ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3615/2022 от 16.09.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 16 сентября 2022 года

Дело № 2а-3615/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 15 сентября 2022 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре – Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Пастушенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Манкиева Жамал – Лейли Макшариповича к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Манкиев Ж.-Л.М. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений по рассмотрению его заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить допущенное нарушения прав истца или препятствия в осуществлению им его прав и свобод путем рассмотрения ранее поданного заявления о согласовании схемы расположения земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома по . 24 марта 2022 года он обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома, однако его заявление до настоящего времени не рассмотрено, решение по нему не принято.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил письменные пояснения на иск, в которых указал, что заявление истца было направлено в структурные подразделения Администрации города Ялта в рамках межведомственного взаимодействия, по настоящее время ответы на них не поступили.

В соответствие со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора купли – продажи от 13 марта 2004 года истец является собственником жилого дома площадью 32,4 кв. метров по . Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 04.02.2022 года.

24 марта 2022 года Манкиев Ж.-Л.М. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 808 кв. метров, расположенного по адресу: , с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из представленных ответчиком документов, 30 марта 2022 года Департаментом были направлены межведомственные запросы в Департамент архитектуры и градостроительства о предоставлении информации о земельном участке, в Департамент муниципального контроля – об осуществлении обследования земельного участка.

Каких-либо решений по результатам рассмотрения заявления истца ответчиком не принято.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Частью 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, рассмотрение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка является одним из этапов выделения и изъятия земельного участка находящегося в муниципальной или государственной собственности в целях его формирования как объекта земельных правоотношений.

Частью 1 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

Согласно ст. 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. N 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решений о предоставлении земельных участков.

Решением Ялтинского городского Совета № 6 от 28 марта 2019 года утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялта, в соответствии с которым Департамент в соответствии с возложенными на него задачами предоставляет муниципальные услуги в сфере имущественных, земельных, жилищных отношений.

Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 3345-п утвержден административный регламент Администрации города Ялта Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", которым определен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по её исполнению Администрацией города Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.

В соответствии с п. 5.1 Регламента, указанную муниципальную услугу предоставляет Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.

Результатом предоставления муниципальной услуги является: направление заявителю постановления Администрации города Ялта Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; направление заявителю решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, оформленного в соответствии с приложением N 2 к настоящему административному регламенту, подписанного уполномоченным должностным лицом, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 6.1).

Согласно п. 7.1 Административного Регламента, общий срок предоставления муниципальной услуги - 30 календарных дней со дня представления в Орган документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Срок выдачи (направления) результата предоставления муниципальной услуги заявителю составляет не более 3 календарных дней со дня принятия соответствующего решения Органом (п. 7.2).

Как установлено судом, заявление от истца поступило в Департамент имущественных и земельных отношений 24 марта 2022 года, соответственно результат предоставления муниципальной услуги в виде утверждения или отказа в утверждении схемы расположения земельного участка должен был быть ему выдан не позднее 27 апреля 2022 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку поступившее от Административного истца заявление не рассмотрено ни в сроки, установленные Административным регламентом, ни до настоящего времени, требования истца о признании незаконным бездействия ответчика суд считает обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая обоснованность требований истца о признании незаконным бездействия ответчика, в целях устранения нарушений его прав, свобод и законных интересов, на Департамент следует возложить обязанность рассмотреть по существу заявление истца и направить подготовленный результат предоставления муниципальной услуги на подпись главе администрации города Ялта в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом удовлетворения исковых требований, в соответствии со ст. 111 КАС Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта по не рассмотрению заявления Манкиева Жамал – Лейли Макшариповича об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: , для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Манкиева Жамал – Лейли Макшариповича от 24 марта 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка с соблюдением требований Административного Регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 3345-п и направить подготовленный результат предоставления муниципальной услуги на подпись главе администрации города Ялта.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Манкиева Жамал – Лейли Макшариповича судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова