2а-3611/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Иванишиной О.С.,
при секретаре Кугаевских И.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3611/2016 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самотлорнефтегаз» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре о признании предписания государственного органа недействительным,
УСТАНОВИЛ:
АО «Самотлорнефтегаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы понадзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО-Югре о признании недействительным предписания №377-ЗН/39 от 10.11.2015 года о рекультивации загрязненного участка, загрязненного в результате некатегорийного отказа трубопровода – н/с к.1724 до вр. в н/сбор куста 469 Самотлорского месторождения, мотивируя требования тем, что на основании приказа от 09.10.2015 года №1590 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) в отношении АО «СНГ» была проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки составлен Акт от 10.11.2015 года № 249, согласно которому при проведении проверки установлено, что Обществом рекультивация загрязненного участка не проведена. По итогам проверки оформлено предписание №377-ЗН/39 от 10.11.2015 года о рекультивации загрязненного участка. С вынесенными предписаниями АО «СНГ» не согласно, считает содержащиеся в них требования незаконными в связи со следующими обстоятельствами. Согласно предписанию №377-ЗН/39 от 10.11.2015 Общество обязано рекультивировать земельный участок, загрязненный в результате некатегорийного отказа трубопровода - н/1724 до вр. в н/сбор куста 469 Самотлорского месторождения в установленном законом порядке. Загрязненному участку присвоен инв. № 02/НП6/5502/10-3 выд.1, участок расположен на землях промышленности. Письмом №АБ-1256 от 03.11.2015 года Общество сообщило административному ответчику о проведенной рекультивации загрязненного участка и предоставило документы, свидетельствующие о фактическом выполнении Обществом полного комплекса рекультивационных работ на загрязненном участке (паспорт загрязненного участка, акт отбора проб почвогрунта, схема загрязненного участка, схема отбора проб, протокол КХА). Административный ответчик не признал факт рекультивации загрязненного участка, в Акте проверки №249 указал, что в силу действующего Положения о приемке земельных участков в Нижневартовском районе (утв. Постановлением Администрации Нижневартовского района от 03.09.2014 №1574 «О создании постоянной комиссии при приемке земель в Нижневартовском районе») земельный участок считается принятым после утверждения Постоянной комиссией акта приемки-сдачи рекультивированных земель. Считают данную позицию административного органа ошибочной, просит предписание №372-ЗН/39 от 10.11.2015 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре признать недействительным и неподлежащим исполнению.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме. Пояснил, что Обществом выполнен комплекс рекультивационных работ в результате которых достигнут уровень содержания в почве нефтепродуктов, установленный Постановлением Правительства ХМАО-Югра от 10.12.2004 №466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Данный земельный участок исключен из Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов ХМАО-Югра. Кроме того, земельный участок предоставлен Обществу в долгосрочную аренду, прекращать использование данного земельного участка общество не намерено, следовательно, требования Положения о приемке земель в Нижневартовском районе не могут быть применимы, поскольку они применяются при приемке и обследовании земельных участков, срок использования которых истек, а также неиспользуемых земельных участков.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста – инженер Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы фио2 пояснила, что после того как нефтегазодобывающее предприятие сообщает о произошедшем разливе или аварии, служба определяет категорию земель, если участок попадает к лесному фонду, то инспектора выезжают на место, если это земли промышленности, то загрязненный участок они вносят в реестр нефтезагрязненных территорий. Все загрязненные участки вносят в реестр нефтезагрязненных территорий. Исключение земель из Реестра производится на основании постановления Правительства ХМАО-Югра от <дата>№-п «Об утверждении Регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Прежде чем произвести выезд, службой проверяются участки, включены ли они в Реестр, заявлены ли они Обществом на приемку, и только в этом случае дается распоряжение и разрешение на выезд. Выезжает инспектор на место и осуществляет работы. Исключение из Реестра загрязненных участков производится в том случае, если земли соответствуют всем экологическим требованиям, которые предъявляются к уже рекультивированным земельным участкам. Акт приемки-передачи земель составляется только в случае возврата земель по истечении срока Договора, а также досрочного возвращения. Договор прекращается или расторгается на основании заявления арендатора с приложением акта приема-передачи рекультивируемых земель. Это же правило действует на землях лесного фонда. Считает, что если земельный участок соответствует всем требованиям, которые предъявляются к рекультивируемым землям, значит рекультивация проведена.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста – муниципального бюджетного учреждения Нижневартовского района "Управление имущественными и земельными ресурсами фио1 в судебном заседании пояснил, что в связи с тем, что срок использования земельного участка не истек, он находится в аренде у ОА «Самолорнефтегаз» сроком до 2038 года, комиссия о приемке земельных участков Администрацией не может быть создана, поскольку, в соответствии с Положением № 1574 от 03.09.2014 года, для принятия комиссией земель необходимо, чтобы срок аренды истек.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, специалистов, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – Кодекс) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1, 5, 7 ст. 219 Кодекса, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 09.10.2015 года № 1590 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в отношении АО «Самотлорнефтегаз» была проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания №444-ЗК/7 от 28.11.2014 года, согласно которому АО «Самотлорнефтегаз» было обязано провести рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате некатегорийного отказа трубопровода – н/1724 до вр. в н/сбор куста 469 Самотлорского месторождения и предъявить к сдаче рекультивированный участок в установленном законом порядке.
По результатам проверки оформлен Акт проверки №249 от 10.11.2015 года, в котором Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре изложило следующие выводы: согласно паспорту загрязненного земельного участка нефтезагрязненный участок, возникший в результате некатегорийного отказа трубопровода -н/с к. 1978 до т. вр. в н/с к.401 Самотлорского месторождения, находится на землях промышленного фонда (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения). Загрязненному участку присвоен инв.№02/НП6/5502/10-з выд.1.
В соответствии с пунктом 14 Основных положений о рекультивации земель, снятии и сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации N 525. Роскомзема N 67 от 22.12.1995г., для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной Комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная Комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Постановлением администрации Нижневартовского района №1754 от 03.09.2014 утверждено Положение о приемке земельных участков в Нижневартовском районе.
Пунктом 3.10 названного Положения установлено, что участок считается принятым после утверждения председателем комиссии акта приемки-сдачи земельных участков.
Данное требование так же закреплено основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67) согласно которым объект считается принятым после утверждения Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.
АО «Самотлорнефтегаз» в ходе проведения внеплановой выездной проверки, для ознакомления, были представлены следующие документы: паспорт загрязненного земельного участка, акт отбора проб почвогрунта №СНГ-КГИ-404 от 19.09.2015, схема нефтезагрязненного участка, схема отбора проб, протокол №1088. Акта приемки-сдачи рекультивированного земельного участка, а так же каких-либо документов подтверждающих, что на данном участке проводились работы по рекультивации Обществом не представлено.
Письмом №АБ-1256 от 03.11.2015 Общество сообщило о выполнении предписания №444-ЗК/7 от 28.11.2014 и сдаче в установленном порядке нефтезагрязненного земельного участка, возникшего в результате некатегорийного отказа трубопровода - н/1724 до вр. в н/сбор куста 469 Самотлорского месторождения.
Однако при анализе приложений к указанному письму установлено, что земельный участок с номером 02\НП6\5502\10-з выд.1 лишь рекомендован к исключению из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктов, подтоварной водой территорий и водных объектов ХМАО-Югры, который ведет Природнадзор Югры.
Данное обстоятельство не свидетельствует о проведении рекультивационных работ АО «Самотлорнефтегаз» на нефтезагрязненном земельном участке, возникшем в результате некатегорийного отказа трубопровода - н/1724 до вр. в н/сбор куста 469 Самотлорского месторождения.
Кроме того, в соответствии с Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №612-п от 07.05.2015, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры участвует в процедуре приемки рекультивированных земель (земельных участков) только лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и делать какие-либо выводы о качестве проведения рекультивационных работ на землях промышленности не уполномочена.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления припроведениипроверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившиепроверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдатьпредписаниеюридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) опроведениимероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
При этомпредписаниедолжно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимостьпредписанияявляется важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законностипредписания, посколькупредписаниеисходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
По результатам проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре выдано АО «Самотлорнефтегаз» предписание №377-ЗН/39 от 10.11.2015 года.
Между тем, указание Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в акте проверки №249 от 10.11.2015 года на то, что отсутствует акт приемки-сдачи рекультивированного земельного участка ошибочно, в связи со следующим.
В пункте 1.1. Положения о приемке земель в Нижневартовском районе указано, что данное Положение разработано в целях приемки земельных участков, срок использования которых истек, а так же неиспользуемых земельных участков.
Загрязненный земельный участок является частью земельного участка, арендуемого Обществом на основании заключенного с Администрацией Нижневартовского района договора аренды №3109 от 22.03.2011 года. Земельный участок предоставлен Обществу в долгосрочную (по 31.12.2038 года) аренду и необходим Обществу для использования в производственных целях, при этом, как пояснил представитель административного ответчика, Общество не имеет намерения изменять срок аренды земельного участка или отказываться от использования частью земельного участка, в связи с чем, не имеет возможности сдать (возвратить) рекультивированный участок обратно Арендодателю в порядке, установленном Положением о приемке земельных участков.
Таким образом, порядок сдачи земельных участков, установленный Положением о приемке земель в Нижневартовском районе, в данном случае не может быть применим.
В связи с отсутствием установленного порядка сдачи рекультивированных земельных участков, расположенных на землях промышленности, Обществом было направлено в адрес Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра обращение (письмо №АБ-1256 от 03.11.2015) с просьбой рассмотреть материалы и выдать заключение на предмет соответствия рекультивированного земельного участка требованиям регионального норматива.
По результатам рассмотрения данного обращения Общества, Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра в адрес Общества было направлено письмо №31-02-8116 от 20.11.2015, согласно которому рекультивированный участок признан соответствующим требованиям Регионального норматива и рекомендован к исключению из Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов ХМАО-Югра.
Впоследствии Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра оформлено решение №0025/2015 от 20.11.2015 года, согласно которому загрязненный земельный участок соответствует региональному нормативу, установленному Постановлением Правительства ХМАО-Югра от 10.12.2004 №466-п, и исключен из Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов ХМАО-Югра.
В силу статьи 62 КАС РФ законность вынесенного предписания должна доказываться административным ответчиком.
Согласно п.4 ч.9 ст.226Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания указанного обстоятельства возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226Кодекса административного судопроизводства РФ).
Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих некачественность выполнения Обществом работ по рекультивации.
При этом, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра о соответствии загрязненного земельного участка региональному нормативу, установленному Постановлением Правительства ХМАО-Югра от 10.12.2004 №466-п, и исключению из Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов ХМАО-Югра, поскольку данный орган уполномочен на приемку рекультивированных земель лесного фонда.
Таким образом, факт выполнения рекультивации земельного участка подтверждается материалами дела, в связи с чем оформленное Росприроднадзором предписание №377-ЗН/39 от 10.11.2015 о рекультивации загрязненного земельного участка, загрязненного в результате некатегорийного отказа трубопровода – н/1724 до вр. в н/сбор куста 469 Самотлорского месторождения является незаконным и подлежит отмене.
На основании ч.1 ст.111Кодекса административного судопроизводства РФ суд возлагает на Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре обязанность возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 рублей ввиду удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «Самотлорнефтегаз» о признании недействительным предписанияУправления Федеральной службы понадзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре №377-ЗН/39 от 10.11.2015 года – удовлетворить.
Признать предписаниеУправления Федеральной службы понадзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре №377-ЗН/39 от 10.11.2015 года недействительным.
Обязать Управление Федеральной службы понадзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре отменить предписание№377-ЗН/39 от 10.11.2015 года. Об исполнении решения суда направить письменное сообщение в Нижневартовский городской суд в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Управления Федеральной службы понадзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в пользу акционерного общества «Самотлорнефтегаз» судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Мотивированное решение суда составлено 04 мая 2016 года.
Судья О.С. Иванишина