ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3596/2021 от 15.09.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3596/2021

55RS0007-01-2021-005643-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 г. город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Омской области, Министру образования Омской области Дерновой Т.В. о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Омской области, Министру образования Омской области Т.В. Дерновой о признании незаконным бездействия. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было направлено предложение в Министерство образования Омской области о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации. По мнению истца, решение на предложение до истечения установленного срока принято не было, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи. В связи с чем, административный истец просил признать бездействие Министерства образования Омской области и Министра Дерновой Т.В., выразившиеся в нарушении сроков принятия решения и ответа на предложение организатора добровольческой деятельности – незаконным.

В судебном заседании административный истец, его процессуальный представитель не участвовали, извещены надлежащим образом (л.д. 44-50).

Представитель административного ответчика Министерства образования Омской области А.М.К., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы письменных возражений.

Административный ответчик – Министр образования Омской области Дернова Т.В. не участвовала в судебном заседании, была извещена надлежаще.

Исследовав законность и обоснованность действий (бездействия) в процессуальных пределах, определенных главой 22 КАС РФ, заслушав процессуальную позицию административного ответчика, суд не усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом правового содержания частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ юридическое значение по данной категории дел имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17.3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в сфере добровольчества (волонтерства), в том числе утверждают порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Так, Постановлением Правительства Омской области от 4 июля 2019 г. N 227-п утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Как следует из материалов дела, 19.07.2021 в Министерство образования Омской области поступило «Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении профориентационных мероприятий Всероссийского дня правовой помощи детям» от 17.07.2021 № 05558 (далее – предложение о взаимодействии) (л.д. 52-72,89).

В вышеуказанном письме административный истец просит направить в его адрес Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, а также проект Соглашения о взаимодействии, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 2811.2018 № 1425.

Данное предложение о взаимодействии зарегистрировано в установленном порядке в Министерстве образования Омской области с присвоением входящего номера и определением исполнителя (л.д.89).

Согласно статье 8 Закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 19 Закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Постановление Правительства Омской области от 04.07.2019 № 227-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.07.2019, а также в газете "Омский вестник", N 27, 12.07.2019.

В связи с этим суд считает правомерным действия административного ответчика в части указания на реквизиты запрашиваемого нормативно-правового акта, который опубликован и доступен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печатных периодических изданиях.

В соответствии с ч. 4 Постановления Правительства Омской области от 04.07.2019 № 227-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в адрес органа исполнительной власти Омской области, учреждения предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

3) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

4) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

5) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

6) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами (волонтерами) в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из направленного административным истцом письма в адрес Министерства образования, в качестве перечня предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг) указан благотворительный вебинар, посвященный Всероссийскому дню правовой помощи детям. Данный вебинар предлагается провести интерактивно, без участия детей. Заявителем, в качестве целевой аудитории вебинара, заявлены руководители и специалисты профильных органов власти субъектов РФ, а содержание предлагаемого вебинара содержит некоторые темы институтов гражданского права (заключение сделок, способы защиты имущественных прав).

Суд соглашается с мнением административного ответчика, что предлагаемый вид деятельности не является благотворительным, т.к. не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Так, благотворительная и добровольческая деятельность должна быть направлена на социальную поддержку и защиту граждан, нуждающимся в ней, в том числе в связи с отнесением к социально незащищенной категории населения. Предлагаемая административным истцом аудитория и содержание вебинара не свидетельствуют о его благотворительном характере. В связи с чем, суд констатирует, что письмо от 17.07.2021 №05558 поименованное как «Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой и благотворительной деятельности в проведении профориентационных мероприятий Всероссийского дня правовой помощи детям» не соответствует требованиям, предъявляемым к предложению о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.

В связи с указанным поступившее письмо от 17.07.2021 обосновано квалифицировано административным ответчиком как обращение, подлежащее рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Частью 1 ст. 12 установлен срок рассмотрения письменного обращения, который составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как следует из регистрационно-контрольной карточки входящего документа, письмо административного истца было зарегистрировано в Министерстве образования Омской области 19.07.2021 (л.д. 89).

В установленные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сроки вышеуказанное письмо было рассмотрено, ДД.ММ.ГГГГ за подписью первого заместителя Министра Е.И. дан ответ, в котором заявителю разъяснены требования и основания для отказа в одобрении предложения в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 04.07.2019 №227-п, предложено представить в адрес Министерства образования информацию в соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Порядка, кроме того указаны реквизиты запрашиваемого нормативно-правового акта.

Из регистрационно-контрольной карточки по обращению следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован исходящий ответ в адрес Королева Ю.В. на поданное им обращение от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное также подтверждается текстом ответа на указанное обращение (л.д.77-78).

В соответствующем ответе Министерством образования Омской области даны разъяснения по существу обращения организатора добровольческой деятельности Королева Ю.В. Ответ дан в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок.

Из содержания ст. 227 КАС РФ, следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или и иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований при наличии одновременно двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, незаконность действия (решений), факт бездействия должностных лиц Министерства образования не установлены.

Уполномоченным лицом Министерства образования рассмотрен и дан ответ на обращение административного истца в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а не в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 04.07.2019 № 227-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» в связи с не соблюдением вышеуказанных требований.

Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Проанализировав обоснованность административного иска на основе совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и оценки в соответствии с требованиями ч.3 ст.62, ч.8 ст.226 КАС РФ представленных сторонами доказательств, суд признает обоснованность действий Министерства образования Омской области по рассмотрению обращения от 17.07.2021 установленной.

На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» по приведенным в административном иске мотивам суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 227, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Омской области, Министру образования Омской области Дерновой Т.В. о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока ответа по обращению, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение принято в окончательной форме 28 сентября 2021 года.