ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-361/2021КОПИ от 28.04.2021 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2а-361/2021 Копия

УИД 52RS0010-01-2020-003181-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Балахна 28 апреля 2021 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А.,

при секретаре Дегтяревой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, главе местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области об отказе в признании садового дома жилым домом и о возложении обязанности на администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области повторно рассмотреть его заявление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области с административным иском о признании незаконным решения администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области об отказе в признании садового дома жилым домом и о возложении обязанности на администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области повторно рассмотреть в установленном законом порядке его заявление о признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований ФИО1 указав, что 28.07.2020 обратился с заявлением к административному ответчику о признании его садового дома жилым домом, поскольку садовый дом является его единственным жильем, дом подключен к электросетям, газифицирован. Основанием к обращению явилась невозможность осуществлять основные права, свободы и законные интересы человека и гражданина (право на регистрацию по месту жительства, на медицинское обеспечение, на льготы на электроэнергию и газ, на голосование в выборах и т.д.). 25.09.2020 он получил решение, которым ему было отказано в удовлетворении заявления на основании подпункта «д» пункта 61 «Положения о признании помещения жилым помещением…садового дома жилым домом…», утвержденного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 №47 – размещение жилого дома или садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения». Полагает, что оспариваемое решение на соответствует требованиям ст.3, 23 ФЗ №217 от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства…», п.62 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47, Приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы и требования административного иска поддержал.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечен глава местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области. В качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом при администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

В связи с реорганизацией юридического лица – администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, определением суда административные ответчики заменены их правопреемниками – администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области и главой местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области

Административные ответчики, их представители, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, которые о времени, дате и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает материалы дела достаточными и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В своем письменном отзыве на административное исковое заявление глава местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области указал, что согласно утвержденным генеральному плану и правилам землепользования и застройки МО «город Балахна», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок , площадью 1333 кв.м., вид разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества, в границе которого находится земельный участок с кадастровым номером , расположен в территориальной зоне Ж-5 – коллективные сады. Также, согласно утвержденным правилам землепользования и застройки МО «город Балахна» данный участок на перспективу относится к зоне Ж-3Б – резерв жилой застройки Ж-3.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участвующих в судебном заседании лиц, суд установил, следующее.

Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке спорное решение администрации Балахнинского муниципального района, являющееся документом властно-распорядительного характера, вынесенное уполномоченным органом, затрагивающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущие последствия для участников правоотношений.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч.3 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №217-ФЗ) садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания садового дома жилым домом установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее – Положение).

Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом

В п.56 Положения приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом, которые собственник садового дома представляет в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Случаи, когда принимается решение об отказе в признании садового дома жилым домом, исчерпывающе определены в п.61 Положения.

Согласно материалам дела, за ФИО1 зарегистрировано в установленном законном порядке право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь 1333 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок

Также за ФИО1 зарегистрировано право собственности на расположенный на данном земельном участке садовый дом, площадью 94,9кв.м., кадастровый номер .

28.07.2020 ФИО1. обратился в администрацию Балахнинского муниципального района с заявлением о признании вышеуказанного садового дома жилым домом.

Решением администрации Балахнинского муниципального района от <дата> № Исх- ФИО1 в признании садового дома жилым домом было отказано на основании подпункта «д» пункта 61 Положения – размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Балахна», утвержденными решением городской Думы города Балахна №139 от 23.12.2010, садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, участок (кадастровый ) находится в территориальной зоне Ж-5 (коллективные сады).

Вид разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» (код 13.2) в данной территориальной зоне предусматривает возможность осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещением садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделению на квартиры; размещением хозяйственных строений и сооружений, здания правления объединения.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка в указанной территориальной зоне размещение жилого дома не предусматривает.

Согласно ч.1 ст.83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в п.7 ст.1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст.30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст.37 ГрК РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 ГрК РФ, п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч.ч.3, 5 ст.37 ГрК РФ).

Исходя из положений п.4 ст.37 ГрК РФ, п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона №217-ФЗ садовый земельным участком признается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Федеральным законом №217-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (ч.7 ст.54).

В соответствии с п.п.1, 2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 (данный нормативный акт действовал на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – классификатор) предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков, связанных с ведением садоводства (код 13.2): осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей

Под кодом 2.1 настоящий классификатор располагает вид разрешенного использования земельного участка: «Для индивидуального жилищного строительства» с описанием данного вида: «Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Таким образом, классификатор прямо предусматривает возможность размещения на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения садоводства» жилого дома для собственных нужд.

Вместе с тем, описание вида разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» в правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Балахна», не предусматривающего размещение жилого дома, противоречит классификатору и положениям ст.7 Земельного кодекса РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

При таких обстоятельствах, суд не может при вынесении решения по настоящему делу ссылаться на правила землепользования и застройки муниципального образования «город Балахна», утвержденные решением городской Думы города Балахна №139, поскольку они противоречат закону в части того, что вид разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» не предусматривает размещение жилого дома.

Кроме того, в силу ч.12 ст.14 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного истца и полагает необходимым административный иск удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области №Исх- от <дата> об отказе ФИО1 в признании садового дома жилым домом.

Обязать администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, участок (кадастровый ) жилым домом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балахнинский городской суд.

Судья подпись В.А. Плеханов

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения находится в деле №2а-361/2021 в Балахнинском городском суде Нижегородской области.

Копия верна.

Судья В.А. Плеханов

Секретарь М.В. Дегтярева