ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-35/2021 от 18.02.2021 Веденского районного суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2021 года с. Ведено

Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре Сидиевой З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании соединенное административное дело № 2а-31/2021 по искам заместителя прокурора Веденского района ЧР Аюбовой Э.С-А., в порядке ст. ст. 39, 218 КАС РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрациям: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР о признании неправомерным их бездействие в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых в период с 01.07.2020 года по 30.11.2020 года, непринятию мер по организации работы в данном направлении,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Веденского муниципального района ЧР Аюбова Э.С-А. обратилась в суд с указанными исками к администрациям: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой Веденского района ЧР в ходе, проведенной 29 января 2021 года контрольной проверки в деятельности администраций: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР (далее – администрации), выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, на которые ранее указывалось прокуратурой района во внесенном акте прокурорского реагирования, которые до настоящего времени не устранены.

Представитель административного истца - помощник прокурора Веденского муниципального района ЧР Улубаев А.А. в суд явился, заявленные заместителем прокурора района требования поддержал по основаниям, изложенным в административно исковом заявлении.

Представители ответчиков - главы Администраций Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР, извещенные в надлежащем порядке о дате времени и месте проведения судебного заседания в суд не явились, направив заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, административные исковые требования признают, против объединения однородных дел в одно производство не возражают.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные заместителем прокурора района административно - исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ № 273) органы местного самоуправления являются субъектами деятельности по противодействию коррупции.

Согласно ст. 6 ФЗ № 273 одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В силу требований ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 3 ФЗ № 172 антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.4 ФЗ № 172 выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В силу ст.4 Закона Чеченской Республики от 21.05.2009 года № 36-РЗ «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер по профилактике коррупции в пределах своих полномочий.

Из данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.

В целях реализации указанных норм постановлениями администраций Дышне-Веденского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР от 16.06.2016 г. № 17, Макажойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР Махкетинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР от 29.06.2016 г. № 21, Хойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР от 13.06.2016 г. № 18 и Элистанжинского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР от 17.06.2016 г. № 18 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации и их проектов (далее - Порядок).

Согласно п.1.3 Порядка антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится администрацией и не более 15 дней со дня их поступления, а нормативных правовых актов в срок не более 10 дней, уполномоченными специалистами администрации (п. 2.4 Порядка). По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение (п. 2.5 Порядка).

Так, в период с 01.07.2020г. по 30.11.2020г. администрациями антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов не проводилась, документы, подтверждающие ее проведение, отсутствуют.

Таким образом, администрациями указанных сельских поселений допущены нарушения требований федерального законодательства, в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ № 2202-I) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Как установлено прокурорской проверкой указанные выше нарушения были выявлены прокуратурой района в ходе проведенных в администрациях в январе месяце текущего года проверок и для их устранения в адрес глав администраций: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР 03.12.2020г. были внесены представления об устранении нарушении закона, по которым даны ответы с указанием о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Однако проведенная прокуратурой района 27.01.2021г. контрольная проверка показала, что отмеченные в представлениях нарушения администрациями указанных сельских поселений до настоящего времени не устранены, меры к их устранению не приняты.

Бездействие по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Непринятие мер должностными лицами органа местного самоуправления в указанной сфере не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, делает невозможным исполнение требований ФЗ № 273 и реализацию антикоррупционной политики в целом.

Судом установлено, что администрациями сельских поселений: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР в чьи обязанности входит разработка и утверждение целевых программ о противодействии коррупции эти требование закона не соблюдены.

На основании ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для обязании глав администраций: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР провести антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых ими.

На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст. 218, ч.1 ст. 125, ст. 220 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования заместителя прокурора Веденского района ЧР, в порядке ст. ст. 39, 218 КАС РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрациям: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР о признании неправомерным их бездействие в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых в период с 01.07.2020 года по 30.11.2020 года, непринятию мер по организации работы в данном направлении, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администраций: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых ими в период с 01.07.2020 года по 30.11.2020 года, непринятию мер по организации работы в данном направлении.

Обязать администрации: Дышне-Веденского, Макажойского, Махкетинского, Хойского и Элистанжинского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых ими в период с 01.07.2020 г. по 30.11.2020 г., а также принять комплекс мер по организации работы в данном направлении.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в суд и прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение изготовлено в окончательной форме 18.02.2021 года.

Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев