ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-361/20 от 19.05.2020 Печорского районного суда (Псковская область)

Дело №2а-361/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

**.**.****г.

г.Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области

в составе судьи Чученковой Ю.Н.

с участием прокурора Гетко Е.Н.,

представителя Администрации Печорского района Успенского А.С.

при секретаре Мерцаловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по административному иску прокурора Печорского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц

к Администрации Печорского района Псковской области

о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать работы по сносу аварийного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорского района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по консервации аварийного жилого дома по адресу: Псковская область, Печорский район, дер.Новый Изборск, ул....., уборке строительного и бытового мусора, а также по сносу указанного жилого дома; одновременно прокурор просит суд возложить на административного ответчика обязанности организовать в срок до 01 июля 2020 года работы по уборке строительного и бытового мусора и работы по консервации названного аварийного жилого дома, в срок до 01 декабря 2020 года работы по сносу указанного жилого дома.

В судебном заседании прокурор Гетко Е.Н. иск поддержала.

Исковые требования мотивированы тем, что в силу ст.37 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственником здания или сооружения должны быть приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах», утвержденной Постановлением Администрации Псковской области №190 от 30 апреля 2013 года, указанный жилой дом подлежал сносу в 4 квартале 2018 года.

Исполнителем названной Областной адресной программы является Администрация Печорского района, в том числе и на основании Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.56.11 Земельного кодекса РФ, ст.26 п.12 Федерального закона №499-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Жители данного жилого дома переселены в другое жильё, процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под указанным жилым домом завершена, однако, дом по настоящее время не снесен.

В результате бездействия административного ответчика имеет место реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угроза уничтожения имущества, а также созданы условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, в том числе в сфере терроризма, что противоречит ст.3 п.4 Федерального закона №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», ст.11 п. «д» «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом России 05 октября 2009 года.

Кроме того, внешний вид названного жилого дома ухудшает облик населенного пункта в целом, развитие инфраструктуры не происходит, инвестиционная привлекательность территории снижается.

Представитель административного ответчика Успенский А.С. в судебном заседании пояснил, что для сноса названного жилого дома требуется проект, разработка которого влечет для Администрации Печорского района дополнительные финансовые затраты; до настоящего времени жилой дом не снесен из-за проблем с финансированием.

Судом находит административный иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст.1 ч.2 п.2 Кодекса РФ об административном судопроизводстве, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.39 ч.1 КАС РФ с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд вправе обратиться прокурор.

Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение административного иска и необходимость принятия административным ответчиком каких-либо конкретных решений, совершения каких-либо определенных действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.

В соответствии со ст.37 ч.1 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно утвержденной Постановлением Администрации Псковской области №190 от 30 апреля 2013 года Областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах» жилой дом по адресу: Псковская область, Печорский район, дер.Новый Изборск, ул....., д.***, подлежал сносу в 4 квартале 2018 года, организовать работы по сносу названного жилого дома должна Администрация Печорского района.

Вместе с тем, без каких-либо на то уважительных причин данный аварийный жилой дом по настоящее время не снесен.

Суд находит, что при имеющихся обстоятельствах факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действительно имеет место: в результате бездействия Администрации Печорского района созданы условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, в том числе в сфере терроризма, и, более того, существует реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, а также угроза уничтожения имущества.

Названное бездействие Администрации Печорского района противоречит Федеральным законам №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», №35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму».

По мнению суда, административные исковые требования являются законными и обоснованными, значит, права и законные интересы неопределенного круга лиц должны быть восстановлены путем признания незаконным бездействия Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по консервации и сносу аварийного жилого дома по адресу: Псковская область, Печорский район, дер.Новый Изборск, ул....., д.***, а также мер к уборке строительного и бытового мусора, и возложении на административного ответчика обязанности организовать работы по консервации указанного жилого дома и уборке строительного и бытового мусора в срок до 01 июля 2020 года и в срок до 01 декабря 2020 года работы по сносу названного аварийного жилого дома.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ, руководствуясь ст.177, ст.227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Печорского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Печорского района Псковской области в части непринятия мер по консервации аварийного жилого дома по адресу: Псковская область, Печорский район, дер.Новый Изборск, ул....., д.***, уборке строительного и бытового мусора, а также по сносу указанного жилого дома незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Возложить на Администрацию Печорского района Псковской области обязанность организовать в срок до 01 июля 2020 года (первого июля две тысячи двадцатого года) работы по уборке строительного и бытового мусора и работы по консервации аварийного жилого дома по адресу: Псковская область, Печорский район, дер.Новый Изборск, ул.....

Возложить на Администрацию Печорского района Псковской области обязанность организовать в срок до 01 декабря 2020 года (первого декабря две тысячи двадцатого года) работы по сносу аварийного жилого дома по адресу: Псковская область, Печорский район, дер.Новый Изборск, ул.....

Обязать Администрацию Печорского района Псковской области в течение пяти рабочих дней после сноса указанного жилого дома сообщить об исполнении решения суда в Печорский районный суд Псковской области и прокурору Печорского района.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение постановлено **.**.****г..

Судья Чученкова Ю.Н.

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.