ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-361/20 от 16.03.2020 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-361/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 16 марта 2020 года

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Михайловой Е.В.,

при секретаре Афанасьевой Н.А.,

с участием представителя административного истца администрации г.Твери и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери Цымбал М.А. – действующей на основании доверенностей,

представителя административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г.Твери и Прокуратуры Тверской области Дементьевой Н.А., действующей на основании доверенностей,

представителя заинтересованного лица МКУ г.Твери «УМЖФ» - Чорненькой Е.А., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Главы города Твери Тверской области Огонькова А.В. - Сорокиной А.В., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица Полетаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Твери к прокуратуре Пролетарского района г.Твери о признании недействительным представления №12.1б-2019 от 26 февраля 2019 года,

установил:

администрация г.Твери обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным представление прокуратуры Пролетарского района г.Твери от 26 февраля 2019 года №№12.1б-2019 об устранении жилищного законодательства.

В обоснование иска указано, что 05 марта 2019 года в адрес администрации г.Твери поступило представление прокуратуры Пролетарского района г.Твери об устранении нарушений действующего законодательства. Данное представление является необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца.

Представление вынесено в адрес Главы администрации города Твери, тогда как администрацию города Твери, в соответствии с Уставом, возглавляет Глава города Твери. Администрация города Твери не осуществляет расчет и начисление платы за наем для граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях по договорам социального найма. Для освобождения данной категории от оплаты, Законом Тверской области должен быть установлен порядок признания граждан малоимущими вне зависимости от дальнейшей реализации малоимущими гражданами права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и/или освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) администрацией направлены предложения о внесении в Закон Тверской области от 27.09.2005 № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» соответствующих изменений. Постоянным комитетом по вопросам развития городской инфраструктуры Тверской городской Думы 26 марта 2019 года принято решение о внесении органами местного самоуправления города Твери в качестве законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области проекта по изменению Закона в порядке статьи 100 Устава Тверской области.

Кроме того, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого вынесено представление, какие именно меры необходимо принять для устранения выявленных нарушений закона, причины и условия, способствующие нарушению закона. Оспариваемое представление вышеприведенным требованиям не соответствует, в связи с чем административный истец лишен возможности исполнить оспариваемое представление.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены прокуратура Тверской области, прокурор Пролетарского района г.Твери Королев А.С., в качестве заинтересованных лиц МКУ г.Твери «УМЖФ», Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери, Глава города Твери Тверской области Огоньков А.В., Полетаева Н.А.

В судебном заседании представитель административного истца администрации г.Твери административные исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г.Твери и прокуратуры Тверской области административные исковые требования не признала, указала, что результатами проверки, проведенной в связи с обращением Полетаевой Н.А. было установлено нарушение жилищного законодательства в части освобождения малоимущих граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем)., которое, в силу положений ч.9 ст.156 и ч.2 ст.49 ЖК РФ, должно производится в силу прямого указания закона. Отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими в целях освобождения от внесения платы за наем в данном случае не требуется. Обязанность по освобождению от внесения платы за наем законом возложена исключительно на администрацию г.Твери. Отсутствие в представлении указаний на конкретные меры, которые должна предпринять администрация г.Твери с целью устранения нарушений закона, обусловлено необходимостью соблюдения самостоятельности административно-хозяйственной деятельности администрации города, в то же время возможным вариантом устранения допущенного нарушения является внесение изменений в постановление администрации г.Твери от 23 января 2019 года №38.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Главы администрации города Твери Тверской области, МКУ г.Твери «Управление муниципальным жилищным фондом», Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери, настаивали на удовлетворении административных исковых требований, поддержали доводы представителя административного истца, приводимые в обоснование искового заявления и в судебном заседании.

В судебном заседании заинтересованное лицо Полетаева Н.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что освобождение малоимущих граждан от внесения платы за на наем предусмотрено законом.

В судебное заседание административный ответчик прокурор Пролетарского района г.Твери Королев А.С. не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что по поручению прокуратуры Тверской области от 7 февраля 2019 года № 7-294-2011/11791 прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка доводов обращения Полетаевой Н.А., поступившего на личном приеме в приемной Президента Российской Федерации в Тверской области.

Из ответа начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 22 февраля 2019 года № 28/721-4 следует, что в целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими и занимающих муниципальные жилые помещения по договорам социального найма, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), необходимо внесение изменений в закон Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (том 1 л.д.108).

По результатам указанной проверки прокурором Пролетарского района города Твери в адрес Главы администрации города Твери Огонькова А.В. внесено представление от 26 февраля 2019 № 12.1б-2019, в котором прокурор требует безотлагательно принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а также недопущению их впредь; рассмотреть настоящее представление в месячный срок с момента его получения с участием представителя прокуратуры, о дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в предусмотренный законом месячный срок в прокуратуру района в письменном виде (том 1 л.д.22-24).

Как следует из представления, в ходе проверки установлено, что 09 сентября 2015 года между МКУ г.Твери «УМЖФ» и Полетаевой Н.А. заключен договор найма № 262/15, в соответствии с которым Полетаева Н.А. является нанимателем комнат №№ , дома <адрес>. Совместно с нанимателем в жилом помещении имеют право проживать сын ФИО12 и дочь ФИО13.

Полетаева Н.А. составом семьи из трех человек, вместе с дочерью ФИО14 и сыном ФИО15, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Пролетарского района г. Твери с 21 июня 2001 года Приказом администрации Пролетарского района г. Твери от 22 июля 2016 года № 142-р семья из трех человек признана малоимущей, статус малоимущей семьи подтвержден.

В представлении со ссылкой на положения ч. 9 ст. 156, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», указано, что Жилищным кодексом Российской Федерации установлена обязанность освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими. При этом данная обязанность не поставлена в зависимость от принятия субъектом Российской Федерации нормативно-правового акта, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Кроме того, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В данном случае, совокупность условий для признания оспариваемого решения незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, отсутствует.

Так, в силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В силу статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что принятие прокурором мер реагирования является его правомочием и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, которое основано на изучении доводов жалобы заявителя и материалах проверки.

Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Частью 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (пункт 1 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). От внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (часть 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.

Статьями 12-14 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно пунктам 3, 3.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В силу пунктов 2, 2.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Законом Тверской области от 27 сентября 2005 года № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 2 принят Устав города Твери.

В соответствии со статьей 38 Устава города Твери Глава города Твери является выборным высшим должностным лицом города Твери, возглавляет администрацию города Твери и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 41 Устава города Твери администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери; устанавливает размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В силу статьи 57 Устава города Твери Тверская городская Дума определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в том числе в соответствии с действующим законодательством устанавливает порядок приватизации муниципального имущества, утверждает методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом, устанавливает порядок передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, устанавливает порядок предоставления льгот по платежам в бюджет города Твери за пользование муниципальным имуществом.

Постановлением Администрации города Твери от 16 декабря 2010 года № 2726 функциями наймодателя жилых помещений в муниципальном жилищном фонде города Твери наделено Муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом», которое, в том числе, осуществляет учет, начисление и обеспечение полного и своевременного поступления платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда города Твери (платы за наем) в доход бюджета города Твери и ее взыскание в установленном законом порядке в доход бюджета города Твери. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Администрацией города Твери, в соответствии с определенными Уставом города полномочиями приняты Постановление от 23 января 2019 года № 38 «Об утверждении положения о расчете размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории города Твери» и Постановление от 23 января 2019 года № 43 «Об установлении базового размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на территории города Твери».

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами представителя административных ответчиков о том, что освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, должно производиться в силу прямого указания закона - части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вопреки позиции административного истца, граждане, о нарушении прав которых указано в оспариваемом представлении, уже признаны малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма в соответствии с положениями (ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Признание граждан малоимущими в целях их освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Следовательно, принятия нормативного правового акта субъектом Российской Федерации в данном случае не требуется, такая необходимость возникает только в случае освобождения от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением иных категорий граждан.

Поскольку установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) относиться к полномочиям администрации г.Твери, оспариваемое представление, по мнению суда, вынесено в адрес надлежащего лица.

Таким образом, оспариваемое представление прокурора является законным, определённым, содержит конкретные сведения о допущенном нарушении прав малоимущих граждан, соответствует критерию исполнимости. Внесение такого представления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.

При таком положении, в удовлетворении административных исковых требований администрации г.Твери о недействительным представления прокуратуры Пролетарского района г.Твери от 26 февраля 2019 года №№12.1б-2019 об устранении жилищного законодательства надлежит отказать

При решении вопроса о своевременности обращения суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования администрации г.Твери к прокуратуре Пролетарского района г.Твери, Прокуратуре Тверской области, прокурору Пролетарского района г. Твери Королеву Алексею Сергеевичу о признании недействительным представления №12.1б – 2019 от 26 февраля 2019 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в Пролетарский районный суд г. Твери.

Председательствующий Е.В. Михайлова

В окончательной форме решение принято 25 марта 2020 года.

Председательствующий Е.В. Михайлова