УИД48RS0001-01-2020-004435-58
Дело № 2а-3622/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Амбарцумян Н.В.,
при секретаре Струковой Т.И.,
с участием прокурора Федотовой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка № 115/1036 от 10.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения ФИО2»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка № 115/1036 от 10.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения ФИО2».
В обосновании административного иска указал на то, что 01 августа 2020 года ФИО2 были представлены документы в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка для регистрации в качестве кандидата, в том числе 12 подписных листов, содержащих 57 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
08 августа 2020 года ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка истцу был вручен итоговый протокол проверки подписных листов от 06.08.2020 года, содержащий указание на то, что 11 из представленных им 57 подписей в поддержку его выдвижения были признаны комиссией недействительными. В частности:
- пять из них (ФИО7, ФИО25, ФИО8, ФИО9, ФИО10) по причине якобы содержащихся признаков дорисовки элементов цифр в графе «Подписной лист удостоверяю», со ссылкой на п. «з» части 11 статьи 36 Закона 60-ОЗ;
- подпись ФИО11, также по причине якобы имеющихся исправлений, а конкретно дорисовки, в графе «Дата внесения подписей», со ссылкой на пункт «е» части 11 статьи 36 Закона 60-ОЗ;
- подпись ФИО12 (его отца), по аналогичной причине якобы имеющихся признаков дорисовки цифр в графе «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего его», со ссылкой на пункт «ж» части 11 статьи 36 Закона 60-ОЗ;
- подпись ФИО13, по аналогичной причине якобы имеющихся признаков дорисовки цифр в графе «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего его», со ссылкой на пункт «ж» части 11 статьи 36 Закона 60-ОЗ;
- подпись ФИО14, по причине того, что якобы фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно, со ссылкой на пункт «л» части 11 статьи 36 ОЗ Закона 60-ОЗ.
Указал, что отмеченный факт имеющейся якобы «дорисовки элементов цифр» является лишь техническим моментом, обусловленным особенностями его почерка. Так согласно криминалистической энциклопедии, дорисовка – в криминалистическом исследовании документов разновидность дописки, при которой изменение первоначального содержания документа осуществляется путем добавления отдельных штрихов, изменяющих прежние буквы или цифры. В свою очередь, в данном конкретном случае полагает, что можно говорить лишь об обводке – то есть выполнении поверх первоначальной записи штрихов, повторяющих конфигурацию знаков. Факт обводки устанавливается технико-криминалистической экспертизой документов. То же самое может указать и в отношении подписей ФИО11, ФИО12, ФИО13
Так же заявил, что подпись, сделанная ФИО14, как и все необходимые данные согласно законодательству, внесены ей собственноручно.
Истец полагал, что ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка он так и не был ознакомлен с заключением эксперта по проверке подписных листов № 1536 от 04.08.2020 года, на которое ссылается рабочая группа в итоговом протоколе. В ответ на его замечание, сделанное на заседании комиссии 10.08.2020 года, ему в присутствии свидетелей было заявлено, что он якобы был ознакомлен с данным документом при получении протокола, что, по его мнению, является ложью.
Просил постановление территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка № 115/1036 от 10.08.2020 года отменить, при необходимости провести повторную проверку подписных листов с привлечением эксперта надлежащей квалификации и обязать комиссию принять решение о его регистрации.
Определением суда от 19 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена избирательная комиссия Липецкой области.
В судебном заседании административный истец ФИО2, представитель административного истца по устному ходатайству ФИО4 поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка, председатель территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка ФИО5 иск не признал, ссылаясь на его необоснованность по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск, указав, что в полном соответствии с указанной нормой закона к проверке подписей, представленных кандидатом ФИО2 был привлечен эксперт ЭКЦ УМВД России по ЛО ФИО26 которая в ходе работы рабочей группы 04.08.2020 года провела подчерковедческое исследование подписных листов, представленных кандидатом ФИО2 В соответствии с заключением эксперта по проверке подписных листов № 1536 от 04.08.2020 года в представленных кандидатом ФИО2 подписных листах: рукописные записи, расположенные в:
- подписном листе № 5 в графе «Подписной лист удостоверяю» имеются дорисовки.
Полагает, что 5 (пять) подписей в этом листе признаются недействительными по п. «з» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", в соответствии с которым недействительны все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществляющем сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
- подписном листе № 9 в третьей строке в графе «Дата внесения подписи» имеются дорисовки элементов цифр.
Полагает, что 1 (одна) подпись в этом листе признаётся недействительной по п. «е» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", в соответствии с которым недействительны подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями.
- подписном листе № 10 в пятой строке и в подписном листе № 12 во второй строке в графе «Серия и номер паспорта» имеется обводка элементов цифр.
Полагает, что 2 (две) подписи в этом листе признаются недействительными по п. «ж» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", в соответствии с которым недействительны подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведений об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
- подписном листе № 10 в строках 2, 3 в графе «Фамилия, имя, отчество» рукописные записи выполнены одним лицом.
Таким образом, полагает, что как минимум 1 (одна) подпись в этом листе признаётся недействительной по п. «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области", в соответствии с которым недействительны подписи избирателей, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями не собственноручно.
Так же указал, что устных и письменных заявлений по предоставлению копии официальных документов (заключение эксперта по проверке подписных листов № 1536 от 04.08.2020 года) в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка не поступало.
Более того, пояснил, что на основании ответа УМВД России по Липецкой области были установлены следующие нарушения в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения ФИО2:
Лист № 7 подпись 3 – не соответствует имя избирателя (в подписном листе в графе «Фамилия, имя, отчество» указано имя «ФИО3», по данным УМВД России по Липецкой области «ФИО27»;
Лист № 12 подпись 3 – не соответствует адрес места жительства избирателя (фактический адрес проживания: <адрес>
Пояснил, что все выше перечисленные нарушения являются недостоверностью сведений, указанных об избирателях, что в соответствии с пунктом «в» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ являются основанием для признания подписей избирателей недействительными. Считает, что оспариваемые истцом 11 (одиннадцать) подписей признаны недйствительными в полном соответствии с законом.
Представитель избирательной комиссии Липецкой области по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на законность принятого постановления.
Помощник прокурора Советского района города Липецка в заключении полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием законных оснований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункту 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области" (далее по тексту - Закон Липецкой области N 60-ОЗ) основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу части 2 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей.
Частью 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ установлено, что недействительными признаются: в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или; з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи…
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ заключения экспертов могут служить основанием для признания недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Судом установлено, что решением Липецкого городского Совета депутатов от 23.06.2020 года № 1109 на 13.09.2020 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей обязанности избирательной комиссии г. Липецка от 10.06.2020 года 116/689 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№1-36 13 сентября 2020 года» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 возложены на территориальную избирательную комиссию (ТИК) № 1 Октябрьского округа города Липецка.
Постановлением территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка от 26 июня 2020 года № 101/949 «О рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию № 1 Октябрьского округа города Липецка кандидатами при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва 13 сентября 2020 года» утвержден состав рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию № 1 Октябрьского округа города Липецка кандидатами при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва 13 сентября 2020 года. При этом в состав рабочей группы включен эксперт УМВД России по ЛО.
Частью 2 статьи 35 Закона Липецкой области № 60-ОЗ и постановлением Территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка № 119/720 от 23.06.2020 года (с изменениями внесенными постановлением № 122/745 от 03.07.2020 года) установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу № 18-54 подписи избирателей, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено – 59.
08.07.2020 года ФИО2 обратился с заявлением в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка о выдвижении его кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, в порядке самовыдвижения.
08.07.2020 года административный истец представил в избирательную комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидатом, предусмотренные частью 10 статьи 34 Закона Липецкой области № 60-ОЗ, а 01.08.2020 года были предоставлены документы для регистрации предусмотренные частью 2 статьи 37 указанного Закона, в том числе административным истцом для регистрации было представлено 57 подписей избирателей.
01.08.2020 года кандидат в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, выдвинутого в порядке самовыдвижения ФИО2 представил в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 57 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 1 листе, сведения об измененных данных о кандидате ранее представленных в комиссию на 1 листе, первый финансовый отчет с приложениями на 6 листа, две фотографии на 1 листе.
Частью 2 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ и постановлением Территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка № 119/720 от 23.06.2020 года (с изменениями внесенными постановлением № 122/745 от 03.07.2020 года) установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого по одномандатному избирательному округу, в том числе по одномандатному избирательному округу № 18 составляет - 54 подписи избирателей, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено – 59.
Из материалов дела следует, что избирательной комиссией к проверке подлинности подписей в подписных листах был привлечен эксперт ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО28 Согласно заключению эксперта по проверке подписных листов № 1536 от 04.08.2020 года эксперта ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО17, следует, что на основании письма № 01-09/241 от 04.08.2020 года председателя избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка ФИО5, экспертом ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО30 было проведено подчерковедческое исследование подписных листов с подписями кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 ФИО2
В результате проведенного исследования было установлено:
- в подписном листе № 1 в строках 2,3,5 в графах «Год рождения» и «Серия и номер паспорта», а также в нумерации страницы имеются обводки и дорисовки элементов цифр,
- в подписном листе № 5 во второй строке в графах «Дата внесения подписи» и «Подписной лист удостоверяю» имеются дорисовки элементов букв,
- в подписном листе № 8 в четвертой строке в графе «Год рождения» имеется обводка элементов цифр,
- в подписном листе № 9 в строке № 2 в графе «Год рождения» и в третьей строке в графе «Дата внесения подписи» имеются дорисовки элементов цифр,
- в подписном листе № 10 в пятой строке в графе «Серия и номер паспорта» имеется обводка элементов цифр,
- в подписном листе № 10 в строках 2,3 в графе «Фамилия, имя, отчество» рукописные записи выполнены одним лицом,
- в подписном листе № 12 во второй строке в графе «Серия и номер паспорта» имеется обводка элементов цифр.
Согласно ответу начальника отделения № 3 ОВД УМВД России по городу Липецку № 35/9/3-5018 от 05.08.2020 года, председателю ТИК Октябрьского округа города Липецка ФИО5, была представлена таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 на выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18, в порядке самовыдвижения:
- № папки - 1, № листа – 7, № подписи – 3, ФИО1 – не соответствует имя - «ФИО31
- № папки - 1, № листа – 12, № подписи – 3, ФИО19 – не соответствует адрес места жительства - <адрес>.
Согласно итоговому протоколу от 06.08.2020 года в 18 час.20 минут проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения ФИО2, ведомости проверки подписных листов было установлено, что количество заявленных подписей - 57, количество представленных подписей - 57, количество проверенных подписей – 57, количество недействительных подписей – 11. Основанием (причиной) признания подписи недействительной (со ссылкой на норму закона): по п. «в» ч. 11 ст. 36 – 2 недействительные подписи; по п. «е» ч. 11 ст. 36 – 1 недействительная подпись; по п. «ж» ч. 11 ст. 36 – 2 недействительные подписи, по п. «з» ч. 11 ст. 36 – 5 недействительных подписей; по п. «л» ч. 11 ст. 36 – 1 недействительная подпись. На основании вышеизложенного комиссия сочла наличие основания для отказа в регистрации кандидата по п. 7 ч. 10 ст. 37 Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области».
Постановлением от 10.08.2020 года № 1115/1036 ФИО2 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения, с указанием на то, что кандидатом представлено 57 подписей избирателей, в соответствии со ст. 36 областного Закона проверено - 57 подписей избирателей, недействительными признано - 11 подписей избирателей. Количество достоверных подписей признано 46, что является недостаточным для регистрации кандидата.
Исследовав подлинные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения ФИО2 и материалы административного дела, суд приходит к выводу, что недействительными являются 11 подписей избирателей.
Как указано в пункте 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 8 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 9 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ).
Согласно пункту 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (часть 6 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ).
Подписной лист под № 5 не соответствует по своему содержанию предъявляемым требованиям, а именно:
в подписном листе № 5 во второй строке в графах «Дата внесения подписи» и «Подписной лист удостоверяю» имеются дорисовки в элементов цифр даты внесения подписи кандидатом, специально не оговоренные соответствующим лицом.
С учетом изложенного, на основании пункта «з» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ 5 подписей избирателей в этом листе являются недействительными.
Также с учетом заключения эксперта ФИО17 на основании пункта «е» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ признается недействительной 1 подпись избирателя, поскольку имеется исправление в дате ее внесения в подписной лист и указанное исправление не оговорено лицом, осуществляющим сбор подписей; на основании пункта «ж» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ – 2 подписи избирателей, где имеются исправления элементов цифр в номере паспорта и указанные исправления не оговорены лицом, осуществляющим сбор подписей; на основании пункта «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ – 1 подпись избирателя, где фамилия, имя, отчество избирателя указаны избирателями не собственноручно.
При этом суд учитывает, что избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, соответственно, и указание фамилии имени и отчества может быть выполнено одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с ФИО, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Сторона административного истца не оспаривала, что в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 выдвинутому в порядке самовыдвижения ФИО2 содержаться сведения не соответствующие действительности: - относительно указания имени избирателя ФИО1 и места жительства избирателя ФИО20 С учетом изложенного, на основании пункта «в» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ 2 подписи являются недействительными.
Суд не принимает во внимание доводы административного истца о недопустимости заключения № 1536 от 04 августа 2020 года, выполненного экспертом ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО17
Порядок проверки подписей избирателей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В рассматриваемом случае к проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения ФИО2, был привлечен в соответствии с данным порядком эксперт ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО17 Как установлено, эксперт имеет необходимые специальные знания и опыт работы. Причин не доверять данному им заключению не имеется. Выводы эксперта, сделанные им в заключении эксперта стороной административного истца не оспорены. Основания для назначения судебной почерковедческой экспертизы не имеется, поскольку стороной административного истца не представлено доказательств необходимости ее назначения.
Довод стороны административного истца о возможности доказывания факта собственноручного внесения избирателями сведений о них в подписные листы посредством допроса данных избирателей судом отклоняется, поскольку данные обстоятельства подлежат подтверждению иными доказательствами в соответствии с частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. 16 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ в случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктами 6.1 и 7 части 10 и 4.2 и 4.3 части 11 статьи 37 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Допрошенный в судебном заседании свидетель стороны административного истца ФИО21 показал, что ФИО2 в устной форме запрашивал заключение эксперта, но ему сказали обращаться в соответствующую инстанцию, на что он сказал, что будет обращаться в суд.
Допрошенная в судебном заседании свидетель стороны административного ответчика ФИО22 показала, что 10.08.2020 года проводила заседание комиссии, ФИО2 были озвучены результаты экспертизы, с которыми ФИО2 не согласился, предъявил претензии к рабочей группе и заключению эксперта. ФИО2 попросил протокол заседания комиссии, но не дождался решения комиссии и ушел, копию заключения эксперта он не просил.
Допрошенный в судебном заседании свидетель стороны административного истца ФИО23 показал, что на заседании комиссии 10.08.2020 года ФИО2 не просил выдать ему копию заключения эксперта.
С учетом изложенного, в судебном заседании было установлено, что устных и письменных заявлений по предоставлению копии заключения эксперта по проверке подписных листов № 1536 от 04.08.2020 года в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка от ФИО2 не поступало, более того, сам ФИО2 в судебном заседании указал, что с ходатайством о выдаче ему копии заключения эксперта в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка он не обращался, в связи с чем, административный истец не представил доказательств в подтверждение реальности своих намерений получить документы в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка.
Суд не принимает во внимание показания свидетеля ФИО32 поскольку его показания не согласуются с объяснениями самого ФИО2 и полностью опровергнуты доказательствами, представленными стороной административного ответчика, в том числе и письменными возражениями от 11.08.2020 года, в которых ФИО2, обращаясь в ТИК № 1 Октябрьского округа города Липецка не выдвигает требования о выдаче ему копии заключения эксперта.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в ст. 14 КАС РФ, суд связан основаниями и доводами заявленных требований, на иные нарушения административный истец не ссылается.
Таким образом, у Территориальной избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения. Иных нарушений законодательства при отказе в регистрации кандидата в депутаты ФИО2 судом не установлено.
Иные доводы административного истца не свидетельствуют о возможности удовлетворения заявленного административного иска, поскольку основаны на неверном толковании законодательства и сводятся к субъективной оценке установленных по делу обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии № 1 Октябрьского округа города Липецка № 115/1036 от 10.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения ФИО2» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение пяти дней со дня вынесения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы, прокурором - принесения апелляционного представления, через Советский районный суд г. Липецка.
Судья (подпись) Н.В. Амбарцумян