ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3613/18 от 15.10.2018 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-3613/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Рише Т.В.,

при секретаре Андриенко М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агаева Мурада Шамиля оглы к Министерству имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Агаев М.Ш.о. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил с учетом уточнения признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Алтайского края, выразившиеся в уклонении от проведения мероприятий, связанных с организацией и проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на 26.06.2018; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав Агаева М.И.о. путем совершения действий, направленных на реализацию его права на заключение договора аренды земельного участка: опубликовать на официальном сайте в сети Интернет извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в месячный срок с даты вступления судебного акта в законную силу; организовать и провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указывает, что 01.12.2016 Агаевым М.Ш.о. административному ответчику подана заявка №2123 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

19.12.2016 Агаеву М.Ш.о. отказано в проведении аукциона поскольку ранее уже было принято решение о проведении аукциона. В ответе заявителю сообщено, что начаты работы по подготовке к проведению аукциона, сообщение о проведении аукциона в отношении запрашиваемого земельного участка будет опубликовано на официальном сайте.

07.06.2018 представителем Агаева М.Ш.о. административному ответчику подано заявление о предоставлении сведений об этапе подготовки и проведения аукциона на право заключения договора аренды.

Согласно ответу от 26.06.2018 №24/10297 на обращение №8230 от 07.06.2018 Министерство имущественных отношений сообщило, что в отношении указанного земельного участка в соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) проводятся мероприятия по подготовке необходимых документов для организации аукциона на право заключения договора аренды, сообщено, что в настоящее время получено положительное заключение о разрешенном использовании земельного участка, технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, информация о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технологического обеспечения на 2018 год.

Кроме того, ответ содержит сведения о том, что на земельном участке расположена самовольная постройка, в отношении которой ведется исполнительное производство в части ее сноса и освобождения земельного участка от строительных конструкций и материалов, и что по окончании исполнительного производства, при наличии полного пакета документов будет размещено сообщение о проведении аукциона, участие в котором заявитель будет вправе принять на общих основаниях.

Однако административный истец считает, что выраженная в письме позиция о возможности проведения дальнейших мероприятий по организации и проведению аукциона испрашиваемого земельного участка только по окончании исполнительного производства в части сноса и освобождения земельного участка от строительных конструкций и незаконное бездействие, выраженное в непринятии мер по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды противоречит нормам ЗК РФ.

Земельный участок соответствует всем требованиям, предъявляемым к земельным участкам, которые могут быть предметов аукциона по смыслу ст. 39.11 ЗК РФ, кроме того в настоящее время уполномоченным органом уже принято решение о проведении аукциона.

Неисполнение Министерством имущественных отношений требований ст. 39.11 ЗК РФ создает препятствия в реализации административным истцом права на приобретение в аренду находящегося в государственной и муниципальной собственности земельного участка в отсутствие законных причин.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен, направил в суд своего представителя Сайко О.В., которая в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям указанным в административном исковом заявлении, уточнила дату на которую необходимо проверить оспариваемое бездействие – 26.06.2018, показала, что в настоящее время никакие мероприятия не проводятся, административный истец является потенциальным участником аукциона на право аренды, административный истец злоупотребляет сроками.

Представитель административного ответчика Сапронова О.В. в судебном заседании требования не признала по довода изложенным в письменных возражениям, показала, что проводятся все предусмотренные законодательством работы, административный истец в июне был только проинформирован о проводимых работах, права административного истца не нарушены, в связи с отсутствием в законодательстве конкретных сроков проведения мероприятий.

Суд полагает возможным рассмотреть дела при данной явке.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными действий и решений органов государственной власти.

По смыслу положений вышеприведенных норм права решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностного лица, государственного служащего принимается, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод в результате совершения оспариваемых действий возлагается на заявителя.

Таким образом, основанием для удовлетворения заявления о признании бездействий государственного органа незаконным является совокупность двух условий – несоответствие оспариваемого бездействия закону и нарушение прав либо свобод гражданина.

Согласно положениям части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд считает, что поскольку административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика по состоянию на 26.06.2018, в суд административный истец обратился 17.09.2018, срок для подачи иска не пропущен.

Согласно п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В Алтайском крае органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования городского округа г. Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Алтайского края, что следует из закона Алтайского края от 23.12.2014 №102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края».

Судом установлено, что 07.06.2018 Агаев М.Ш.о., действуя через представителя, обратился в Министерство имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставлении сведений об этапе подготовки и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

26.06.2018 Министерство имущественных отношений Алтайского края сообщило, что в отношении земельного участка проводятся мероприятия по подготовке необходимых документов для организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. В настоящее время получено положительное техническое заключение о разрешенном использовании земельного участка, технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технологического обеспечения и информация о плате за подключение к сетям на 2018 год. Вместе с тем в отношении самовольной постройки, расположенной на земельном участке ведется исполнительное производство в части ее сноса и освобождения земельного участка от строительных конструкций и материалов. По окончании исполнительного производства и при наличии полного пакета документов, необходимых для проведения аукциона, будет размещено сообщение о проведении аукциона в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ.

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется нормами Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно статье 2 которого, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно пункту 3 статьи 5 и части 1 статьи 9 названного Федерального закона гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ).

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения заявителю дан письменный ответ, несогласие административного истца с результатами рассмотрения его обращений, в том числе ссылка на наличие исполнительного производства, само по себе о бездействии административного ответчика не свидетельствует.

Как следует из материалов дела 01.12.2016 Агаев М.Ш.о. обратился в Министерство имущественных отношений Алтайского края (ранее Главное управление имущественных отношений Алтайского края) с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства магазина.

По результатам рассмотрения заявки Главное управление имущественных отношений 19.12.2016 отказалов проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на основании п. 1 ст. 1 закона Алтайского края от 22.12.2015 №123-ЗС «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности».

Кроме того в ответе заявителю сообщено, что работа по подготовке к проведению аукциона в отношении запрашиваемого земельного участка будет продолжена на основании ранее принятого решения.

В соответствии с положениями ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

СТ. 39.11 ЗК РФ предусмотрена подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

В п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона (п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ).

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона") (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ).

Судом установлено, что в соответствии с порядком, установленным вышеуказанной нормой административным ответчиком направлялись запросы, в том числе в целях актуализации технического заключения от 17.01.2013 №3997/08-04 в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о предоставлении документов, содержащих необходимые для проведения аукциона сведения о земельном участке – информацию о разрешенном использовании земельного участка, технические условия подключения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения и информации о плате за его подключение.

Как следует из материалов дела государственным органом получено положительное техническое заключение о разрешенном использовании земельного участка, технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информация о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения на 2018 год.

Распоряжением от 28.03.2018 №312 Министерства имущественных отношений Алтайского края в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ, законом Алтайского края от 2..12.2014 №102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаула Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 14.02.2013 №220 изложено в редакции, соответствующей требованиям действующего законодательства: провести работы по подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 994 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для строительства объекта розничной торговли; определить начальную цену предмета аукциона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, действительно, после получения заявления Агаева М.Ш.о., претендующего на заключение договора аренды земельного участка, Министерство имущественных отношений не провело аукцион по продаже права на заключение договора аренды данного участка.

Вместе с тем, законодательством не предусмотрены сроки, в течение которых должны быть организованы торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка; установленный порядок организации и проведения торгов предполагает совершение административным ответчиком ряда действий, требующих определенного времени.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Министерством имущественных отношений Алтайского края получено положительное техническое заключение о разрешенном использовании земельного участка, технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информация о плате за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения на 2018 год, вынесено распоряжение о проведении работ по подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; определении начальной цены предмета аукциона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, суд полагает, что не имеется бездействия со стороны административного ответчика по непроведению мероприятий, связанных с организацией и проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Суд не может согласиться с доводами о нарушении бездействием прав административного истца на приобретение в аренду земельного участка, поскольку бесспорных доказательств того, что именно Агаев М.Ш.о. стал бы победителем аукциона, не представлено.

Административным истцом в административном исковом заявлении поставлен вопрос о возложении на административного ответчика определенной обязанности, однако при отсутствии незаконного бездействия оснований для возложения на административного ответчика какой-либо обязанности не имеется.

В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Поскольку суду не предоставлено доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, равно как нарушения норм ЗК РФ, исходя из системного толкования норм права, рассматривая требования административного истца в заявленных пределах, суд считает требование Агаева М.Ш.о. не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Агаева Мурада Шамиля оглы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Рише