УИД: 66RS0002-01-2018-003511-64
Дело № 2а-3611/2018
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Гавриной Ю.В., при секретаре Щербининой В.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания от 11.10.2018 № 66/12-5411/1-18-И,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» (в дальнейшем учреждение) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания от 11.10.2018 № 66/12-5411/1-18-И. В обоснование иска указано, что 11.10.2018 по результатам внеплановой проверки государственным инспектором труда в Свердловской области ФИО2 был составлен акт № 66/12-5411-18-И и вынесено предписание № 66/12-5411/1-18-И, в котором учреждение обязано устранить нарушения трудового законодательства:
- обеспечить работников ФГКУ «УРПСО МЧС России» выполняющих аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров средствами индивидуальной защиты при работе в зоне повышенных температур в соответствии с действующими Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.09.2010 № 777н и во исполнение требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ.
Указанное предписание учреждение считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку по результатам внеплановой проверки Учреждению выдано свидетельство *** от 27.02.2018 «Об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ», которое дает право Учреждению до 27.02.2012 осуществлять только поисково-спасательные работы. Проводить аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров Учреждение не имеет право. Приказами Учреждения, начиная с 27.02.2018 спасатели отряда в зонах ЧС привлекались исключительно к проведению превентивных мероприятий, а не к тушению пожаров. Тот факт, что спасатели в отсутствие соответствующего разрешения, по личной инициативе, принимали участие в тушении пожаров, свидетельствует о превышении спасателями своих полномочий и не может ставиться в вину работодателю. На складе Учреждения имеется сертифицированная одежда и оснащение для тушения природных пожаров, которая при получении свидетельства на право профессионального ведения работ по тушению природных пожаров, будет выдаваться спасателям.
Помимо этого, инспектор по охране труда, не являясь органом по разрешению трудовых споров, фактически разрешил индивидуальный трудовой спор между М и учреждением по существу, выйдя за пределы своей компетенции, что свидетельствует о незаконности предписания административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО2 полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Проведенной проверкой установлено, что сотрудники Учреждения в мае 2018 года принимали участие в тушении пожаров, что подтверждается нарядом на службу и наряд заданием от 20.05.2018, журналом учета поисково-спасательных работ. Однако работодатель не обеспечил спасателей, выполняющих работу в зоне повышенных температур, соответствующими средствами индивидуальной защиты.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьями 4, 218 Кодекса административного судопроизводства, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (решения) согласно ч.11 ст. 226 КАС Российской Федерации возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия. Между тем, административный истец должен доказать, что оспариваемым решением (предписанием) нарушаются его права либо создаются препятствия в реализации прав.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ N 294).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
На основании исследованных в судебном заседании материалов, установлено, что в связи с поступившим обращением М (л.д. 26), по вопросу проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров, работниками не прошедшими соответствующего обучения, не имея лицензии на данный вид работ, а так же в отсутствие средств индивидуальной защиты для данного вида работ, в отношении ФГКУ «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя ГИТ в Свердловской области от 13.09.2018 № 66/12 -4415-18-И проведена внеплановая, выездная проверка. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначена ФИО2 (л.д. 29-31).
Согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что должностные лица государственной инспекции труда имеют право в любое время в случае необходимости осуществлять проверку соблюдения лицом (юридическим лицом) трудового законодательства. Поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав в силу ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 2 ст. 10 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются основаниями для проведения внеплановой проверки, в том числе выездной.
Административным истцом основания проведения проверки, её порядок не оспаривались.
По результатам проверки в отношении административного истца составлен акт проверки, и вынесено предписание, обязывающее в срок до 12.11.2018 обеспечить работников ФГКУ «УРПСО МЧС России» выполняющих аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров средствами индивидуальной защиты при работе в зоне повышенных температур в соответствии с действующими Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.09.2010 № 777н и во исполнение требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ (л.д. 37-38).
Возлагая обязанность обеспечить работников Учреждения средствами индивидуальной защиты при работе в зоне повышенных температур, государственный инспектор пришел к выводу, что работодатель, привлекая работников к тушению пожара в отсутствие соответствующих средств индивидуальной защиты, нарушил Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.09.2010 № 777н.
Суд не может согласиться с данным выводом.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ под аварийно-спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Под аварийно-спасательными работами, в свою очередь понимаются действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Положения ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ содержат перечень видов аварийно-спасательных работ, который включает в себя, в том числе поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ.
В своей деятельности аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Пунктом 4 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, предусмотрено, что в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.
В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.
Судом установлено, что решением аттестационной комиссии АСФ МЧС России № 8 27.02.2018 Учреждению выдано свидетельство об аттестации на право ведения поисково-спасательных работ. Срок действия свидетельства указан до 27.02.2021 г.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 сентября 2010 года г. N 777н.
Отсутствие у Учреждения разрешения на ведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров является препятствием для осуществления соответствующего вида спасательных работ и прямо запрещено законом (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
Тот факт, что в мае 2018 года работодатель допускал работников к тушению пожаров, является нарушением положений Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ, но не может являться основанием для возложения обязанности на Учреждение обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе в зоне повышенных температур, поскольку такие работы данным учреждением проводиться не могут.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
решил:
административное исковое заявление – удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Свердловской области от 11.10.2018 № 66/12-5411/1-18-И.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Ю.В. Гаврина