Дело № 2а-35/2022 г.
УИД 76RS0020-01-2021-000790-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» февраля 2022 г. г. <данные изъяты>
<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,
при секретаре Калачевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <данные изъяты> района Ярославской области к Администрации городского поселения <данные изъяты> Мышкинского района Ярославской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по утверждению муниципального правового акта,
у с т а н о в и л :
Прокурор <данные изъяты> района обратился в <данные изъяты> районный суд ЯО в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации городского поселения <данные изъяты> Мышкинского района Ярославской области (далее Администрация г/п <данные изъяты>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию муниципального правового акта – Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты><данные изъяты> МР (далее Порядок) и возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить данный Порядок. В исковом заявлении указано, что прокуратурой района в ходе правового мониторинга нормативно-правовой базы органа местного самоуправления – городского поселения <данные изъяты> ММР установлено, что ответчиком Администрацией г/п <данные изъяты> нарушается ст. 47.2 Бюджетного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении). Случаи признания безнадежными к взысканию платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, определены в п.п. 1 и 2 данной статьи. Согласно п. 3 решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ (п. 4). Невыполнение административным ответчиком обязанности по принятию указанного Порядка влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, платежи которых в бюджет поселения могут быть признаны безнадежными к взысканию.
Представитель административного истца помощник прокурора <данные изъяты> района Голикова Е.В. исковые требования прокурора МР к Администрации г/п <данные изъяты> поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации г/п <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, представил отзыв по делу, в котором исковые требования прокурора МР признал.
Выслушав представителя административного истца помощника прокурора МР Голикову Е.В., оценив отзыв административного ответчика Администрации г/п <данные изъяты>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <данные изъяты> района. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных исковых требований и представленных сторонами доказательств, а также с учетом мнения представителя административного ответчика Администрации г/п <данные изъяты> о признании иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности административного истца.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 47.2 Бюджетного кодекса РФ регулирует вопросы принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении). В пунктах 1 и 2 данной статьи указаны случаи, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию. Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи (п. 3). Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (п. 4).
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом; главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городском поселении <данные изъяты>, утвержденным решением муниципального Совета городского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изм.), администрация городского поселения <данные изъяты> является главным администратором доходов бюджета городского поселения.
Таким образом, полномочия по определению Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет возложены в соответствии со ст.ст. 6 и 47.2 Бюджетного кодекса РФ на административного ответчика - Администрацию городского поселения <данные изъяты>.
Однако в нарушение действующего законодательства Администрацией г/п <данные изъяты> не приняты меры по определению Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты>, что не оспаривалось представителем административного ответчика в отзыве на исковое заявление прокурора МР.
Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по разработке и утверждению (определению) Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты> противоречит вышеприведенным нормам Бюджетного кодекса РФ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на признание безнадежными к взысканию платежей в бюджет городского поселения.
При вынесении решения по настоящему делу суд учитывает признание иска административным ответчиком Администрацией г/п <данные изъяты>. В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Администрация г/п <данные изъяты> уклоняется от исполнения возложенной на нее законом обязанности по определению Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты>, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, требования прокурора МР к Администрации г/п <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).
С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности, установленной Бюджетным кодексом РФ, по определению Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты>, суд устанавливает срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования прокурора <данные изъяты> района Ярославской области к Администрации городского поселения <данные изъяты> Мышкинского района Ярославской области.
Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию муниципального правового акта – Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты><данные изъяты> муниципального района <адрес>.
Возложить на Администрацию городского поселения <данные изъяты> Мышкинского района Ярославской области обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу утвердить Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского поселения <данные изъяты><данные изъяты> муниципального района <адрес>.
Обязать Администрацию городского поселения <данные изъяты> Мышкинского района Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить суду и административному истцу прокурору <данные изъяты> района об исполнении решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Акутина