ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3614/2021 от 11.11.2021 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-3614/2021

22RS0013-01-2021-005322-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 года г.Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьиБабушкина С.А.,

при секретаре Щигоревой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО15, ФИО11ФИО16 Администрации города Бийска о признании решениянезаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы ФИО2 и ФИО3 обратилась в суд к Администрации г.Бийска с указанным иском и просили признать незаконным отказ №260/01-11 от 26.07.2021 года и возложить обязанность на Администрацию г.Бийска повторно рассмотреть заявление о согласовании по переустройству и (или) перепланировке с отключением от центрального отопления и переходом на альтернативное электрическое отопление <адрес> в <адрес> с внесением изменений в технический паспорт.

Требования административного иска мотивированы тем, что административные истцы 16.06.2021 года обратились в МБУ «Единое окно» администрации г.Бийска с заявлением о согласовании по переустройству и (или) перепланировке с отключением от центрального отопления и переходом на альтернативное электрическое отопление <адрес> в <адрес> с внесением изменений в технический паспорт, к заявлению были приложены все необходимые документы.

29 июля 2021 года получили ответ №260/01-11 от отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Бийска с отказом в согласовании на основании статей 25, 27 Жилищного кодекса РФ. Административные истцы не согласны с отказом на основании того, что замена электроснабжения с однофазного на трехфазное в квартире многоквартирного дома и увеличение мощности является переустройством данной квартиры и эти данные должны быть внесены в технический паспорт квартиры в многоквартирном доме. Также не согласны, что отдел архитектуры и градостроительства Администрации г.Бийска не обратил внимание, что в предоставленном к заявлению проекте электроснабжения <адрес> в <адрес>, увеличена мощность до 380 В, вместо первоначального 220 В, что уже свидетельствует о том, что данное увеличение является переустройством и требует внесения изменений в технический паспорт (п.IIIТехническое описание квартиры). Также требует внесение изменений в технический паспорт отключение от центрального отопления.

В судебном заседании административные истцы ФИО2, ФИО3 требования административного иска поддержали в полном объеме на доводах и по основаниям иска, дали аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика Администрации г.Бийска ФИО4 в судебном заседании не признала требования истцом в полном объеме и пояснила, что заявление административных истцов было рассмотрено в установленный 45-дневный срок и дан мотивированный ответ. Проектная документация является неполной, в ней не отображено, что меняется, какие изменения производятся в квартире истцов. Изменение системы отопления является переустройством. Потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать тепловое оборудование. Отсоединение инженерных сетей требует внесения в технический паспорт. Система центрального отопления дома относиться к общему имуществу дома, его реконструкция возможна только с согласия всех собственников МКД.

Представитель отдела архитектуры и градостроительства Администрации, начальник отдела ФИО5 в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не направили.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 КАС РФ полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показание свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административными истцамиоспаривается ответ Администрации г.Бийска от 26.06.2021 года, который истцами получен 29.06.2021 года. административные истцы обратились в суд 04.08.2021 года, что следует из штампа на почтовом конверте,в связи с чем, установленный 3-х месячный срок обращения в суд не пропущен.

Рассматривая административные исковые требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.ст.218, 226 КАС РФ предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и свобод обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Исходя из положений ст.ст.226, 227КАС РФ,а также разъяснений п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для удовлетворения требований административного истца необходимо одновременно соблюдение двух условий - нарушение его прав и свобод, а также не соответствие решения, действий (бездействия) должностного лица закону или иному нормативному правовому акту, а отсутствие хотя бы одного из условий влечет отказ суда в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административным истцам ФИО2 и ФИО3 Г. на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.Указанный жилой дом подключен к сети центрального отопления, что следует из выписки схемы теплоснабжения г.Бийска.

В июне 2021 года на основании заявления истцов ООО «Промгражданпроект» подготовлена проектная документация электроснабжения квартиры №13 по ул.Набережная, 9 в г.Бийскена изменение электроснабжения в вышеуказанной квартире. Проектная документация состоит их принципиальной схемы питающей существующего квартирного щита ЩК; плана сети 0,4кВ в подвале; плана сети 0,4кВ на третьем этаже. На указанных планах отображено схематически проведения ВВГ от щита в подвале до квартиры истцов и подключение конвекторов отопления в квартире.

По инициативе собственников квартиры К-вых проведено общее собрание собственников помещений по разрешению вопроса о переходе квартиры №13 по ул.Набережная, 9 в г.Бийске с однофазного электроснабжения на трехфазное. Согласно выписки из протокола собрания от 30.01.2021 года было принято решение, разрешить переход квартиры №13 с однофазного на трехфазное электроснабжение.

С целью проведения переустройства жилого помещения - квартиры, ФИО6 обратился в администрацию МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г.Бийска Алтайского края с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения согласно прилагаемому проекту (проектной документации) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Решением (ответом) администрации г.Бийска, в лице начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации г.БийскаФИО5 от 26.06.2021 года №260/01-11 административным истцам отказано в согласовании переустройства жилого помещения и выдаче разрешения на переустройство жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ. Статьей 25 Жилищного кодекса РФ установлено, что является переустройством помещения в МКД. Представленный для согласования проект не содержит видов работ по переустройству жилого помещения, поскольку устройство дополнительных элементов системы электроснабжения не требует внесение изменений в представленный технический паспорт квартиры №13 по ул.Набережная, 9. В разделе III (техническое описание квартиры) уже указано наличие электропроводки, тип не прописан, существующая схема электроснабжения отсутствует.

В судебном заседании установлено, что решений о реконструкции многоквартирного дома и капитальном ремонте имущества в многоквартирном доме собственниками помещений не принималось. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 30.01.2021 года вопрос о реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома посредством отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома в целом и переходе на индивидуальный источник тепловой энергии, не разрешался, повесткой дня являлся вопрос о переходе квартиры №13 по ул.Набережная, 9 в г.Бийске с однофазного на трехфазное электроснабжение. Утвержденной схемой теплоснабжения муниципальных образований г.Бийск, постановлением администрации г.Бийска №343 от 03.03.2021 года, не предусмотрена возможность перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном по ул.Набережная, 9 в г.Бийске с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирного дома. Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения, предусматривающих условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартиры в указанном многоквартирном доме, а также изменений в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома, не имеется. При отсутствии в схеме теплоснабжения муниципальных образований г.Бийск условий перевода на индивидуальный источник теплоснабжения жилого помещения, принадлежащего административным истцам, у административного ответчика не имелось оснований для принятия решения о согласовании переустройства жилого помещения в порядке требований статьями 25, 26, 27 Жилищного кодекса РФ.

Согласно статье 25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Вопреки доводам административного ответчика изменение электроснабжения квартиры с однофазного на трехфазное и установка электрических конвекторов отопления в квартире в силу указанной статьи является переустройством ипереводит квартиру на индивидуальный источник теплоснабжения жилого помещения.

Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1).

При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (части 5, 6).

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме (часть 2).

На основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 определено, что всостав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154.

Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуальных источников тепловой энергии, должны учитываться и иные требования законодательства.

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется главой 4 Жилищного кодекса РФ.

Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154.

Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).

Учитывая обстоятельства дела, судполагает, что решение администрации об отказе в согласовании переустройства является правильным, оспариваемое решение права и свободы административных истцов не нарушает. Установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений. Условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в многоквартирном доме административных истцов в утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования г.Бийск не предусмотрено. Проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектировании и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. Схема теплоснабжения муниципального образования г.Бийск не предусматривает возможности перевода отдельных помещений от центральной системы теплоснабжения на индивидуальное. Право потребителей на отказ о получения услуг центрального топления в многоквартирном доме, подключенном к центральной системе топления, может быть реализовано посредством отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений.

При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 ФИО17, ФИО1 ФИО18 Администрации города Бийска о признании решениянезаконным, возложении обязанности, отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Бабушкин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>