Дело № 2а-361/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Филь А.Ю.,
при секретаре Куликовой З.Ж.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,ФИО2,
представителя административного ответчика МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3,
административного ответчика начальника МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области административное дело по административному иску ФИО1, к МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области, УМВД России по Пензенской области, начальнику МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3 о признании незаконным отказа в регистрации прицепа и обязании осуществить регистрацию прицепа, сделать отметку в паспорте транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Сердобский городской суд Пензенской области с административным исковым заявлением к МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области о признании незаконным отказа в регистрации прицепа и обязании осуществить регистрацию прицепа, сделать отметку в паспорте транспортного средства, мотивируя тем, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области (дислокация г. Сердобск) с заявлением о регистрации прицепа <данные изъяты>. К заявлению было приложено решение мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ПТС №. ДД.ММ.ГГГГ начальником МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области ФИО3 было отказано в регистрации вышеуказанного прицепа. Основанием для отказа в постановке на учет ТС послужило наличие ПТС в розыске со ссылкой на п. 24 Административного регламента. Считает отказ в постановке ТС на учет незаконным и необоснованным. В п. 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним ничего не говорится относительно действий сотрудника, осуществляющего регистрацию ТС, в связи с нахождением ПТС в розыске. Все необходимые документы, подтверждающие право собственности на прицеп, были предоставлены им вместе с заявлением, а именно договор купли продажи, ПТС, которая якобы находится в розыске, и решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного разбирательства его доводы были проверены судом, УМВД России по Пензенской области, выступавшее в ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица, против удовлетворения исковых требований не возражало, полагало вынесение решения на усмотрение суда. Согласно п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации. В п. 3 вышеуказанных Правил отражены основания, по которым в регистрации ТС должно быть отказано. Считает, что в сложившейся ситуации основания для отказа в постановке ТС на учет, предусмотренные законом, отсутствуют. ТС приобретено ФИО1 посредством возмездной сделки, и состояние ТС не препятствует его эксплуатации согласно целевому назначению. Кроме того, ТС не находится в розыске и отсутствуют какие-либо повреждения маркировки. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 218 КАС РФ, административный истец просил суд признать незаконным отказ МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прицепа <данные изъяты>; обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по Пензенской области (дислокация <...>) осуществить регистрацию прицепа <данные изъяты> за новым собственником ТС ФИО1 и сделать соответствующую отметку в ПТС.
Определением Сердобского городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УМВД России по Пензенской области, начальник МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3
Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 ФИО2, действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании административные исковые требования уточнил и просил признать незаконным отказ МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прицепа <данные изъяты>, обязать МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области осуществить регистрацию прицепа <данные изъяты> за новым собственником транспортного средства ФИО1 и сделать соответствующую отметку в ПТС, административные исковые требования с учетом уточнения поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3, административный ответчик начальник МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ начальником МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3 принято решение об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги по регистрации прицепа <данные изъяты> на основании пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку имеются сведения о нахождении представленного паспорта транспортного средства №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в розыске.
Представитель административного ответчика УМВД России по Пензенской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Порядок регистрации транспортных средств определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».
В соответствии с п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Согласно абз. 5 п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям, в том числе: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В соответствии с абз. 5 п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям, в том числе: обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно п. 43 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 24 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника.
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что в случае установления факта нахождения регистрационных документов, паспорта транспортного средства в розыске, регистрационные действия с такими транспортными средствами не производятся, в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия отказывается.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Пензенская логистическая компания» и ФИО1 заключен договор купли-продажи, согласно которому ФИО1 купил у ООО «Пензенская логистическая компания» <данные изъяты>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела.
Как установлено в судебном заседании, решением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску ФИО1 к ООО «Пензенская логистическая компания» о признании права собственности на движимое имущество постановлено: Исковые требования ФИО1 к ООО «Пензенская логистическая компания» о признании права собственности на движимое имущество удовлетворить. Признать за ФИО1 право собственности на <данные изъяты>.
Как указано в решении мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании на основании пояснений представителей сторон, а также на основании договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ., паспорта транспортного средства, квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ., копии которых имеются в материалах дела, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Пензенская логистическая компания» и ФИО1 заключен договор купли-продажи транспортного средства, согласно которому ФИО1 приобрел у ООО «Пензенская логистическая компания» прицеп <данные изъяты> за <данные изъяты> рублей. Расчет по договору произведен в полном объеме, данное транспортное средство и ПТС на него переданы ФИО1 Согласно сообщениям Межрайонного регистрационного-экзаменационного отделения ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 было отказано в регистрации прицепа <данные изъяты> на основании п.п. 24.4 Административного регламента, в связи с наличием сведений о нахождении представленного ПТС № в числе утраченных. По сведениям базы данных ФИС ГИБДД-М МВД России ДД.ММ.ГГГГ. в МРЭО ГИБДД г. Москва обратился представитель собственника (владельца) Т-С., прицепа <данные изъяты>» ФИО4
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился в МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области c заявлением № о внесении изменений в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства - прицепа <данные изъяты>; сведения о собственнике транспортного средства - ФИО1, документ, удостоверяющий право собственности, - договор купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из карточки учета транспортного средства прицепа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, копия которой имеется в материалах дела, ДД.ММ.ГГГГ прекращение регистрации, особые отметки: ДД.ММ.ГГГГ снято с учета в связи с утратой ТС, г/зн № утрачен, СТС № утрачено, ПТС № от ДД.ММ.ГГГГ, выд. <данные изъяты> утрач., дов. лицо - ФИО4, владелец транспортного средства - ОАО «<данные изъяты>», что подтверждается и карточками учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и спецпродукции, копии которых имеются в материалах дела.
Судом установлено, что в ходе проведения административных процедур по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства - прицепа <данные изъяты> МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области установлено, что паспорт транспортного средства №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, находится в розыске, ДД.ММ.ГГГГ - поставка в розыск утраченной спецпродукции, что подтверждается карточкой учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и спецпродукции, копия которой имеется в материалах дела.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ начальником МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3 принято решение об отказе административному истцу ФИО1 в предоставлении государственной услуги - регистрации прицепа <данные изъяты> на основании абзаца пятого пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», поскольку имеются сведения о нахождении представленного паспорта транспортного средства №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в числе утраченных (похищенных), что подтверждается и заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, копия которого имеется в материалах дела, в котором указано основание отказа в регистрации ТС – п. 24 Административного регламента (ПТС в розыске), удостоверенное печатью регистрационного подразделения - МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области и подписью сотрудника - начальника МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения, оспариваемый отказ МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прицепа <данные изъяты> основан на законе, вынесен уполномоченным должностным лицом при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа по регистрации транспортных средств.
Суд считает, что факт приобретения ФИО1 права собственности на прицеп <данные изъяты> сам по себе не порождает безусловную обязанность органов ГИБДД допустить данный прицеп к участию в дорожном движении, при этом, нахождение у административного истца ФИО1 паспорта транспортного средства №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует об обратном.
При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным отказа МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прицепа <данные изъяты>, обязания МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области осуществить регистрацию прицепа <данные изъяты> за новым собственником транспортного средства ФИО1 и сделать соответствующую отметку в ПТС.
На основании вышеизложенного, суд считает, что административные исковые требования ФИО1 к МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области, УМВД России по Пензенской области, начальнику МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3 о признании незаконным отказа МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прицепа <данные изъяты>, обязании МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области осуществить регистрацию прицепа <данные изъяты> за новым собственником транспортного средства ФИО1 и сделать соответствующую отметку в ПТС, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО1, к МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области, УМВД России по Пензенской области, начальнику МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области ФИО3 о признании незаконным отказа МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации прицепа <данные изъяты>, обязании МРЭО ГИБДД (г. Сердобск) УМВД России по Пензенской области осуществить регистрацию прицепа <данные изъяты> за новым собственником транспортного средства ФИО1 и сделать соответствующую отметку в ПТС, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16.06.2017 года.
Судья Филь А.Ю.