ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-361/20 от 09.12.2020 Косихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-361/2020

22RS0025-01-2020-000478-55

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Косиха 09 декабря 2020 года

Косихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Максачук А.И., при секретаре Зайцевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зверева Петра Степановича к администрации муниципального образования – Косихинский муниципальный район Алтайского края о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Зверев П.С. обратился в суд с указанным административным иском к администрации муниципального образования – Косихинский муниципальный район Алтайского края, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в предварительном согласовании Звереву П.С. предоставления в аренду земельного участка площадью 1036 м2, выраженный в письме от 30.09.2020 года . Обязать ответчика устранить допущенное нарушение законных интересов истца и в течение десяти дней обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, согласно п. 1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

В обоснование указал, что 10.09.2020 года он направил ответчику заявление с просьбой предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью 1036 м2 в границах кадастрового квартала , к заявлению приложил схему расположения земельного участка.

30.09.2020 года в ответ на его обращение администрация района направила отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с нарушениями в оформлении заявления, а также в связи с имевшимся, по мнению администрации Косихинского района, пересечениями формируемого земельного участка с ранее поставленным на кадастровый учет земельным участком.

Административный истец считаю данный отказ незаконным поскольку заявление было подано через единый портал государственных и муниципальных услуг. На указанном портале заявления подаются путем заполнения интерактивных форм заявлений, согласованных Минкомсвязью. Таким образом, ошибок при оформлении заявления, связанных с формой подаваемого заявления быть не может. Кроме того, администрация района нарушила десятидневный срок возврата заявления, при этом не указав, какие именно нарушения в оформлении заявления были допущены.

В качестве основания для отказа в согласовании, указан пп. 1.9 п. 26 раздела 2.12.2 административного регламента оказания запрашиваемою услуги, утвержденного постановлением администрации Косихинского района № 438 от 30.10.2018 года. Как следует из текста названного регламента, размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления, разделом 2.12.2 предусмотрены основания для отказа в предоставлении подуслуги «Предоставление земельного участка», а не «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Таким образом, отказав в предварительном согласовании предоставления земельного участка, администрация сослалась на правовое основание для отказа в оказании другой услуги.

С доводами изложенными в ответе администрации Косихинского района о наличии пересечениями формируемого земельного участка с ранее поставленным на кадастровый учет земельным участком, административный истец не согласен, поскольку все требования к форме, формату и требования к подготовке схемы соблюдены. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа была осуществлена с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета (сайта Росреестра). Услуга по формированию схемы оказывается на платной основе. Схема формируется автоматически, сервис не позволяет сформировать схему, не соответствующую требованиям законодательства.

Административный истец считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, считает, что администрацией не учтены положения ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, о том, что после принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заинтересованный гражданин обязан обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка. В ходе выполнения указанных работ, обязательно проводится согласование местоположения границ проектируемого участка, с лицами, обладающими смежными земельными участками (ст. 39 Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности"). Таким образом, даже если в схеме, приложенной к заявлению, существуют наложения на другие земельные участки, они будут устранены в ходе выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка.

Административный истец Зверев П.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до судебного заседания просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика администрации Косихинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До судебного заседания представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил полностью отказать в удовлетворении заявления. В обоснование указал, что допускается средняя квадратическая погрешность характерных точек земельных участков до 0,1 метра. Согласно программе ГеоМер v2.745, используемой для построения участка и проверки пересечений, выявлено пересечение более 0,1 метра с земельным участком по адресу: <адрес>, что в данном случае при проверке и накладке по координатам проектируемого земельного участка на плановую основу приведет к выявлению пересечения смежных границ участка и приостановке дальнейших действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю.

На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, помимо прочего, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Установлено, что 10 сентября 2020 года Зверев П.С. направил в администрацию Косихинского района Алтайского края заявление с просьбой предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью 1036 м2 в границах кадастрового квартала с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Заявление было подано через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Письмом от 30 сентября 2020 года административным ответчиком Звереву П.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.1.9 п.26 раздела.2.12.2. Административного регламента, установлено его несоответствие подаваемой форме, а именно при установлении границ проектируемого земельного участка, выявлено пересечение границы, с учтенным и поставленным на кадастровый учет земельным участком расположенным по адресу: <адрес>.

Зверев П.С. считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, необоснованным, поскольку отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит указаний на п.8 ст.39.15 или ст.39.16 Земельного кодекса РФ, полагает, что его заявление по существу не рассмотрено в связи с чем администрация района нарушает его право на рассмотрение заявления в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, отказав в предварительном согласовании предоставления земельного участка, администрация сослалась на правовое основание для отказа в оказании другой услуги. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа была осуществлена с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета (сайта Росреестра). Схема формируется автоматически, сервис не позволяет сформировать схему, не соответствующую требованиям законодательства.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ и начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",

Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ. Таковым является, в том числе, невозможность утверждения схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8), в частности, в случаях несоответствия схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В рассматриваемом случае орган местного самоуправления, отказывая в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, соответственно и в предварительном согласовании его предоставления, не сослался на положения, содержащиеся в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ или ст.39.16 Земельного кодекса РФ.

Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.

В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о таком отказе принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего кодекса.

В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Действительно, в силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Между тем, доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка иным лицам либо пересечений (наложений) их границ с земельными участками, принадлежащими иным лицам. Надлежащих и достоверных доказательств предоставления спорного земельного участка иным лицам на каком-либо праве суду не представлено.

Доводы изложенные в отзыве на исковое заявление о том, что согласно программе ГеоМер v2.745, используемой для построения участка и проверки пересечений, выявлено пересечение более 0,1 метра с земельным участком по адресу: <адрес>, что в данном случае при проверке и накладке по координатам проектируемого земельного участка на плановую основу приведет к выявлению пересечения смежных границ участка и приостановке дальнейших действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, ничем не подтверждены.

Данных о пересечении границ испрашиваемого истцом земельного участка c границами тех земельных участков, которые ранее отводились иным гражданам, не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что по существу, ни одно из конкретных, установленных подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 2 статьи 39.16, подпункта 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации оснований, администрацией Косихинского района Алтайского края в обжалуемом отказе от 30 сентября 2020 года не приведено, а изложенные в оспариваемом решении обстоятельства не имеют своего объективного подтверждения, доказательств, что образование спорного земельного участка осуществлено с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Однако отказ в утверждении схемы расположения земельного участка без правового обоснования нарушает права административного истца. Кроме того, администрация Косихинского района нарушила десятидневный срок возврата заявления предусмотренный положениями ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, что также нарушает права административного истца на своевременное рассмотрение указанного заявления.

Разрешая заявление Зверева П.С., администрация Косихинского района указанные выше обстоятельства не учла, в связи с чем принятое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, выраженное в письме от 30.09.2020 года , нельзя признать законным и обоснованным.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемое Зверевым П.С. решение требованиям закона не соответствует и нарушает его права и законные интересы, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным со дня принятия.

Разрешая требования Зверева П.С. о возложении на администрацию Косихинского района обязанности в течении десяти дней обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что они подлежат удовлетворению частично.

При этом суд исходит из положений статей 39.2, 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности без проведения торгов осуществляется органом местного самоуправления в случае, если отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть повторно заявление Зверева П.С. от 10.09.2020 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Кроме того, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда с учётом конкретных обстоятельств дела, и полагает возможным установить срок исполнения решения суда 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, что будет является разумным, обоснованным и достаточным.

Из материалов дела следует, что при подаче искового заявления административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д.7).

Согласно частям 1 и 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего кодекса.

С учетом положений ст. 111 КАС РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

Исходя из системного анализа норм ч.13 ст.226 КАС РФ и п.4 ч.3, ч.10 ст.227 КАС РФ, публикация решения суда по каждому административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не является обязательной.

Принимая во внимание, характер спора связанного с нарушением установленной процедуры проведения предварительного согласования предоставления земельного участка, то обстоятельство, что принятое решение в целом затрагивает только права и законные интересы Зверева П.С., суд не усматривает необходимости в опубликовании решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Зверева Петра Степановича к администрации муниципального образования – Косихинский муниципальный район Алтайского края о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Косихинского района Алтайского края в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Звереву Петру Степановичу, выраженный в письме от 30.09.2020 года.

Обязать администрацию Косихинского района устранить допущенное нарушение и в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление Зверева П.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Звереву Петру Степановичу в границах кадастрового квартала , в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с администрации Косихинского района Алтайского края в пользу Зверева Петра Степановича в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Максачук А.И.