ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-360/2022 от 10.02.2022 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-360/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Виноградовой И.В.,

при помощнике судьи Аракчеевой Д.Н.,

с участием истца Рыжова С.Ю.,

представителя ответчика УМВД России по Тверской области по доверенности Чулькиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Рыжова Сергея Юрьевича к МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области о признании неправомерным решения по определению типа транспортного средства, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскания судебных расходов,

установил:

Рыжов С.Ю. обратился в суд с требованиями к МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области признать неправомерным решение по определению типа транспортного средства ГАЗ 22171, 2008 года выпуска, VIN номер , государственный регистрационный номер , как автобус; определить, что согласно классификации транспортное средство ГАЗ 22171, государственный регистрационный номер , относятся к категории М1, тип ТС - легковой автомобиль; обязать внести соответствующие изменения кода типа транспортного средства ГАЗ 22171, государственный регистрационный номер , помещаемого в состав сведений, передаваемых в налоговые органы с даты регистрации данного транспортного средства в МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области; взыскать сумму государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.

В обоснование исковых требований указано, что согласно налогового уведомления № 26652015 от 01.09.2021 в расчёте налога за транспортное средство ГАЗ 22171, государственный регистрационным знак , зарегистрированного за Рыжовым С.Ю., МИФНС № 10 по Тверской области установлен размер налоговой ставки для типа транспортного средства – автобус в размере 50 руб. МРЭО ГИБДД №1 УМВД России по Тверской области неправомерно определен тип данного транспортного средства как автобус. Согласно классификации нормативного документа транспортное средство ГАЗ 22171, государственный регистрационным знак , относится к категории М1 - легковые автомобили, так как имеет четыре колеса, используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя шесть (менее восьми) мест для сидения.

Определением суда от 14 января 2022 в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Тверской области.

В судебном заседании административный истец Рыжов С.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить их. Пояснил, что он просит признать неправомерным решение МРЭО ГИБДД УМВД России по Тверской области в части определения типа принадлежащего ему транспортного средства. В приказе Федеральной налоговой службы России от 25.11.2015 указан тип транспортного средства, код типа легкого транспортного средства-51000, автобусы-64000. Принадлежащее ему транспортное средство ГАЗ 22151, государственный регистрационный знак , 2008 года выпуска, зарегистрировано в МРЭО ГИБДД УМВД России. Считал, что МРЭО ГИБДД неправильно определило тип транспортного средства, как автобус. В соответствии с классификацией автотранспортных средств в графах 2 и 3 указаны типы транспортного средства по типу и общему назначению. Автобус – это автотранспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, и имеющее более 8 мест для сидения, кроме водителя. В соответствии с графой 1 данной классификации автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения пассажиров, кроме водителя, классифицируются как легковые автомобили. Рассматриваемое транспортное средство по типу и общему назначению классифицируется как легковой автомобиль. Характеристики, которые отличают автобусы от легкового автомобиля-это количество мест для сидения помимо водителя. Под маркировкой «Соболь 22171» выпускается два вида транспортных средств. С 2015 года ему начислялся налог на транспортное средство, как на автобус, но обратился в суд он именно сейчас, поскольку ему стало известно в 2020 году о том, что такое исчисление налога неверно. К заводу-изготовителю с разъяснениями по поводу определения типа его транспортного средства он не обращался.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по Тверской области по доверенности Чулькина С.А. возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым согласно пункта 1 статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Органы ГИБДД МВД России передают такие сведения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 697). Из карточки учета транспортного средства следует, что Рыжов С.Ю. является собственником транспортного средства ГАЗ 22171, тип которого определен как специализированный пассажирский, категории «В» с особыми отметками «6 пас. мест специализированное пассажирское ТС», масса без нагрузки составляет 2090 кг, разрешенная максимальная масса - 2900 кг, мощность двигателя 91 кВт (124,0 л.с.). Из представленных копий свидетельства о регистрации ТС и паспорта ТС также видно, что тип ТС определен как «специализированное пассажирское» категории «В». Следует обратить внимание, что для каждого транспортного средства одобрение типа транспортного средства осуществляет завод-изготовитель и выдает соответствующий документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов», а также национальным и международным нормативным документам, включая Правила ЕЭК ООН (ОТТС). Таким образом, УМВД России по Тверской области, полагает, что действия должностных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по Тверской области при регистрации транспортного средства ГАЗ 21171 государственный регистрационный знак являются законными и обоснованными. УМВД России по Тверской области является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, следовательно, на него распространяются нормы налогового законодательства, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о взыскании судебных расходов в части возмещения государственной пошлины с УМВД России по Тверской области не имеется. Дополнительно пояснила, что в базе данных содержится информация обо всех транспортных средствах, и она совпадает с тем, что указано в паспорте транспортного средства истца. Между МРЭО ГИБДД и Налоговой службой существует электронный документооборот, таким образом, исключено предоставление недостоверных данных. Указание на то, что транспортное средство истца является автобусом, в базе данных не имеется.

Представитель административного ответчика МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах его неявки суд не уведомило. Представлено информационное письмо, которым сообщено следующее. Согласно ст. 357 главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения транспортным налогом. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ). В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о транспортных средствах и лицах, на которые транспортные средства зарегистрированы, а также обо всех связанных с ними изменениях, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств на территории Тверской области, является Управление ГИБДД МВД России по Тверской области. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующего органа на Рыжова Сергея Юрьевича зарегистрирован а/м ГАЗ 22171 государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 123,8 л.с., тип данного транспортного средства - автобусы, поставлен на регистрационный учет 21.03.2015, с регистрационного учета не снимался. Согласно пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется, как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки в Тверской области установлены Законом Тверской области от 06.11.2002 № 75-ЗО в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Для автобусов с мощностью двигателя - до 200 л.с. включительно налоговая ставка составляет 50,00 руб. Транспортный налог за а/м ГАЗ 22171 за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021 исчислен в размере 6 190 руб. (123,8 л.с.* 50 (ставка)).

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом вышеприведенных положений закона, суд не находит оснований к отложению судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно требованиям, изложенным в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу пункта 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

Статьей 1 Закона Закон Тверской области от 06.11.2002 № 75-ЗО (ред. от 25.12.2019) «О транспортном налоге в Тверской области» (принят Законодательным Собранием Тверской области 31.10.2002) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2021) установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к категория «B» отнесены автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

В разделе II Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.12.2021) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») понимается под «типом транспортного средства»-транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (Заключено в г. Москве 15.08.2014) (ред. от 11.11.2015) определен паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) – как паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним (паспорт, выдаваемый на шасси транспортного средства в случае поставки шасси их потребителям);

Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства».

Согласно Приказа МВД России от 23.04.2019 N 267 (ред. от 28.09.2020) «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» (вместе с «Требованиями к паспорту транспортного средства», «Требованиями к свидетельству о регистрации транспортного средства") (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2019 N 54939) в строке «3». Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением. В строке «4. Категория ТС» указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза

При этом согласно Приложению «Категории транспортных средств, установленные Техническим Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), и Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к данной категории относятся как «механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения» (легковые автомобили), так и "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны", то есть грузовые автомобили.

Следовательно, категория «B» включает как легковые, так и грузовые транспортные средства.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Рыжов С.Ю. является собственником транспортного средства ГАЗ 22171, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак , категория В, код типа «58 Специализированный пассажирский», 6 пассажирских мест.

Следовательно, тип транспортного средства может подразделяться не только на легковые, грузовые автомобили, автобусы, но также на специальный, специальный пассажирский и т.д.

Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2021 № 26652015 за 12 месяцев владения вышеуказанным автомобилем по итогам налогового периода 2020 года Рыжову С.Ю. начислен транспортный налог в размере 6 924 руб., исходя из его мощности в 123,8 лошадиных силы из расчета 50 руб. за одну лошадиную силу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно представленной копии паспорта транспортного средства автомобиля ГАЗ 22171, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак , (л.д. 14) данный автомобиль относится к категории «B», имеет мощность двигателя 123,8 (91) лошадиных сил, рабочий объем двигателя 2464 куб. см., разрешенную максимальную массу 2 900 кг, наименование (тип ТС) – специализированное транспортное средство (6 мест). Дата постановки транспортного средства на учет - 21.08.2015.

С учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации спорного транспортного средства, орган ГИБДД определил, что указанное транспортное средство является пассажирским.

Таким образом, довод административного истца о том, что для его транспортного средства определен к уплате налог как за транспортное средство «автобус» не принимается судом, поскольку опровергается представленной в материалы дела карточкой учета транспортного средства ГАЗ 22171, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).

Вместе с тем, в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено поименованным кодексом.

Как было установлено в судебном заседании, со слов административного истца о нарушении своего права ему стало известно со слов знакомых. По данному факту им было направлено обращение в УФНС России по Тверской области.

Согласно письму УФНС России по Тверской области от 20.01.2020 № 21-12/00664 при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налоговые органы руководствуются типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в нем категорией автомобиля. При исчислении транспортного налога с физических лиц работники Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области о налогах и сборах.

Таким образом, срок обращения в суд с требованием о признании неправомерным решения, следует исчислять с указанной выше даты. По состоянию на 10 февраля 2021 года установленный законом срок обращения в суд с указанным требованием пропущен.

Суд, проанализировав приведенные выше требования закона соглашается с доводом представителя административного ответчика УМВД России по Тверской области о том, что действия должностных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по Тверской области при регистрации транспортного средства ГАЗ 21171 государственный регистрационный знак являются законными и обоснованными, поскольку для каждого транспортного средства одобрение типа транспортного средства осуществляет завод-изготовитель и выдает соответствующий документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов», а также национальным и международным нормативным документам.

С учетом установленных судом обстоятельств, отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что оспариваемыми действиями не нарушено каких-либо прав и законных интересов административного истца, не создано препятствий в осуществлении прав и свобод, не возложено на них каких-либо обязанностей либо мер ответственности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Такая совокупность в данном случае отсутствует.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Рыжова Сергея Юрьевича к МРЭО ГИБДД № 1 УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области о признании неправомерным решения по определению типа транспортного средства, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскания судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Виноградова

Решение в окончательной форме принято 17 февраля 2022 года.

Судья И.В. Виноградова

Дело № 2а-360/2022