ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3601/2023 от 20.12.2023 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД:66RS0002-02-2023-003090-96

2а-3601/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2023 года город Екатеринбург

Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Тарасовой Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено

установил:

прокурор Железнодорожного района города Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеприведенным административным иском, указав, что при выполнении надзора за исполнением законодательства в сфере информации, информационных технологий и о защите информации в сети Интернет выявлены страницы сайтов, на которых содержится информация о способах получения галлюцинаций посредствам вдыхания паров освежителя воздуха через футболку, просит суд признать материалы, размещенные в сети «Интернет» по электронным адресам

***

***

***

***

***

***

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, основывая свои требования на статье 2, 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 4, 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», разделу 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года», статьи 5 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу, направил в суд отзыв на административное исковое заявление, указав, что информация на данном сайте находится в открытом доступе, просил рассмотреть иск в отсутствие представителя Управления.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики представитель заинтересованного лица, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон № 149 ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частей 1, 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система – «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Частью 5 названной правовой нормы предусмотрено, что одним из оснований для включения в указанный реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно акту проверки помощника прокурора Железнодорожного района города Екатеринбурга по результатам мониторинга телекоммуникационной сети Интернет выявлена информация в сети «Интернет» по электронным адресам

***

***

***

***

***

***

о способах получения галлюцинаций посредствам вдыхания паров освежителя воздуха через футболку. При этом указывается, что такой способ не вредит здоровью и является безопасным, и тем самым побуждает детей к совершению дейсвтий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

Согласно разделу 5 Распоряжения Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются меры по меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, которые предполагают реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, токсикомания, сниффинг, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение).

В развитие указанной нормы ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовного деяния, а ровно неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ.

Административный истец просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте: https://9look.ru/kak-pykhat-dezik-cherez-futbolku/;

***

***

***

***

***

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Содержание страниц указанных сайтов направлено на распространение информации о способах получения галлюцинаций посредствам вдыхания паров освежителя воздуха через футболку. Предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, которая запрещена на территории Российской Федерации

На основании изложенного, принимая во внимание исследованные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

требования административного истца удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу ***

***

***

***

***

***

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения указанной страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга.

Судья Т.А.Тарасова