ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3600/2022 от 17.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-3600/2022

56RS0018-01-2022-003921-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

с участием:

административного истца Васильевой Л.Ф.,

представителя административного ответчика Исмакова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Васильевой Л. Ф. к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, начальнику департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Корбану М.С. об оспаривании решения, возложении обязанности по устранению нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Васильева Л.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга об оспаривании решения от ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1130 кв.м. с местоположением: ...

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Корбан М.С., в качестве заинтересованного лица ООО «Инвестиционно-строительная компания «Дельта».

В судебном заседании Васильева Л.Ф. требования поддержала.

Представитель административного ответчика департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Исмаков Е.В. в судебном заседании позицию, изложенную в оспариваемом ответе, поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленные о судебном заседании, не явились.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

Подпунктом 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 названного Кодекса (пп. 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 названного Кодекса (пп. 2).

В силу пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании установлено, что ...Васильева Л.Ф. обратилась в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка площадью 1130 кв.м. с местоположением: ...

Решением департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от ...N-исх в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано со ссылками на то, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен горный отвод с целевым назначением-добыча подземных вод, обремененный правами третьих лиц.

В качестве правового обоснования указано ст.25.1 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», в силу которой земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.

Также указано на п.20 ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Судом установлено, что ООО «Инвестиционно-строительная компания «Дельта» выдана лицензия N на пользование недрами для добычи подземных вод для водоснабжения населения по ... в ..., срок действия лицензии до ..., участок недр имеет статус горного отвода.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе, с учетом того, что Васильевой Л.Ф. в качестве основания предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов указан п.10.ч.2 ст.39.3 ЗК РФ, суд приходит к выводу о незаконности приведенных ответчиком в оспариваемом решении оснований отказа заявителю предоставить испрашиваемый участок.

Так, приказом Минэкономразвития России от ...N утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в пункте 46 которого предусмотрен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. К таким документам относятся выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную тайну). В соответствии с данным приказом заявитель вправе представить вместе с заявлением выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

В судебное заседание представителем административного ответчика представлена копия лицензии N, выданная ООО «Инвестиционно-строительная компания «Дельта».

Между тем, мотивы отказа нельзя признать относимыми к тем основаниям, по которым возможен отказ в предоставлении земельных участков без проведения торгов.

Получение обществом лицензии на недропользование не предоставляет ему исключительное право на пользование земельным участком, предоставление которого должно осуществляться в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Кроме того, оспариваемый ответ не содержит оснований для отказа перечисленных в ст.39.16 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, изложенные основания отказа не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, такой отказ нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного, требования Васильевой Л.Ф. подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга N-исх от ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1130 кв.м. с местоположением: ....

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Корбана М.С. следует возложить обязанность повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление Васильевой Л.Ф. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Срок на подачу административного искового заявления административным истцом не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Васильевой Л. Ф. к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, начальнику департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Корбану М.С. об оспаривании решения, возложении обязанности по устранению нарушения прав удовлетворить частично.

Признать незаконным решение департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга N-исх от ... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1130 кв.м. с местоположением: ....

Обязать департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Корбана М.С. повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление Васильевой Л. Ф. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Разъяснить департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, начальнику департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Корбану М.С. о необходимости сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.А.Пименова

Решение в окончательной форме принято 27 июня 2022 года

Судья: подпись О.А.Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...