ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3623/2021 от 11.10.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2021 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-3623/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министру труда, занятости и миграционной политики адресФИО2, Министерству труда, занятости и миграционной политики адрес о признании незаконным бездействия, с участием заинтересованного лица заместителя министра труда, занятости и миграционной политики адрес - ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением к министру труда, занятости и миграционной политики адресФИО2 о признании незаконным бездействия.

Требования обоснованы тем, что письмом от дата№... (приложение 1) организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета. Поручением Президента РФ в сфере труда и социального обслуживания предусмотрено организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков (утвержден Президентом РФ дата N Пр-38ГС). Перечень поручений Президента РФ сформирован по итогам заседания Государственного совета, в состав которого входит вышестоящее в порядке подчиненности должностной лицо административного ответчика. Перечень поручений Президента РФ принят в письменной форме (1), уполномоченным органом (2) в отношении неопределенного круга лиц (3) для многократного применения (4), следовательно, является нормой права. Контроль за исполнением поручений и указаний Президента Российской Федерации осуществляет Администрация Президента Российской Федерации в порядке, установленном Руководителем Администрации Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от дата N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации")). Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Обязанность патриотического воспитания возложена на государственные органы положениями Федерального закона от дата N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения. Решение о принятии предложения (или об отказе в принятии предложения) административному истцу не направлялась, дополнительная информация у организатора добровольческой деятельности не запрашивалась. Установленный Постановлением Правительства РФ от дата N 1425 срок принятия решения или направления запроса истек дата. Таким образом, административный ответчик допустил бездействие, выразившееся в нарушении установленных сроков в направлении запроса, чем нарушил права, свободы и законных интересы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от добровольцев Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности». Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").

На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие министра труда, занятости и миграционной политики адрес (ФИО2), выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности – незаконным.

Протокольным определением от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель министра труда, занятости и миграционной политики адрес - ФИО3.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель Министерства труда, занятости и миграционной политики адресФИО5 возражал против удовлетворения требований административного иска на основании письменных возражений.

Административный ответчик министр труда, занятости и миграционной политики адресФИО2, заинтересованное лицо заместитель министра труда, занятости и миграционной политики адрес - ФИО3 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате судебного заседания.

В судебное заседание представитель Благотворительного регионального молодёжного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не явился, извещен надлежащим образом судебными повестками (ШПИ 44312362397785, ШПИ 44312362397747), просил рассмотреть дело в его отсутствии. Кроме того, в адрес административного истца направлялись возражения на административный иск (л.д. 133, 134).

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившегося представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ предусмотрен нормами ФЗ от дата № 59-ФЗ (далее по тексту решения – Закон).

В силу ч.1 ст.2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (ст.17 Федерального закона от дата № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений »).

В соответствии с п. 3.1. Устава Благотворительного Регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» для достижения уставных целей, движение имеет право в обращаться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками Движения. Данное полномочие утверждено компетентным федеральным органом государственной власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации.

Из содержания административного искового заявления следует, что письмом от дата№... Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" на адрес электронной почты направило в Министерство социально-демографической и семейной политики адрес предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч.4 ст.10 № 59-ФЗ).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от дата№...-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» устанавливает для исполнительной власти субъектов Российской Федерации: «учитывать положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности». При этом, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).

Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в адрес 3-дата включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося дата и утверждены Президентом Российской Федерации дата № Пр-38ГС. Государственный совет Российской Федерации (далее - Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Членами Государственного совета, в том числе, являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. (Указ Президента РФ от дата№... «О Государственном совете Российской Федерации»). Таким образом, решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 17.3 Федерального закона №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) Правительством РФ принято постановление от дата№... «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видом деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее по тексту Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями), которым утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организация с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями.

В соответствии с пунктами 2, 3,4 указанного Порядка, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение).

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений:

о принятии предложения;

об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

Согласно доводам административного истца, до настоящего времени, ответ на обращение от административного ответчика не поступил.

В представленных в материалы дела возражениях на административное исковое заявление Министерство труда, занятости миграционной политики адрес указывает, что на адрес электронной почты министерства (info@samaratrud.ru) письмо от дата за №... в форме электронного документа с адреса электронной почты административного истца, указанного в административном исковом заявлении (8817@apmo.ru), не поступало. Письменных обращений от административного истца в министерство по другим каналам связи (факсом, почтой России) также не поступало. Данные об обращении от дата за №... отсутствуют и в автоматизированной информационной системе документооборота и делопроизводства в министерстве IBM Lotus Notes.

В качестве подтверждения не получения письменных обращений от административного истца за период с дата по дата представлены, в частности, скриншоты – снимки экрана, произведенные при осуществлении поиска поступивших электронных писем на адрес электронной почты Министерства с использованием программы Microsoft Exchange Server, позволяющей осуществлять обработку и пересылку почтовых сообщений, поступивших на электронную почту.

В свою очередь, административным истцом в материалы дела не представлено уведомление о получении Министерством, поданных в электронном виде документов, в указанную административным истцом дату – дата

С учетом изложенного, суд находит, что оспариваемое бездействие министра труда, занятости и миграционной политики адресФИО2, Министерства труда, занятости миграционной политики адрес имело место ввиду неполучения соответствующего обращения административного истца, что исключает возникновение какой-либо публичной обязанности у органа государственной власти, должностного лица и, соответственно – оснований для его ответственности.

При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министру труда, занятости и миграционной политики адресФИО2, Министерству труда занятости и миграционной политики адрес об оспаривании бездействия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2021 г.

Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья:

Секретарь: