ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-359/19 от 18.07.2019 Карымского районного суда (Забайкальский край)

дело № 2а-359/2019

индивидуальный идентификатор дела - 75RS0013-01-2019-000491-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Карымское

Карымского р-на

Забайкальского края 18 июля 2019 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,

с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Карымского района Забайкальского края (далее – процессуальный административный истец) ФИО1 (далее – ФИО1),

административного ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО2 и его представителя - ФИО3 (далее – ФИО3),

представителя заинтересованного лица: администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее – администрация городского поселения «Карымское»), - ФИО4 (далее – ФИО4),

при ведении протокола судебного заседания секретарём Цыденовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карымского района Забайкальского края (далее – прокурор Карымского района), в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2) о признании незаконными действий по демонтажу котельного оборудования и отсоединению тепловых сетей от сетей теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам, возложении обязанности установить котельное оборудование, присоединить тепловые сети к сетям теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам, приступить к осуществлению теплоснабжения многоквартирных жилых домов с начала отопительного периода,

установил:

прокурор Карымского района обратился в Карымский районный суд Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Карымского района Забайкальского края проведена проверка по обращению главы городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края об оценке законности действий ИП ФИО2 по выводу из эксплуатации котельного оборудования и тепловых сетей, посредством которых осуществлялось теплоснабжение многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края. В ходе проведённой проверки установлено, что 27.12.2018 ИП ФИО2 в администрацию городского поселения «Карымское» направлено уведомление о предстоящем выводе из эксплуатации котельного оборудования – котла водогрейного КВс-1,16, насоса ЭЦВ 5-6,3-80, находящихся по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, посредством которых осуществлялось теплоснабжение указанных многоквартирных жилых домов. При этом из сообщения ИП ФИО2 от 10.06.2019 следует, что в период с 25.05.2019 по 05.06.2019 им произведены работы по демонтажу котла водогрейного КВс-1,16, насоса ЭЦВ 5-6,3-80, находящихся по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, тепловые сети котельной отключены от сетей теплоснабжения, подходящих к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, путём установки заглушек. Вместе с тем, такой демонтаж и отключение произведены ИП ФИО2 незаконно, поскольку в нарушение положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, предписывающих необходимость согласования вывода со всеми потребителями тепловой энергии, соответствующее уведомление ИП ФИО2 собственнику (нанимателю) квартиры № в доме № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении направлено не было, что свидетельствует о несоблюдении установленной процедуры согласования и незаконности действий ИП ФИО2 по демонтажу котельного оборудования и отсоединению тепловых сетей от сетей теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края. В свою очередь, такая незаконность нарушает права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, которые проживают и временно пребывают в многоквартирных жилых домах № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, а также будут проживать и временно пребывать в указанных многоквартирных жилых домах в будущем. Учитывая изложенное, просил признать незаконными действия ИП ФИО2 по демонтажу котельного оборудования, находящегося в котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, и отсоединению тепловых сетей от сетей теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, возложить на ИП ФИО2 обязанность в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу установить котельное оборудование в котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, посредством которого возможно осуществление теплоснабжения многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, присоединить тепловые сети от котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, к сетям теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, возложить на ИП ФИО2 обязанность приступить к осуществлению теплоснабжения многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края с начала отопительного периода 2019 – 2020 годов.

При подаче указанного административного искового заявления в качестве заинтересованного лица прокурором Карымского района указана администрация городского поселения «Карымское».

Определением от 03.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены установленные судом потребители тепловой энергии, поставляемой в многоквартирные жилые дома № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края - ФИО5 (далее – ФИО5), ФИО6 (далее – ФИО6), ФИО7 (далее – ФИО7), ФИО8 (далее – ФИО8), ФИО9 (далее – ФИО9), ФИО10 (далее – ФИО10), ФИО11 (далее – ФИО11), ФИО12 (далее – ФИО12), ФИО13 (далее – ФИО13), ФИО14 (далее – ФИО14), ФИО15 (далее – ФИО15), ФИО16 (далее – ФИО16), ФИО17 (далее – ФИО17), ФИО18 (далее – ФИО18), ФИО19 (далее – ФИО19), ФИО20 (далее – ФИО20), ФИО21 (далее – ФИО21), ФИО22 (далее – ФИО22), ФИО23 (далее – ФИО23), ФИО24 (далее – ФИО24), ФИО25 (далее – ФИО25), ФИО26 (далее – ФИО26), ФИО27 (далее – ФИО27), ФИО28 (далее – ФИО28), ФИО29 (далее – ФИО29), ФИО30 (далее – ФИО30), ФИО31 (далее – ФИО31), ФИО32 (далее – ФИО32), ФИО33 (далее – ФИО33), ФИО34 (далее – ФИО34), ФИО35 (далее – ФИО35), ФИО36 (далее – ФИО36), ФИО37 (далее – ФИО37), ФИО38 (далее – ФИО38), ФИО39 (далее – ФИО39), ФИО40 (далее – ФИО40), ФИО41 (далее – ФИО41), ФИО42 (далее – ФИО42), ФИО43 (далее – ФИО43), ФИО44 (далее – ФИО44), ФИО45 (далее – ФИО45), ФИО46 (далее – ФИО46), ФИО47 (далее – ФИО47), ФИО48 (далее – ФИО48), ФИО49 (далее – ФИО49), ФИО50 (далее – ФИО50), ФИО51 (далее – ФИО51), ФИО52 (далее – ФИО52), ФИО53 (далее – ФИО53), ФИО54 (далее – ФИО54), ФИО55 (далее – ФИО55), ФИО56 (далее – ФИО56), ФИО57 (далее – ФИО57), ФИО58 (далее – ФИО58), ФИО59 (далее – ФИО59), ФИО60 (далее – ФИО60), ФИО61 (далее – ФИО61), ФИО62 (далее – ФИО62), ФИО63 (далее – ФИО63), ФИО64 (далее – ФИО64), ФИО65 (далее – ФИО65), ФИО66 (далее – ФИО66), ФИО67 (далее – ФИО67), ФИО68 (далее – ФИО68), ФИО69 (далее – ФИО69), ФИО70 (далее – ФИО70), ФИО71 (далее – ФИО71), ФИО72 (далее – ФИО72), ФИО73 (далее – ФИО73), ФИО74 (далее – ФИО74), ФИО75 (далее – ФИО75), ФИО76 (далее – ФИО76).

В судебном заседании процессуальный административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал, административный ответчик - ИП ФИО2 и его представитель ФИО3 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали, представитель заинтересованного лица: администрации городского поселения «Карымское», - ФИО4 выразил своё согласие с заявленными административными исковыми требованиями.

Заинтересованные лица - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, не явились, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просили, при этом заинтересованные лица - ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО15, ФИО18, ФИО20, ФИО48, ФИО52, ФИО58, ФИО62, ФИО63, ФИО66 направили в адрес суда коллективное обращение, в котором заявленные административные исковые требования поддержали.

Заинтересованное лицо ФИО17 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённой о его дате, времени и месте, не явилась, о причинах своей неявки не сообщила, об отложении слушания не просила, напротив, представила суду заявление с просьбой о рассмотрении административного дела в своё отсутствие, в котором, кроме того, заявленные административные исковые требования также поддержала.

Участие указанных заинтересованных лиц в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 КАС РФ административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.

При этом в соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 3, пунктом 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплён принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 40).

В силу подпункта «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, одним из видов коммунальных услуг является отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твёрдого топлива при наличии печного отопления.

Одновременно, как следует из пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьёй, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1).

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьёй 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьёй решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3).

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения (часть 4).

Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведёт к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).

В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определённой оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определённой оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несёт ответственность за их эксплуатацию (часть 6).

Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (часть 8).

Лица, нарушившие установленный настоящей статьёй порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причинённые муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения (часть 9).

В силу положений Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, которыми установлен порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, в поселениях, городских округах, не отнесённых к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии.

При этом вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями (подпункты «б», «в» пункта 3).

Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.

Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (пункт 14).

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (пункт 16).

К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение пятнадцати дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям (пункт 17).

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение тридцати дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определённой оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение семи дней со дня принятия решения.

Орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.

В случае принятия органом местного самоуправления решения о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей этот орган разрабатывает мероприятия, предотвращающие возникновение дефицита тепловой энергии и обеспечивающие надёжность теплоснабжения потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к указанным объектам теплоснабжения, и включает указанные мероприятия в схему теплоснабжения (пункт 18).

В случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведёт к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 19).

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определённой оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. Муниципальное образование в случае приобретения источника тепловой энергии и тепловых сетей несёт ответственность за их эксплуатацию (пункт 20).

Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от органа местного самоуправления, а в случае вывода из эксплуатации электростанции или оборудования электростанции, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если такой объект соответствует положениям пункта 3 настоящих Правил, также при условии соблюдения требований по выводу из эксплуатации, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В случае если от органа местного самоуправления в срок, предусмотренный пунктом 18 настоящих Правил, собственнику или иному законному владельцу источников тепловой энергии и тепловых сетей не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, собственник или иной законный владелец источников тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении (пункт 22).

При этом, как следует из пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребителем признаётся собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) местом жительства гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из толкования приведённых норм в их совокупности следует, что потребителем коммунальных услуг являются собственники помещений в многоквартирном жилом доме, а также иные лица, которые на иных законных основаниях пользуются указанными помещениями и зарегистрированы в них по месту жительства.

Как установлено в судебном заседании, ИП ФИО2 является собственником имущественного комплекса, расположенного по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, в состав которого входит, в том числе, котельная, тепловые сети которой подходят к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края с обеспечением их теплоснабжения.

09.01.2019 (входящая дата поступления в адрес – 11.01.2019) ИП ФИО2 обратился в администрацию городского поселения «Карымское» с письменным уведомлением о планируемом выводе в сентябре 2019 года из эксплуатации источника тепловой энергии – котельной, находящейся в здании хлебозавода по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, оборудованной котлом водогрейным КВс-1,16, насосом ЭЦВ 5-6,3-80, с помощью которого осуществляется теплоснабжение многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края.

В указанном уведомлении имеется ссылка на осуществление такого вывода в связи с нерентабельностью источника тепловой энергии и сложным финансовым положением, сложившимся вследствие регулярной неоплаты поставляемой коммунальной услуги, к нему приложены уведомления о предстоящем выводе, направленные в адрес потребителей – ФИО5 (проставление подписи которой не исключается), ФИО7 (проставление подписи которым не исключается), ФИО8 (проставление подписи которой не исключается), ФИО9 (проставление подписи которой не исключается), ФИО10 (проставление подписи которой не исключается), ФИО11 (проставление подписи которой не исключается), ФИО15 (проставление подписи которого не исключается), Б. Л.Д. (за которую подпись поставила П. Ж.А.), ФИО17 (проставление подписи которой не исключается), ФИО18 (проставление подписи которым не исключается), ФИО20 (проставление подписи которой не исключается), Д. С.Ф. (за которую подпись поставила ФИО23), ФИО26 (проставление подписи которым не исключается), ФИО28 (проставление подписи которой не исключается), П. Т.В., П. Л.А. (за которых подпись поставила ФИО32), ФИО35 (проставление подписи которой не исключается), ФИО39 (проставление подписи которым не исключается), Х. Р.Р. (проставление подписи которым не исключается), ФИО43 (проставление подписи которой не исключается), П. Л.И. (проставление подписи которой не исключается), ФИО47 (проставление подписи которой не исключается), ФИО52 (проставление подписи которым не исключается), ФИО53 (не содержащее в себе подписи адресата, содержащее указание на передачу ему соответствующей информации в ходе телефонного разговора и направление уведомления посредством электронной почты), ФИО54 (за которую подпись поставил ФИО56), ФИО58 (проставление подписи которой не исключается), ФИО61 (проставление подписи которой не исключается), ФИО62, ФИО63 (за которых подпись поставил ФИО63), ФИО66 (проставление подписи которой не исключается), А. Л.Н., ФИО70 (за которых подпись поставил ФИО70), К. Г. (проставление подписи которой не исключается), ФИО71 (проставление подписи которой не исключается), ФИО78 (проставление подписи которой не исключается).

Направление уведомлений указанным лицам мотивировано административным ответчиком – ИП ФИО2 и его представителем ФИО3 заключением именно с этими лицами договоров теплоснабжения.

При этом уведомление, врученное ФИО53, либо доказательства в подтверждение направления такого уведомления в его адрес почтовым отправлением с уведомлением о вручении ИП ФИО2 в администрацию городского поселения «Карымское» представлено не было, уведомление, содержащее в себе подпись ФИО53, было получено ИП ФИО2 лишь 17.07.2019, то есть за пределами восьмимесячного срока, установленного частью 4 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 16 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889.

Кроме того, в соответствии с полученными судом из администрации городского поселения «Карымское» лицевыми счетами в жилых помещениях многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края зарегистрированы по месту жительства ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО71, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, в соответствии с полученными судом из филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю выписками из Единого государственного реестра недвижимости собственниками жилых помещений многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края являются ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО27, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО39, ФИО40, ФИО42, ФИО43, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО76, квартира № в доме № 4 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края по сообщению администрации городского поселения «Карымское» от 02.07.2019 № находится в муниципальной собственности городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.

Указанные лица с учётом положений пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, статьи 20 ГК РФ, статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» также являются потребителями, в связи с чем подлежали уведомлению о предстоящем выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, однако такие уведомления в их адрес не направлялись.

Приведённые нарушения свидетельствуют о правомерности невыдвижения администрацией городского поселения «Карымское» в адрес ИП ФИО2 требования о приостановлении вывода источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации не более чем на три года и незаконности действий ИП ФИО2 по фактическому демонтажу котла водогрейного КВс-1,16, насоса ЭЦВ 5-6,3-80, находящихся по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, отключению тепловых сетей котельной от сетей теплоснабжения, подходящих к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, путём установки заглушек, поскольку такие действия могли быть произведены им только после получения надлежащего согласования.

Вопреки соответствующему доводу административного ответчика – ИП ФИО2 и его представителя ФИО3, выбор административного ответчика осуществляется административным истцом, а поскольку заявленные административные исковые требования основаны на несоблюдении собственником источника тепловой энергии, тепловых сетей порядка вывода такого источника, сетей из эксплуатации, установленных Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, довод о том, что надлежащим административным ответчиком по предъявленным административным исковым требованиям является заинтересованное лицо – администрация городского поселения «Карымское», поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, судом отвергается.

Не принимается судом во внимание и довод административного ответчика – ИП ФИО2 и его представителя ФИО3 о том, что о предстоящем выводе из эксплуатации источника тепловой энергии, расположенного в котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, тепловых сетей, посредственном которых теплоснабжение от указанного источника поступает в многоквартирные жилые дома № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, им уведомлялась администрация городского поселения «Карымское», начиная с 2016 года, поскольку доказательства в подтверждение такого уведомления, соответствующего требованиям Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, административным ответчиком – ИП ФИО2 и его представителем ФИО3 суду не представлены.

Одновременно, суд полагает возможным согласиться с доводом процессуального административного истца – прокурора Карымского района Забайкальского края о его действии при предъявлении рассматриваемых административных исковых требований в интересах неопределённого круга лиц, поскольку дальнейшая реализация незаконных действий ИП ФИО2 по выводу из эксплуатации источника тепловой энергии, расположенного в котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, тепловых сетей, посредственном которых теплоснабжение от указанного источника поступает в многоквартирные жилые дома № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, затрагивает права, свободы и законные интересы лиц, не только в настоящее время проживающих в указанных жилых помещениях и являющихся их собственниками, но и лиц, которые в будущем будут в них проживать и станут их собственниками.

В свою очередь, неопределённость круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых предъявлены административные исковые требования, не свидетельствует о невозможности соблюдения собственником источника тепловой энергии, тепловых сетей требований Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, поскольку не свидетельствует о необходимости соответствующего уведомления собственником неопределённого круга потребителей.

Не соглашается суд и с доводом административного ответчика – ИП ФИО2 и его представителя ФИО3 о ненадлежащем выборе процессуальным административным истцом – прокурором Карымского района вида судопроизводства и необходимостью в связи с этим передать дело в Карымский районный суд Забайкальского края для рассмотрения по подсудности, но по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из приведённой нормы следует возможность предъявления административных исковых требований, в том числе, к лицу, наделённому иными публичными полномочиями, без предъявления к статусу данного лица иных требований.

В свою очередь, деятельность по теплоснабжению населения не может быть признана непубличной деятельностью, о чём свидетельствует сам факт отнесения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя к числу публичных договоров (статья 426 ГК РФ).

При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая характер допущенных административным ответчиком – ИП ФИО2 нарушений, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенных нарушений и сопутствующие такому устранению условия, в том числе, климатические, суд полагает возможным согласиться с доводом процессуального административного истца - прокурора Карымского района об установлении срока для устранения допущенных нарушений – в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным.

Одновременно, суд не принимает во внимание довод административного ответчика – ИП ФИО2 и его представителя ФИО3 о невозможности выполнения заявленных административных исковых требований в связи с выходом котла водогрейного КВс-1,16 из строя и невозможностью его ремонта, поскольку доказательства в подтверждение такой невозможности административным ответчиком – ИП ФИО2 и его представителем ФИО3 суду не представлены.

Кроме того, суд учитывает, что копия административного искового заявления была получена административным ответчиком – ИП ФИО2 19.06.2019, и до указанной даты в своих уведомлениях в обоснование вывода источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации ИП ФИО2 ссылался лишь на неподтверждённую какими-либо доказательствами нерентабельность источника тепловой энергии и сложное финансовое положение, сложившееся вследствие регулярной неоплаты поставляемой коммунальной услуги.

Не принимает суд во внимание и довод административного ответчика – ИП ФИО2 и его представителя ФИО3 о сложном финансовом положении ИП ФИО2, не позволяющим ему исполнить решение суда, вынесенное по заявленным административным исковым требованиям в случае их удовлетворения, поскольку доказательства в подтверждение такого положения административным ответчиком – ИП ФИО2 и его представителем ФИО3 суду также не представлены, напротив, административным ответчиком – ИП ФИО2 указано на его намерение приобрести новый котёл в целях обеспечения теплоснабжения всего принадлежащего ему имущественного комплекса, что свидетельствует о наличии у него определённых финансовых возможностей.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Карымского района Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя ФИО2 по демонтажу котельного оборудования, находящегося в котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, и отсоединению тепловых сетей от сетей теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, незаконными, как не соответствующими требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2 обязанность в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу установить котельное оборудование в котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, посредством которого возможно осуществление теплоснабжения многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, присоединить тепловые сети от котельной по адресу: Забайкальский край, Карымский р-н, пгт. Карымское, ул. Партизанская, 22, к сетям теплоснабжения, подходящим к многоквартирным жилым домам № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2 обязанность приступить к осуществлению теплоснабжения многоквартирных жилых домов № 4 и № 6 по улице Набережной в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края с начала отопительного периода 2019 – 2020 годов.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2 обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и лицу, которое явилось административным истцом, в срок не позднее семи суток со дня исполнения решения суда в части установки котельного оборудования и присоединения тепловых сетей к сетям теплоснабжения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Огурцова

Мотивированное решение суда составлено 18.07.2019.