Дело № 2а-3606/2022
УИД 44RS0001-01-2022-003732-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Митрофановой Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Подкопаевым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.А.Л. к ГУ МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения и обязании зарегистрировать прекращение права собственности,
УСТАНОВИЛ:
К.А.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения от <дата>№ об отказе в предоставлении государственной услуги и об обязании зарегистрировать прекращение права собственности на маломерное судно. Требования мотивированы тем, что К.А.Л.<дата> обратился в Главное управление МЧС России по Костромской области с заявлением о снятии маломерного судна Казанка-М, идентификационный номер №, судовой билет № в связи с его продажей по договору купли-продажи от <дата>. Главным управлением МЧС России по Костромской области административному истцу адресовано письмо от <дата>№, которым отказано в предоставлении государственной услуги по основанию, предусмотренному пунктом 34 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного Приказом МЧС России от 15 августа 2021 года № 566, в связи с не представлением необходимых для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 24 Административного регламента. Административный истец считает, что отказ незаконный. При этом, основания исключения судна из соответствующего реестра судов предусмотрены статьей 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, поскольку К.А.Л. не является правообладателем судна в связи с его продажей К.А.А., при обращении в Главное управление МЧС России по Костромской области не указывал на наступление какого-либо из обстоятельств, предусмотренных подпунктами 2-6 пункта 1 статьи 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, и не просил исключить судно из реестра маломерных судов. Невнесение в реестр маломерных судов сведений о прекращении права собственности на маломерное судно может повлечь привлечение административного истца к ответственности как собственника источника повышенной опасности, поскольку право собственности для третьих лиц связано исключительно с регистрацией. На основании изложенного, просит признать незаконным решение от <дата>№ об отказе в предоставлении государственной услуги и обязать Главное управление МЧС России по Костромской области зарегистрировать прекращение права собственности К.А.Л. на маломерное судно ..., идентификационный номер №.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Центр Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Костромской области.
В судебном заседании административный истец К.А.Л. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Костромской области и заинтересованного лица Центра Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Костромской области К.Д.В. требования не признал, поскольку 1 марта 2022 года вступил в силу новый Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденный приказом МЧС России от 15.08.2021 № 566, в соответствии с которым отсутствует основание для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов в связи с заключением договора в отношении судна, совершенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки. В связи с непредставлением необходимых для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 24 указанного Административного регламента истцу было отказано в снятии судна с учета в связи с его продажей.
Заинтересованное лицо К.А.А. в судебном заседании требования истца поддержал, пояснив, что являясь покупателем спорного судна истца, у него не имеется обязанности по государственной регистрации прав нового собственника, поскольку спорное судно относится к перечню судов, установленных пунктом 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, неподлежащих государственной регистрации.
После перерыва в судебное заседание заинтересованное лицо К.А.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
По ходатайству представителя ответчика судом к участию в деле в качестве специалиста привлечен старший государственный инспектор по маломерным судам Г.В.В.
Специалист Г.В.В. в судебном заседании пояснил, что новый собственник обязан обратиться в подразделение ГИМС с заявлением о государственной регистрации права собственности в течение месяца со дня оформления документов, подтверждающих переход прав на маломерное судно. Если новый собственник не исполнит указанную обязанность, то при эксплуатации судна на воде инспекторами будет составлен протокол об административном правонарушении в отношении указанного лица. Заключение о результатах идентификации и осмотра судна, являющееся документом, подтверждающим основание для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов, образец которого предусмотрен Приложением № 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного приказом МЧС России от 15.08.2021 N 567, выдается путем осмотра маломерного судна, проводится его освидетельствование и по результатам этого освидетельствования составляется акт, в заключении которого указывается несколько вариантов ответа: судно, годное к эксплуатации, судно, негодное к эксплуатации, допускается к эксплуатации, не допускается к эксплуатации.
Выслушав пояснения истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, согласно судовому билету серия № от <дата> в Реестре маломерных судов зарегистрировано маломерное моторное судно Казанка –М с идентификационным номером № с двигателем ...№, мощностью 18,3 кВТ, принадлежащее на праве собственности К.А.Л..
После освидетельствования <дата> в регистрационную запись № в Реестре маломерных судов в отношении вышеуказанного судна внесены изменения, касающиеся исключения сведений о наличии у данного судна двигателя.
<дата> межу К.А.Л. (Продавец) и К.А.А. (Покупатель) заключен договор купли –продажи вышеуказанного судна, составлен акт приема –передачи судна.
<дата>К.А.Л. обратился в центр ГИМС Главного управления МЧС России по Костромской области с заявлением, составленным в произвольной форме, о снятии с учета маломерного судна Казанка –М, идентификационный номер № в связи с его продажей по договору купли –продажи маломерного судна от <дата>, приложив судовой билет №, договор купли –продажи от <дата>, акт приема – передачи маломерного судна от <дата>.
<дата> начальник центра ГИМС Главного управления МСЧ России по Костромской области, рассмотрев заявление К.А.Л. о снятии с учета маломерного судна, письмом № отказал в снятии с учета по причине отсутствия необходимых документов для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов, предусмотренных пунктом 24 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного Приказом МЧС России от 15.08.2021 N 566.
Не согласившись с данным решением, К.А.Л. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что оспариваемое решение вынесено <дата>, истец обратился в суд с исковым заявлением <дата> согласно почтовому штемпелю на конверте (лист дела 11), суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В силу пункта 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Приказом МЧС России от 01.06.2021 N 355 утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее – Правила государственной регистрации маломерных судов).
В соответствии с пунктом 1 Правил государственной регистрации маломерных судов государственной регистрации подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях (далее - маломерные суда), право собственности и иные вещные права на маломерные суда, а также ограничения (обременения) этих прав.
Государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов (далее - Реестр) осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - подразделение ГИМС МЧС России) (пункт 2 Правил государственной регистрации маломерных судов).
Собственник маломерного судна обязан обратиться в подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации маломерного судна, права собственности на маломерное судно в течение месяца со дня оформления документов, подтверждающих возникновение, переход прав на маломерное судно (пункт 7 Правил государственной регистрации маломерных судов)
Реестр ведется в электронном виде. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о маломерном судне, правах собственности на маломерные суда, ограничениях (обременениях) прав на маломерные суда, изменениях в Реестр, исключении маломерных судов из Реестра и иных вещных правах на маломерное судно (пункт 21 Правил государственной регистрации маломерных судов).
При переходе права собственности на маломерное судно в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре вносятся изменения о переходе права собственности на маломерное судно (пункт 25 Правил государственной регистрации маломерных судов).
Приказом МЧС России от 15.08.2021 N 566 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, вступивший в силу с 01.03.2022 года (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
1) при государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно - формирование регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно;
2) при внесении изменений в реестр маломерных судов <2> - внесение изменений в реестр маломерных судов;
3) при государственной регистрации ограничений (обременении) прав на маломерное судно - внесение в реестр маломерных судов сведений об установлении ограничения (обременения) прав на маломерное судно;
4) при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов;
5) при запросе выписки (информации) из реестра маломерных судов - формирование выписки (информации) из реестра маломерных судов;
6) при запросе о повторном направлении в электронном виде документа (документов), являющегося (являющихся) результатом предоставления государственной услуги, - повторное направление в электронном виде документа (документов), являющегося (являющихся) результатом предоставления государственной услуги.
В силу пункта 21 Административного регламента для государственной регистрации маломерного судна и (или) права собственности на маломерное судно заявитель представляет: 1) заявление по форме согласно приложению N 1 (для физических лиц) или приложению N 2 (для юридических лиц) к настоящему Административному регламенту; 2) документ (документы), подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход прав на маломерное судно; 3) судовой билет, выданный ранее (при наличии); 4) документ, подтверждающий наличие прав на двигатель маломерного судна; 5) документ, подтверждающий категорию сложности района плавания.
Согласно пункту 24 Административного регламента для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет: 1) заявление по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту; 2) судовой билет, выданный ранее; 3) один из следующих документов, подтверждающих основания для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов: документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений; таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации; свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Проанализировав вышеуказанные нормативные положения в системном порядке, суд пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация маломерных судов в Реестре маломерных судов, в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о маломерном судне, правах собственности, ограничениях (обременениях) прав на маломерные суда, изменениях в Реестр, исключении маломерных судов из Реестра и иных вещных правах на маломерное судно.
При этом предоставление подразделением ГИМС МЧС России такой государственной услуги как снятие с учета маломерного судна действующим законодательством не предусмотрено.
При переходе права собственности на маломерное судно новый собственник обязан в течение месяца обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности, в результате которой в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре вносятся изменения о переходе права собственности на маломерное судно.
Довод истца об обязанности административного органа зарегистрировать прекращение его права собственности на спорное судно на основании поданного им заявления о снятии с учета маломерного судна отклоняется судом, поскольку регулирующее государственную регистрацию маломерных судов действующее законодательство не предусматривает возможность осуществления государственной регистрации прекращения права собственности предыдущего собственника на основании его заявления.
Довод истца и заинтересованного лица К.А.А. об отсутствии у нового собственника обязанности регистрировать право собственности на спорное маломерное судно со ссылкой на пункт 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, освобождающий от государственной регистрации суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, основан на неверном толковании действующего законодательства, поскольку указанный пункт не предусматривает возможности освобождения от соблюдения требований Правил государственной регистрации маломерных судов при эксплуатации маломерных судов, имеющих действующую регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре, впоследствии приобретших вышеуказанные признаки.
Довод истца о нарушении его прав административным органом при сохранении в Реестре сведений о нем, как о собственнике спорного судна, с учетом отсутствия у него права собственности на спорное судно с момента заключения договора купли - продажи также отклоняется судом на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Таким образом, при отчуждении судна право собственности к новому собственнику на него переходит в момент внесения записи в соответствующий реестр.
Следовательно, при отсутствии зарегистрированного в Реестре маломерных судов права собственности заинтересованного лица (покупателя) К.А.А. на спорное судно, право собственности сохраняется за прежним собственником К.А.Л.
При этом, в силу пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Также суд не усматривает оснований для исключения спорного судна из Реестра маломерных судов в соответствии с поданным истцом заявлением о снятии с учета маломерного судна, поскольку К.А.Л. не был представлен документ, предусмотренный пунктом 24 Административного регламента, подтверждающий наличие оснований для исключения маломерного судна из Реестра маломерных судов.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги соответствует требованиям действующего законодательства, совокупность обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ и необходимых для удовлетворения требований, отсутствует.
На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований К.А.Л. к ГУ МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения от <дата>№ об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании зарегистрировать прекращение права собственности К.А.Л. на маломерное судно Казанка –М, идентификационный номер № отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья Е.М. Митрофанова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.