ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3604/2022 от 11.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2022-002330-66

№ 2а-3604/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к общественной организации «Федерация пейнтбола города Оренбурга» о признании прекратившей свою деятельность и исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к общественной организации «Федерация пейнтбола города Оренбурга» (далее - ОО «Федерация пейнтбола города Оренбурга») с требованиями о признании прекратившей свою деятельность и исключении из ЕГРЮЛ, указав, что административный ответчик зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области ... под учетным N, дата внесения в ЕГРЮЛ – ..., ОГРН N. В нарушение требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не представила информацию за ... годы. В адрес ОО «Федерация пейнтбола города Оренбурга» вынесено предупреждение N от ... и N от ... об устранении нарушения.

Просит признать ОО «Федерация пейнтбола города Оренбурга» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца, представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

От административного истца в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии с ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд определил рассмотреть административное дело в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы административного дела, проанализировав и оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

В пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами», разъяснено право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при осуществлении судебного контроля следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует, что согласно части 1 статьи 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе:

- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение, в том числе обязано:

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

-ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России №N от ... года (ред. от ... года, срок действия до ... года) Приказом Минюста России от ... года № N (ред. от N года, срок действия до N года) «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» утверждена форма отчетности некоммерческих организаций ..., которую в срок до ... года, следующего за отчетным, необходимо представить в орган, принявший решение о регистрации общественного объединения.

В соответствии с п.2 Приказом Минюста России от ... года № N в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции срок предоставления отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций за ... год перенесен на 01 ... год перенесен на ... года.

Вышеуказанные документы утратили силу с ... года в связи с изданием Приказа Минюста России от 30.09.2021 года №185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций», которым утверждены новые формы и сроки отчетности предоставления сведений общественными объединениями.

Согласно ч.4 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п.п. 63,73 Приказа Минюста России от 03 марта 2014 года №26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление осуществляет следующие полномочия:

- принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) (пп.63 п.6 Приказа);

- по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий (пп.73 п.6 Приказа);

- обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица (пп.74 п.6 Приказа).

Судом установлено, что ... общественная организация «Федерация пейнтбола города Оренбурга» зарегистрирована в качестве юридического лица, ОГРН N, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации.

Согласно п. 3.2.1 Устава общественная организация «Федерация пейнтбола города Оренбурга» обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его Уставом и иными учредительными документами; предоставлять по запросу органов, принимающих решение о государственной регистрации организации, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

В связи с непредставлением сведений, указанных в Федеральном законе «Об общественных объединениях» Управлением Министерства юстиции по Оренбургской области ... в адрес общественной организации «Федерация пейнтбола города Оренбурга» вынесено предупреждение N о предоставлении информации, о мерах принимаемых для устранения нарушения, либо письменного мотивированного объяснения о причинах невозможности исполнения предупреждения в установленный срок ....

Предупреждение от ... направлено заказным письмом с уведомлением ..., корреспонденция не получена, конверт возращен отправителю.

... Управлением Министерства юстиции по Оренбургской области повторно в адрес общественной организации «Федерация пейнтбола города Оренбурга» вынесено предупреждение N о предоставлении информации о мерах, принимаемых для устранения нарушения, либо письменного мотивированного объяснения о причинах невозможности исполнения предупреждения в установленный срок ....

Предупреждение от ... направлено заказным письмом с уведомлением ..., корреспонденция также не была доставлена, конверт возращен отправителю.

Таким образом, предупреждения Управления Министерства юстиции по Оренбургской области были вынесены уполномоченным органом, в предусмотренные законом сроки, в предупреждении указаны основания его вынесения, сроки предоставления для устранения нарушения соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом №82-ФЗ, предупреждения не были обжалованы общественным объединением в судебном порядке, однако и не были исполнены общественной организацией «Федерация пейнтбола города Оренбурга», а информация, предусмотренная Федеральным законом «Об общественных объединениях», не предоставлена в орган, принимающий решение о регистрации организации.

Неустранение общественной организацией «Федерация пейнтбола города Оренбурга» в установленный срок нарушений явилось основанием для обращения Управления Министерства юстиции по Оренбургской области в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Суд считает, что признание общественной организации «Федерация пейнтбола города Оренбурга» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключение из реестра ЕГРЮЛ как мера реагирования на нарушение действующего законодательства при установленных по делу обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности, является в данном случае соразмерной допущенному нарушению.

Руководствуясь ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к общественной организации «Федерация пейнтбола города Оренбурга» о признании прекратившей свою деятельность и исключении из ЕГРЮЛ - удовлетворить.

Признать общественную организацию «Федерация пейнтбола города Оренбурга» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить общественную организацию «Федерация пейнтбола города Оренбурга» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.А. Пименова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2022 года.

Судья подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

подлинник решения находится в административном деле №2а-3604/2022 в Ленинском районном суде г.Оренбурга

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...