ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-360/2017 от 09.03.2017 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-360/2017 .

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александров 9 марта 2017 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Рыбачик Е.К.,

при секретаре Золян С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области по непринятию мер по проведению комплексного экологического обследования особо охраняемой территории,

У С Т А Н О В И Л:

Александровский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации МО Александровский район Владимирской области по непринятию необходимых мер, направленных на организацию и функционирование особо охраняемой территории – зоны историко-природного ландшафта «...», и обязании администрации МО Александровский район в годичный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести комплексное экологическое обследование в отношении указанной особо охраняемой природной территории.

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением главы администрации Александровского района № 17 от 17.01.1994 года «Об утверждении перечня и схемы размещения особо ценных земель Александровского района, перечня и схемы размещения земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения» на территории Александровского района образовано 11 особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе зона историко-природного ландшафта «...», площадью ... га, расположенная на территории ... сельского поселения Александровского района.

Постановлением главы администрации Александровского района от 12.08.2013 года № 2472 принята муниципальная программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Александровского района на 2014-2020 г.г.», которой предусмотрено, в том числе, проведение в 2014 году комплексного экологического обследования в отношении всех 11 особо охраняемых природных территорий, а в 2016 году проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет указанных особо охраняемых природных территорий.

Однако в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлено, что по состоянию на (дата) администрацией Александровского района организовано и проведено комплексно-экологическое обследование в отношении зон историко-ландшафтного комплекса «...» и «...», комплексное экологическое обследование зоны историко-природного ландшафта «...» администрацией Александровского района не организовано и не проведено. Из представленных документов следует, что проведение мероприятий по комплексному экологическому обследованию в отношении зоны историко-природного ландшафта «...», являющейся особо охраняемой территорией местного значения, администрацией Александровского района не планируется. Указывая, что бездействие администрации Александровского района по исполнению предусмотренной федеральным, региональным и местным законодательством обязанности по проведению вышеуказанных мероприятий препятствует осуществлению иных предусмотренных законодательством мероприятий в отношении указанной зоны историко-природного ландшафта, а именно разработке и принятию соответствующего положения, внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зоны, а также препятствует надлежащему функционированию и обеспечению режима охраны указанной зоны, что ведет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, Александровский городской прокурор обратился в суд с настоящим административным заявлением.

В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Шаталов М.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО Александровский район Владимирской области Архипова Э.В., действующая на основании доверенности, исковые требования в части обязания администрации принять меры по проведению комплексного экологического обследования особо охраняемой территории, оставила на усмотрение суда. При этом указала, что срок исполнения данного требования не может быть ограничен годичным сроком с момента вступления решения в законную силу, поскольку работы по проведению комплексного экологического обследования могут быть проведены только в летний период. Кроме того, ею указано, что на комплексное экологическое обследование с проектом положения о природоохранных зонах в 2017 году в бюджете предусмотрено 50000 руб. и удовлетворение исковых требований повлечет значительное незапланированное увеличение его расходов. Полномочия же по внесению изменений в бюджет муниципального образования, направленных на обеспечение конкретного судебного акта, предоставлены только представительному органу муниципального образования.

В случае удовлетворения административного иска просила об установлении срока проведения комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории до 01.01.2019 года.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Александровской городской прокуратурой проведена проверка законности использования особо охраняемых природных территорий на территории Александровского района, в ходе которой установлено, что администрацией Александровского района комплексное экологическое обследование зоны историко-природного ландшафта «...» не организовано и не проведено.

В соответствии с п. 27 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст.1 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе особо охраняемые природные территории.

Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, помимо категорий, указанных в настоящем законе.

Согласно ст. 1-1 Закона Владимирской области от 08.05.2008 года № 88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области» комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий включает в себя сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных объектах, их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость упразднения или реорганизации особо охраняемой природной территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Владимирской области от 08.05.2008 года № 88-ОЗ на территории области могут создаваться особо охраняемые природные территории местного значения, в т.ч. охраняемые природные объекты и историко-ландшафтные комплексы.

Статьей 7 Закона Владимирской области от 08.05.2008 года № 88-ОЗ определен порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Решение об организации особо охраняемых природных территорий местного значения принимает орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями уставом муниципального образования. Предложения, обосновывающие образование особо охраняемых природных территорий местного значения, должны содержать: материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемых природных территорий; проект положения об особо охраняемых природных территориях; согласование с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, находящихся в границах образуемой особо охраняемой природной территории, в случаях, установленных действующим законодательством; экономическое обоснование организации особо охраняемых природных территорий с указанием необходимых затрат, в том числе в установленных действующим законодательством случаях компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности.

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемых природных территорий местного значения, должны содержать: пояснительную записку с обоснованием необходимости образования особо охраняемых природных территорий; сведения о местоположении, обоснование площади и описание границ, предложения о категории, режиме особой охраны и использования особо охраняемых природных территорий; картографический материал с указанием границ предполагаемой особо охраняемых природных территорий; общую характеристику земельных участков, на которых образуется особо охраняемая природная территория; предложения по установлению в границах предполагаемой особо охраняемой природной территории различных функциональных зон; сведения о составе и характеристику насаждений, водных, почвенных, геологических и других природных ресурсов, находящихся в границах предполагаемой особо охраняемой природной территории; сведения о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира.

В силу ст. 5-1 Закона Владимирской области от 08.05.2008 года № 88-ОЗ положение об особо охраняемой природной территории должно содержать: наименование особо охраняемой природной территории, описание местоположения и границ особо охраняемой природной территории, ее план, сведения о площади, а также описание границ и площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (в случае ее наличия); краткое описание и задачи организации особо охраняемой природной территории, научный профиль особо охраняемой природной территории в случаях, установленных федеральным законодательством; режим охраны и использования особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны (в случае ее наличия); перечень и описание функциональных зон особо охраняемой природной территории (в случаях разделения на функциональные зоны) с указанием их границ и площади; сведения о лицах, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны (в случае ее наличия).

Указанные сведения заносятся в положения об особо охраняемой природной территории на основании материалов комплексного экологического обследования.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 года. № 1225-р (далее-Доктрина), устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.

Создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня является неотъемлемым компонентом развития регионов и страны в целом.

Постановлением главы администрации Александровского района № 17 от 17.01.1994 года «Об утверждении перечня и схемы размещения особо ценных земель Александровского района, перечня и схемы размещения земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения» на территории Александровского района образовано 11 особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе зона историко-природного ландшафта «...», площадью ... га, расположенная на территории ... сельского поселения Александровского района.

По результатам проведенной проверки установлено, что постановлением главы администрации Александровского района от 12.08.2013 года № 2472 (с изменениями от 25.01.2016 года № 81, от 28.12.2016 года № 2390) принята муниципальная программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Александровского района на 2014-2020 годы», в рамках которой утверждена подпрограмма «Биологическое разнообразие Александровского района на 2014-2020 годы». Задачами указанной подпрограммы является: развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения; сохранение и восстановление биологического разнообразия посредством охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих на территории Александровского района; организация и проведение мероприятий по учету, функционированию и обеспечению режима особо охраняемых природных территорий местного значения. Разделом «Прогноз сводных показателей мероприятий муниципальной программы и ее подпрограмм» муниципальной программы предусмотрено, что в 2014 году должно было быть проведено комплексное экологическое обследование в отношении всех 11 особо охраняемых природных территорий местного значения, а в 2016 году проведены работы по их межеванию и постановке на кадастровый учет. По состоянию на (дата) год администрацией Александровского района организовано и проведено комплексно-экологическое обследование в отношении зоны историко-ландшафтного комплекса «...», зоны историко-ландшафтного комплекса «...», в отношении остальных 9 особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе зоны историко-природного ландшафта «...», мероприятия по комплексному экологическому обследованию не произведены.

Кроме того установлено, что объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом составляет ... руб., что является заведомо недостаточным и не позволяет в полном объеме провести установленные подпрограммой мероприятия в отношении всех имеющихся особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно информации, предоставленной отделом природопользования и охраны окружающей среды администрации Александровского района от (дата) и финансовым управлением администрации Александровского района от (дата), в настоящее время администрацией Александровского района решается вопрос о выделении дополнительных средств на финансирование подпрограммы «Биологическое разнообразие Александровского района на 2014-2020 года» в целях проведения в 2017 году мероприятий по комплексному экологическому обследованию и проведению работ по межеванию и постановке на кадастровый учет в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения «...», «...», «...».

Вместе с тем из представленных документов следует, что проведение мероприятий по комплексному экологическому обследованию в отношении зоны историко-природного ландшафта «...», являющейся особо охраняемой природной территорией местного значения, администрацией Александровского района не планируется.

(дата) Александровским городским прокурором в администрацию Александровского района внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, земельного законодательства.

Согласно сообщению главы администрации Александровского района от (дата) представление прокурора рассмотрено. При формировании бюджета Александровского района на 2017 год будут предусмотрены финансовые средства в размере ... рублей на выполнение мероприятий для приведения нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части особо охраняемых природных территорий – зон историко-природного ландшафта «...», «...», «...», их инвентаризации, комплексного экологического обследования с проектом положения о природоохранных зонах, на проведение работ по землеустройству и межеванию и постановке на кадастровый учет. Остальные особо охраняемые территории будут приведены в соответствие с действующим законодательством в последующие 2018-2019 г.г.

Судом установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, что администрацией Александровского района Владимирской области, в нарушение требований законодательства, не решен вопрос о проведении комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории зоны историко-природного ландшафта «...».

Таким образом, бездействие администрации Александровского района по исполнению обязанности по осуществлению мероприятий по проведению комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории препятствует осуществлению иных предусмотренных законодательством мероприятий в отношении зоны историко-природного ландшафта «...», надлежащему функционированию и обеспечению режима охраны указанной зоны, ведет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования Александровский район на 2017 год денежных средств на проведение работ по проведению комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов исполнительной власти с наличием финансовой возможности.

Определяя в соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ срок исполнения такой обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение административного ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности. Так согласно информационному письму ГБУ ВО «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области», представленному административным ответчиком, в настоящее время на территории Александровского района расположено 11 ООПТ общей площадью ... га. Возможность проведения комплексного экологического исследования имеется исключительно в летний сезон, в период вегетации объектов растительного мира, гнездования птиц.

Вследствие изложенного суд приходит к выводу о том, что разумным и достаточным для исполнения настоящего решения суда будет срок, составляющий один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, включающий два летних периода 2017 и 2018 г.г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Александровского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области по непринятию мер по проведению комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории - зоны историко-природного ландшафта «...», расположенной на территории ... сельского поселения Александровского района Владимирской области.

Обязать администрацию муниципального образования Александровский район Владимирской области в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести комплексное экологическое обследование в отношении особо охраняемой природной территории - зоны историко-природного ландшафта «...», расположенной на территории ... сельского поселения Александровского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.К. Рыбачик

.

.

.