К делу № 2а-3607/2020
Решение
Именем Российской Федерации
«16» марта 2020 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодар в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
помощника судьи Авдеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, понуждении к устранению допущенных нарушений,
Установил:
ФИО1 обратилась суд с административным иском к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным направленного администрацией Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ; понудить администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №. В обоснование иска указано, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец представил в адрес Администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. На представленное уведомление Администрация округа ДД.ММ.ГГГГ выдала уведомление о недопустимости строительства индивидуального жилого дома на земельном участке. Администрация обосновала недопустимость размещения тем, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования г. Краснодар вышеуказанный земельный участок расположен в двух разных территориальных зонах (застройки индивидуальными жилыми домами и инженерно/транспортной инфраструктуры), в одной из которых строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. По мнению истца выданное администрацией округа уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, не соответствует требованиям законодательства и исключает возможность возведения на участке жилого дома в соответствии с видом разрешенного использования участка, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Административный истец в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивал.
Представитель административного ответчика Администрации Прикубанского внутригородского округа город Краснодар в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить административные исковые требования по следующим основаниям.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ административный истец представил в адрес Администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
На представленное уведомление Администрация округа ДД.ММ.ГГГГ выдала уведомление о недопустимости размещения индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Администрация обосновала недопустимость размещения тем, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования г. Краснодар выше указанный земельный участок расположен в двух разных территориальных зонах (застройки индивидуальными жилыми домами и инженерно/транспортной инфраструктуры), в одной из которых строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
В тоже время каких-либо замечаний к параметрам планируемого к строительству индивидуального жилого дома, в том числе к минимальным отступам этого дома от границ земельных участков и мест общего пользования, администрацией сделано не было.
Суд полагает, что уведомление о недопустимости размещения объекта жилищного строительства на принадлежащем истцу земельном участке является незаконным, препятствует в использовании, распоряжении и владении принадлежащего истцу земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, нарушают его права и законные интересы на улучшение жилищных условий и возможности быть обеспеченным и обеспечить членов своей семьи постоянным жильем.
По правилам ч.ч. 1 и 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве. Уполномоченный орган направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости его размещения на земельном участке либо уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения такого объекта.
Согласно пп. 5 и 5.1 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство и направление вышеназванных уведомлений, при осуществлении строительства объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, расположенных на территории городских округов.
Таким образом, административный истец правомерно обратился в Администрацию округа с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома и вправе оспорить ее решение, изложенное в уведомлении о недопустимости размещения объекта жилищного строительства на земельном участке.
За административным истцом в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на выше упомянутый земельный участок. Этот земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов и вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно предоставленной выписки из ИСОГД, выданной Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар, которая содержит сведения об указанном участке, в том числе сведения о том, что участок истца расположен в территориальной зоне Ж.1.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами. Сведений о нахождении участка истца в зоне транспортной инфраструктуры данный документ не содержит.
На основании ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 42 и ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории, в частности проект планировки территории подготавливается на основании правил землепользования и застройки и не должен противоречить им. Доказательств того, что использование земельного участка истца для целей строительства на нем индивидуального жилого дома опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, администрация в нарушение ст. 62 КАС РФ не представила. Суд приходит к выводу, что правовой режим земельного участка административного истца, с учетом Правил землепользования и застройки и отсутствие иных ограничений, позволяют осуществить на нем строительство индивидуального жилого дома.
В п.п. 1-4 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ приведен исчерпывавший перечень случаев направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Такими случаями являются подача или направление уведомления о планируемом строительстве лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ); несоответствие параметров объекта жилищного строительства параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства установленным Градостроительного кодекса РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
В данном случае административный истец представил в адрес Администрации округа уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности.
Каких-либо замечаний к параметрам планируемого к строительству индивидуального жилого дома, в том числе к минимальным отступам этого дома от границ земельных участков и мест общего пользования, Администрацией округа сделано не было.
При этом отмеченный земельный участок, на котором административный истец планирует строительство индивидуального жилого дома, не располагается в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Поэтому проверка соответствия внешнего облика индивидуального жилого дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, уполномоченным органом не проводилась (п. 4 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Последним основанием для направления уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости его размещения, по правилам п. 3 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ является случай, когда размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Земельный участок административного истца не отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Земельным и иным законодательством РФ не предусмотрены ограничения использования земельного участка истца.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ именно правила землепользования и застройки регулируют застройку муниципальных образований. В частности названные правила разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, а также обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В п.п. 1, 2 и 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе и жилым. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально. Собственники и другие владельцы могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительном регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Градостроительным кодексом РФ.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, правила землепользования и застройки регулируют застройку муниципальных образований.
В том случае, если территориальная зона и установленный для нее градостроительный регламент, содержащий перечень видов разрешенного использования земельного участка, позволяют осуществить на нем строительство согласно виду его разрешенного использования, такое строительство допускается, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.
При этом предусмотренные правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков. Основой правового режима земельного участка в силу Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ является его целевое назначение и вид разрешенного использования.
Земельный участок административного истца имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строитльства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар земельный участок, на котором административный истец предполагает осуществить строительство, расположен в территориальной зоне Ж.1.1. - Зона застройки индивидуальными жилыми домами, с одним из основных видов разрешенного использования – строительство индивидуальных жилых домов.
Следовательно, отмеченные Правила землепользования и застройки допускают строительство индивидуального жилого дома на земельном участке административного истца.
Вместе с тем являются ошибочными доводы администрации о том, что функциональная зона генерального плана муниципального образования г. Краснодар и зона проекта планировки территории не допускают размещения на земельном участке административного истца индивидуального жилого дома.
В ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ установлено требование о том, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании правил землепользования и застройки.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в зонах застройки индивидуальными жилыми домами, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (ч. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Утверждение границ функциональных зон генеральным планом муниципального образования г. Краснодар не повлекло изменения правового режима принадлежащего административному истцу земельного участка, который изначально имел и имеет по настоящее время вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Суд установил, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар земельный участок расположен в территориальной зоне Ж.1.1. - зона застройки индивидуальными жилыми домами, с одним из основных видов разрешенного использования - для строительства индивидуальных жилых домов.
Указанные Правила утверждены решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6.
В тоже время генеральный план муниципального образования г. Краснодар, который является документом территориального планирования, утвержден решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года № 25 п. 15.
Однако в силу положений ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Перечисленные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
По правилам п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Проект планировки территории на данный земельный участок не утвержден.
Таким образом, до утверждения функциональной зоны генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, правовой режим вышеуказанного земельного участка административного истца определялся исходя из их категории: земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования: для садоводства.
Поэтому утверждение границ функциональной зоны генеральным планом не повлекло изменения правового режима земельного участка административного истца и не препятствует его использованию по назначению.
Следовательно, доводы администрации о расположении выше указанного земельного участка согласно генеральному плану в зонах индивидуальной жилой застройки и транспортной инфраструктуры и недопустимости размещения в связи с этим на нем индивидуального жилого дома, сделаны с нарушением приведенных норм права и являются несостоятельными.
Правовой режим земельного участка административного истца, с учетом Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар и отсутствие иных ограничений, при изложенных обстоятельствах, позволяют осуществить на нем строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, у администрации отсутствовали законные основания для применения ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ и направления административному истцу уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
При этом уведомление о недопустимости строительства индивидуального жилого дома на земельном участке препятствует административному истцу использовать этот земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования, нарушают его права и законные интересы на улучшение жилищных условий и возможности быть обеспеченным и обеспечить членов своей семьи постоянным жильем.
Учитывая изложенное, переданное Администрацией округа административному истцу уведомление о недопустимости строительства объекта жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке является незаконным.
Кроме прочего, согласно сведениям публичной кадастровой карты, выписок из ЕГРН на соседние участки, земельный участок административного истца расположен на территории частного сектора ряда жилых кварталов, где все земельные участки предназначены сугубо для индивидуального жилищного строительства. Жилой квартал, в котором непосредственно находятся земельные участки, имеет надлежащим образом функционирующую дорогу, в полном объеме обеспечивающую проезд и проход. Жилой квартал застроен индивидуальными жилыми домами, находящимися в частной собственности. При этом земельный участок административного истца граничит с земельными участками, на которых построены индивидуальные жилые дома.
Администрация округа не предоставила данных об отнесении земельного участка административного истца к зоне транспортной инфраструктуры, не указала, какие именно объекты транспортной инфраструктуры на этом участке размещены, когда будут реализованы названные планы и земельный участок будет изъят у собственника для государственных или общественных нужд.
Также администрация округа не обосновала, что использование земельного участка административного истца в соответствии с видом его разрешенного использования, то есть в целях строительства на нем индивидуального жилого дома, нарушит права и законные интересы граждан и публичные интересы. Не представлено администрацией и сведений о планируемом строительстве на земельном участке социально значимых для населения объектов. В тоже время несоответствие сведений в документах, принятых органами местного самоуправления не должно влечь неблагоприятных последствий для административного истца, использующего земельный участок по его назначению и не нарушающего нормы действующего законодательства.
Администрация округа не приняла во внимание правовой режим земельного участка административного истца и существующий порядок землепользования и фактически исключила возможность использования в дальнейшем земельного участка по назначению, тем самым, нарушила приведенные положения закона и ограничила права землепользователя.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган местного самоуправления обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.
Представленное административным истцом в адрес администрации округа уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома содержало все предусмотренные законом сведения и к нему были приложены необходимые документы.
В противном случае администрация в порядке ч. 6 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ вернула бы поданное административным истцом уведомление о планируемом строительстве без рассмотрения.
В связи с изложенным, требования административного истца о понуждении администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца путем выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, следует признать обоснованными.
На основании вышеизложенного,
и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск ФИО1 к Администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, понуждении к устранению допущенных нарушений, удовлетворить.
Признать незаконным направленное администрацией Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара ФИО1 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№
Обязать Администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодар выдать ФИО1 Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>; Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы): Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; о чем в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №; Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом): Объект индивидуального жилищного строительства; Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция): Строительство; Количество надземных этажей: 1 этаж Высота: 5 м; Сведения об отступах от границ земельного участка: до границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования (КН №)-4,76 м; до границы смежного земельного участка с КН № - 3,02 м; до границы смежных земельных участков с КН № и КН № - 13,64 м; до границы смежных земельных участков с КН № - 16,36 м; Площадь застройки: 84,2 м2.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –