Дело № ххха-361/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Кривчук В.А., при секретаре Полуэктовой С.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> межрайонный прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о понуждении к совершению действий. В обоснование административного иска указал, что <адрес> межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес>ов ГУ МЧС России по <адрес> в 2018 и 2019 годах проведены проверки, расположенных на территории <адрес> защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которых установлено следующее. На территории ОГБУЗ «<адрес> ЦРБ» по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны - убежище. При проведении проверки защитного сооружения гражданской обороны № ххх, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> ЦРБ» по адресу: <адрес> установлено, что данное сооружение не готово к приему укрываемых, а именно: не обеспечивается сохранность существующих объектов гражданской обороны, не принимаются меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; не поддерживается защитное сооружение в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание в полном объеме защитного сооружения гражданской обороны организации и его технических систем; не выполнены мероприятия по обозначению защитных сооружений и маршрутов движения, укрываемых к ним; не обеспечена герметичность убежища; в помещении защитного сооружения гражданской обороны не проведен текущий ремонт. В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от дд.мм.гггг№ ххх утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее-Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. 1.2 Правил статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежда и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Совета народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1-3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относиться к федеральной собственности. В соответствии с представленной ГУ МЧС России по <адрес> информации защитное сооружение гражданской обороны состоит в перечне защитных сооружений <адрес> с инвентарным номером № ххх. В соответствии с паспортом убежища ЗС ГО с инвентарным номером № ххх расположено на территории ОГБУЗ «Сафоновская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, класс защитного сооружения ОС-3у, вместимость 100 человек, общая площадь 77 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1981. Защитное сооружение представляет собой отдельно стоящее сооружение. Согласно выписке из реестра федерального имущества от дд.мм.гггг данный объект зарегистрирован в реестре федерального имущества со статусом «Защитное сооружение гражданской обороны (тип ОСУ-3, вместимость 100 человек), реестровый номер № № ххх. В качестве основания возникновения права собственности РФ указано Постановление «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, Краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от дд.мм.гггг№ ххх. Из информации представленной Администрацией МО «<адрес>» и Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> усматривается, что защитное сооружение № ххх в реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>», в реестре муниципального имущества муниципального образования Сафоновского городского поселения, а также в реестре государственной собственности <адрес> - не значится. В настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерное обслуживание отсутствует, тем самым нарушены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС Российской Федерации от дд.мм.гггг №У 583. Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: представление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. В нарушение требований законодательства, Межрегиональным Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях до настоящего времени не принято мер по обеспечению сохранности имущества находящегося в федеральной собственности - ЗС ГО (убежища) с инвентарным номером № ххх, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а также по его надлежащему содержанию. Каких-либо договоров, соглашений направленных на сохранение названного имущества не заключалось, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен. Таким образом, до момента исключения данного объекта с учета в качестве ЗС ГО либо признания в установленном порядке незаконным включение данных объектов на учет в качестве ЗС ГОГ, они должны использовать в целях реализации основных задач гражданской обороны. В связи с изложенным, просит суд, признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером № ххх, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>. Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером № ххх, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц; произвести текущий ремонт защитного сооружения; выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых лиц к ним; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
В судебном заседании представитель административного истца - ст. помощник <адрес> межрайонной прокуратуры <адрес> - ФИО1 административный иск поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - по доверенности - ФИО2 против удовлетворения административного иска возражала, поддержала ранее представленные письменные возражения (л.д.36-38).
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица определением суда от дд.мм.гггг Администрации МО «<адрес>» <адрес> - по доверенности - ФИО3 вопрос об удовлетворении административного иска оставил на усмотрение суда.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица определением суда от дд.мм.гггг КИГиЗ Администрации МО «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица определением суда от дд.мм.гггг МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес> - по доверенности - ФИО4 против удовлетворения административного иска не возражал.
Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» - по доверенности - ФИО5 считал, что административный иск подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по <адрес> - по доверенности - ФИО6 административные требования считал законными и обоснованными, поддержал ранее представленный письменный отзыв (л.д.55-59).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Правовое регулирование в области защитных сооружений гражданской обороны осуществляется: Федеральным законом № 28-ФЗ от дд.мм.гггг «О гражданской обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации № ххх от дд.мм.гггг «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № ххх от 15.12.2002
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом № 28-ФЗ от дд.мм.гггг «О гражданской обороне».
Статьями 1, 2, 6 данного закона предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии со ст. 6 указанного закона порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.ггггN1309 определено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от дд.мм.гггг№ ххх утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В суде установлено, что в ходе прокурорской проверки, проведенной совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес>ов ГУ МЧС России по <адрес> в 2018 и 2019 годах проведены проверки, расположенных на территории <адрес> защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которых установлено следующее. На территории ОГБУЗ «<адрес> ЦРБ» по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны - убежище. При проведении проверки защитного сооружения гражданской обороны № ххх, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> ЦРБ» по адресу: <адрес> установлено, что данное сооружение не готово к приему укрываемых, а именно: не обеспечивается сохранность существующих объектов гражданской обороны, не принимаются меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; не поддерживается защитное сооружение в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится техническое обслуживание в полном объеме защитного сооружения гражданской обороны организации и его технических систем; не выполнены мероприятия по обозначению защитных сооружений и маршрутов движения, укрываемых к ним; не обеспечена герметичность убежища; в помещении защитного сооружения гражданской обороны не проведен текущий ремонт.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела (л.д.13-18).
В соответствии с п 1.2 Правил статус ЗС ГО как объекта определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
В силу п.п. 1.3,1.7 и 1.8 Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
В режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени ( п.3.2.1 Правил).
Согласно выписке из реестра федерального имущества (л.д.24), содержащей сведения о спорном защитном сооружении, данный объект зарегистрирован в реестре федерального имущества со статусом «Защитное сооружение гражданской обороны тип ОСУ-3, вместимость 100 человек». В качестве основания возникновения права собственности РФ указано постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность…» от дд.мм.гггг№ ххх.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от дд.мм.ггггN 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от дд.мм.гггг№ ххх «О реорганизации территориальных управлений федерального агентства по управлению государственным имуществом» утверждено Положение «О межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях».
В силу п. 1 Положения Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее-территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
Пунктом 2 Положения установлено, что территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В силу п.4 Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 4.1.1 Положения территориальный орган осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Территориальный орган проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (п.4.1.3 Положения).
Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным (п.5.3 Положения). Организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации (п. 5.4 Положения). Заключать договоры по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа (п. 5.8 Положения).
В соответствии с представленной ГУ МЧС России по <адрес> информации защитное сооружение гражданской обороны состоит в перечне защитных сооружений <адрес> с инвентарным номером № ххх. В соответствии с паспортом убежища ЗС ГО с инвентарным номером 67-у-0176 расположено на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>, класс защитного сооружения ОС-3у, вместимость 100 человек, общая площадь 77 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1981. Защитное сооружение представляет собой отдельно стоящее сооружение. Согласно выписке из реестра федерального имущества от дд.мм.гггг данный объект зарегистрирован в реестре федерального имущества со статусом «Защитное сооружение гражданской обороны (тип ОСУ-3, вместимость 100 человек), реестровый номер № № ххх. В качестве основания возникновения права собственности РФ указано Постановление «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, Краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от дд.мм.гггг№ ххх. Из информации представленной Администрацией МО «<адрес>» и Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> усматривается, что защитное сооружение № ххх-у-0176 в реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>», в реестре муниципального имущества муниципального образования <адрес> городского поселения, а также в реестре государственной собственности <адрес> - не значится.
Таким образом, в настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует, тем самым нарушены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх. Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: представление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В нарушение действующего законодательства Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях до настоящего времени не принято мер по обеспечению сохранности имущества находящегося в федеральной собственности - ЗС ГО (убежища) с инвентарным номером 67-у-0176, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>,а также по его надлежащему содержанию. Каких-либо договоров, соглашений, направленных на сохранение названного имущества не заключено, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен.
Указанный объект гражданской обороны не был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовался, назначение объекта как защитного сооружения не изменено.
Доводы ответчика о том, что защитное сооружение должно поддерживаться в состоянии постоянной готовности иными лицами, нельзя признать состоятельными, так как ответчиком не представлено суду доказательств передачи защитного сооружения какой-либо организации, либо органу местного самоуправления.
Доводы ответчика о необходимости возложения ответственности за содержание спорного объекта на органы местного самоуправления судом отклоняются. Согласно действующему законодательству к вопросам местного значения городского округа действительно относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из ст. 8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления вправе создавать и должны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения в пределах границ муниципальных образований.
Изложенное свидетельствует о том, что к компетенции соответствующего органа местного самоуправления относится поддержание в состоянии постоянной готовности тех защитных сооружений, которые находятся в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о возложении на органы местного самоуправления обязанностей по содержанию спорного защитного сооружения принадлежащего к объектам федеральной собственности являются ошибочными, поскольку не соответствуют нормам действующего законодательства, так как обязанность ответчика по приведению имущества в должное состояние определена Федеральным законом от дд.мм.гггг № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх и должна быть возложена на ответчика.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на административного ответчика.
В ходе проверки установлено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для использования по прямому назначению, числится в реестре федеральной собственности.
Таким образом, факт бездействия административного ответчика, выразившийся в ненадлежащем содержании федерального имущества, установлен.
Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах административный иск <адрес> межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о понуждении к совершению действий - подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск <адрес> межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером № ххх, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером 67-у-0176, расположенного на территории ОГБУЗ «<адрес> центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц; произвести текущий ремонт защитного сооружения; выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых лиц к ним; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес>. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Кривчук