу о том, что при внесении в ЕГРН сведений об образовании объекта недвижимости с кадастровым номером №, государственным регистратором какая-либо техническая ошибка не была допущена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что запись об образовании объекта недвижимости с кадастровым номером № из объекта с кадастровым номером № внесена в ЕГРН на основании представленных документов, каких-либо документов, подтверждающих наличие технической ошибки, административным истцом не представлено, в удовлетворении требований административного истца о признании технической ошибки и её исправлении, следует отказать.
При этом, следует отметить, что по смыслу ст.61 Федерального закона № 218-ФЗ техническая ошибка подлежит исправлению, т.е. уточнению имеющихся сведений, а не исключение сведений, в которых, как полагает административный истец, имеется какая-либо ошибка.
Разрешая требования административного истца о признании реестровой ошибки в ЕГРН, заключающейся в отсутствии связи незавершенного строительством объекта № с земельными участками, на которых расположен, и исправлении такой ошибки путем утверждении координат его характерных точек, установленных в техническом плане кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.3 ст.61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Добрянского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в собственность ФИО11 предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5663,2 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> под объект незавершенного строительства (л.д.102 том 2).
В соответствии с представленной представителем административного ответчика в судебном заседании информацией, сведения о связи незавершенного строительством объекта недвижимости с кадастровый номер № с земельным участком с кадастровым номером № в ЕГРН отсутствовала.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № был снят с кадастрового учета в связи с образованием трех земельных участков, образованных путем раздела, а именно были образованы новые земельные участки с кадастровыми номерами: №, площадью 1529 кв.м, 59:18:0010507:1406, площадью 2366 кв.м, №, площадью 1768 кв.м, на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО12 (л.д. 72-77 том 2).
Сведения о расположении на образуемых земельных участках объектов капитального строительства в межевом плане отсутствовали, в связи с этим сведения о связи незавершенного строительством объекта недвижимости с кадастровый номер № с каким-либо земельным участком в ЕГРН не внесены.
На основании распоряжения администрации Добрянского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении перечня, содержащего информацию о расположении в пределах земельных участков объектов капитального строительства», ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о связи незавершенного строительством объекта № с земельным участком №.
Таким образом, сведения о наличии связи незавершенного строительством объекта с земельным участком внесены в ЕГРН, такая связь установлена, в связи с чем требования административного истца об устранении реестровой ошибки, заключающейся в отсутствии связи незавершенного строительством объекта № с земельными участками, на которых он расположен, не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца о необходимости исправления реестровой ошибки путем утверждении координат характерных точек, установленных в техническом плане кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и установлению связи с двумя земельными участками № и №, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с п.7.2 ч.2 ст.14 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" утверждены Требования к подготовке технического плана и состава содержащихся в ней сведений (далее – Требования).
В соответствии с п.50 Требований Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании части 13 статьи 24 Закона, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.
Таким образом, основанием для проведения кадастровых работ, в том числе и в целях устранения реестровой ошибки, является технический план, содержащий в себе заключение кадастрового инженера о необходимости исправления реестровой ошибки, с обоснованием характеристик объекта недвижимости, в отношении которого следует осуществить кадастровый учет, и содержащее предложения кадастрового инженера по устранению выявленной ошибки.
В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО3, содержащегося в техническом плане кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе работ выяснилось, что объект незавершенного строительства № накладывается на существующий объект капитального строительства с кадастровым номером № В связи с этим невозможно внести изменения сведений о местоположении объекта незавершенного строительства (л.д.12-22 том 1).
Таким образом, поскольку в разделе технического плана кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Заключение кадастрового инженера» не содержится каких-либо выводов о наличии реестровой ошибки, с обоснованием данных выводов и предложений об устранении такой ошибки, такой технический план не свидетельствует о наличии какой-либо реестровой ошибки и не может являться основанием для проведения кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать в полном объеме
На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, Филиалу ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о признании реестровой и технической ошибки, их исправлении – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>