ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3600/2021 от 31.08.2021 Мытищинского городского суда (Московская область)

дело 2а-3600/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2021 года г. Мытищи

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лазаревой А.В.,

при секретаре Абдулдияовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тихопоя Михаила Николаевича о признании незаконным решения администрации городского округа Мытищи <адрес> от 18.02.2021 администрации городского округа Мытищи Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по заявлению Тихопоя М.Н. от 04.02.2021,

УСТАНОВИЛ:

Тихопой М.В. обратился с исковым заявлением в суд к администрации городского округа Мытищи о признании незаконным решения от 18.02.2021 администрации городского округа Мытищи Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по заявлению Тихопоя М.Н. от 04.02.2021.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Митрофанов К.В., исковые требования поддержал, пояснив суду, что Тихопой М.Н. 04.02.2021 обратился в администрацию городского округа Мытищи с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в результате оказания которой органом местного самоуправления должно было быть согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 450 кв.м. с видом разрешенного использования «огородничество», расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам рассмотрения заявления Тихопоя М.Н. администрацией городского округа Мытищи 18.02.2021 вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, согласно доводам администрации городского округа Мытищи, явились следующие обстоятельства: испрашиваемый земельный участок в соответствии СП 2.1.4.2625-10 «Зоны охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 , расположен в зоне с особыми условиями использования территории –100-метровая полоса 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, в границах которой не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, органом местного самоуправления в решении об отказе указано, что испрашиваемый Тихопоем М.В. земельный участок частично расположен в границах в границах охранной зоны ЛЭП, поставленной на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера – охранная зона ЛЭП напряжением ВЛ-6кВ (6000 вольт), в связи с чем для его предоставления необходимо получение письменного согласия эксплуатирующей электрические сети организации, которое Тихопоем М.В. не представлено. Данные доводы администрации городского округа Мытищи по мнению административного истца указаны неправомерно, без наличия к тому достаточных оснований.

Административный ответчик - администрация городского округа Мытищи в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах 100-метровой полосы 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, охранной зоне объектов электросетевого хозяйства. Просил суд в удовлетворении административного искового заявления Тихопоя М.В. отказать.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела усматривается, что административный истец Тихопой М.В. обратился в администрацию городского округа Мытищи с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в результате оказания которой органом местного самоуправления должно было быть согласовано предоставление в аренду земельного участка площадью 450 кв.м. с видом разрешенного использования «огородничество», расположенного по адресу: <адрес>. Отказывая в предоставлении государственной услуги административный ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок в соответствии СП 2.1.4.2625-10 «Зоны охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 , расположен в зоне с особыми условиями использования территории –100-метровая полоса 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, в границах которой не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, а так же частично расположен в границах в границах охранной зоны лини ЛЭП, поставленной на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера – охранная зона ЛЭП напряжением ВЛ-6кВ (6000 вольт), в связи с чем для его предоставления необходимо получение письменного согласия эксплуатирующей электрические сети организации, которое административным истцом не представлено, что в силу п. 2 ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п. 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса является основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно п. 2 ч. 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае наличия оснований, предусмотренный п. 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Местоположение границ 1-го и 2-го поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы установлено СП 2.1.4.2625-10 «Зоны охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 № 45.

В соответствии с пунктом 4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 , не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, помимо прочего, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 4 ст.5, п. 3 ч. 2 чт. 7, ч.1 ст. 10) сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), частью которого является реестр сведений о границах таких зон, где указываются описание местоположения этих границ, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, источники официального опубликования этих решений, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон; сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях по использованию земельного участка, установленных для такой зоны, подлежат внесению в кадастр недвижимости (п. 5 ч. 5 ст. 8).

Органы, принявшие решение об установлении зоны с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, обязаны направлять в орган регистрации прав описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек их границ для внесения указанных сведений в ЕГРН, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны (п. 9 ч. 1, ч. 18.1 ст. 32).

На основании внесенных в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями использования территорий, определяются земельные участки, ограничения, в использовании которых установлены требованиями нормативно-правовых документов (ст. 56 Земельного кодекса РФ). Зона с особыми условиями использования территорий считается установленной с момента внесения сведений о ее границах в ЕГРН.

Однако в настоящее время сведения о местоположении границ зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы в ЕГРН не внесены.

В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Определением суда данному делу судом назначена судебная землеустроительная экспертиза с целью определения расположения спорного земельного участка относительно границ 100 полосы 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Экспертом ООО «Центр судебных экспертиз «Эксперт-Профи» Александровой Ю.В. в заключении указано, что образуемый земельный участок расположен вне границ 100-метровой полосы 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, установленной СП 2.1.4.2625-10 «Зоны охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 , и расположены на расстоянии 167 метров от источника питьевого водоснабжения города Москвы – Клязьминского водохранилища.

Также экспертом установлено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ (110 000 вольт) и 6 кВ (6000 вольт).

Суд, исследовав заключение эксперта, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности.

Правовой режим использования земель, расположенных в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:

а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;

е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

Приведенные требования к обеспечению режима охранных зон объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт не содержат запрет на размещение земельных участков с видом разрешенного использования «огородничество» и не предписывают получение каких-либо согласований от электросетевых организаций.

В соответствии с частью 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Иные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком не указаны.

При этом суд полагает необходимым отметить следующие обстоятельства. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 № 15ВР-1824 утвержден административный регламент (далее по тексту – административный регламент) предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Пунктом 10.1 административного регламента утвержден исчерпывающих перечень документов, обязательных для предоставления Заявителем независимо от категории и основания для обращения за предоставлением Государственной услуги: а) заявление о предоставлении Государственной услуги (заполняется по форме, по составу полей соответствующей Приложению 9 к настоящему Административному регламенту;

б) документ удостоверяющий личность Заявителя, в случае обращения самого Заявителя;

в) документ удостоверяющий личность представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя Заявителя;

г) документ, удостоверяющий полномочия представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя Заявителя.

Пунктом 10.2.1 административного регламента установлено, что в случае отсутствия утвержденного проекта межевания территории прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.

В соответствии с пунктом 10.7 административного регламента администрация не вправе требовать у Заявителя представления документов и информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области для предоставления Государственной услуги.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Администрации городского округа Мытищи от 18.02.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» не соответствует требованиям закона, в связи с чем исковые требования Тихопоя М.В. о признании данного решения незаконным подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав Тихопоя М.В., суд считает возможным обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Тихопоя М.В. от 04.02.2021.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Тихопоя М.В. к администрации городского округа Мытищи <адрес> о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков, обязании повторно рассмотреть заявление - удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации городского округа Мытищи от 18.02.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по заявлению Тихопоя М.В. от 04.02.2021.

Обязать администрацию городского округа Мытищи повторно рассмотреть заявление Тихопоя М.В. от 04.02.2021 о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Мытищинский городской суд – 30 сентября 2021 года.

Судья Лазарева А.В.