ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3623/2022 от 22.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2022-004346-05

2а-3623/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3623/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным заключения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство) о признании незаконным заключения, указав, что между истцом и Министерством 21.02.2012 заключен договор № 274/07 аренды лесного участка, с кадастровым номером :0002, площадью 1,19 га, расположенного по адресу: <адрес>, квартал № 48, сроком с 21.02.2012 по 04.02.2029. Земельный участок не используется для предпринимательской и иной экономической деятельности. По заказу ФИО1 в 2014 году ООО «Норматив-ЭКО» разработан проект освоения лесов на данный лесной участок, на который 29.12.2014 получено положительное заключение государственной экспертизы. В связи с истечением срока действия проекта по заказу ФИО1 в 2022 году ООО «Норматив-ЭКО» разработан новый проект освоения лесов практически без изменения предыдущих положений. По результатам его рассмотрения Министерством дано отрицательное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом от 18.02.2022 № 80. С данным заключением заявитель не согласен, считает, что указанные в нем замечания не соответствуют законодательству, а также нарушают его права. В замечании под №1 указано на отсутствие обоснования размещения объектов (лесная дорога, пожарный водоем, пожарная скважина), однако не указано, каким нормам закона не соответствует размещение этих объектов лесной инфраструктуры, на каких условиях возможно или запрещено размещение этих объектов. В замечании под №2 указано на невозможность размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке. Однако правомерность размещения указанных объектов подтверждена предыдущей государственной экспертизой проекта освоения лесов. Действующее законодательство допускает возведение и наличие на лесных участках, относимых к категории зеленых зон защитных лесов, временных построек (т.е. сооружений, не относящихся к объектам капитального строительства), используемых в рекреационных целях. Замечание №3 необоснованно, так как ограждение из природного камня было возведено до начала арендных отношений и возведено не административным истцом. Данное ограждение не является ограждением лесного участка, а является ограждением соседнего земельного участка с кадастровым номером :9. Ограждение вокруг земельного участка имелось еще до передачи лесного участка в аренду ФИО1, никоим образом не препятствует свободному и бесплатному пребыванию граждан в лесах.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное приказом от 18.02.2022 № 80; обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течении месяца с даты вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем выдачи положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ФИО1 для осуществления рекреационной деятельности, с кадастровым номером :0002, с местоположением: <адрес>, квартал №48, выдел 17, 21,22,23,24, 27.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования поддержал по мотивам, изложенным в иске.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, извещен, ранее в судебном заседании просил в иске отказать, представил письменные возражения.

Заинтересованное лицо ГКУ Самарской области «Самарские лесничества» не явился, представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 21.02.2012 между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ФИО1 заключен договор № 274/07 аренды лесного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером :0002, имеющего местоположение: <адрес>, квартал № 48, выделы 9, 14, общей площадью 1,19 га. Лесной участок предоставляется в аренду для осуществления рекреационной деятельности (вид использования в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ), сроком с 21.02.2012 по 04.02.2029.

По заказу административного истца ООО «Норматив-ЭКО» в 2014 году разработало проект освоения лесов для арендуемого лесного участка (т.1 л.д. 123-222). Сторонами не оспаривалось, что 29.12.2014 получено положительное заключение государственной экспертизы указанного проекта. Срок действия проекта - до 31.12.2018.

В 2022 году по заказу истца ООО «Норматив-ЭКО» разработало новый проект освоения лесов для лесного участка с КН :0002 (т.1 л.д. 39-122).

Заключением государственной экспертизы, утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 18.02.2022 № 80, указанный проект освоения лесов признан не соответствующим целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству РФ (т.1 л.д.22-24).

Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Порядок проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов установлен приказом Минприроды России от 30.07.2020 года N 513.

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Приказа N 513).

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Приказа N 513).

Как следует из оспариваемого заключения, экспертная комиссия, рассмотрев представленный проект освоения лесов, установила, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Красноярского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации, а именно:

1. Согласно таблице 8 (стр.16), таблице 51 (стр.39) на арендуемом лесном участке размещены объекты лесной инфраструктуры: лесная дорога, пожарный водоем, пожарная скважина. Вместе с тем, обоснования размещения обозначенных объектов на лесном участке не представлены.

2. Согласно таблице 10 (стр. 18), таблице 51 (стр.39), таблице 53 (стр.41) на арендуемом лесном участке имеются объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, в количестве 9 единиц. Вместе с тем согласно Выписке из государственного лесного реестра от 17.12.2021 №177, арендуемый лесной участок относится к особо защитным участкам лесов, имеющим особый режим использования. Размещение на особо защитных участках лесов, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р.

3. Согласно Акту натурного технического обследования от 31.01.2020, приложенному к проекту освоения лесов, арендуемый лесной участок находится за высоким забором из природного камня, доступ на участок ограничен. Вместе с тем, данный объект не обозначен в соответствующих таблицах проекта. Кроме того, размещение забора на особо защитных участках лесов, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, недопустимо в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р и нарушает права граждан по пребыванию в лесах (ст. 11 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ установлено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно ст. 119 Лесного кодекса РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Перечень особо защитных участков леса приведен в части 2 статьи 119 ЛК РФ и пункте 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, в частности, к особо защитным участкам лесов относятся участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.

В соответствии с ч. 4 ст. 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Согласно выписке из Государственного лесного реестра от 17.12.2021 №177 арендованный лесной участок по адресу: <адрес>, квартал № 48, выделы 17,21, 22, 23, 24 27, площадью 1,19 га, относится к особо защитным участкам лесов (т.1 л.д. 105).

Согласно пункту 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого заключения) лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право возводить на лесных участках некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 года N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (действовал на момент принятия оспариваемого заключения).

В пункте 6 данного Перечня N 849-р определен закрытый перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов. К их числу относится в частности постройка временная, используемая в рекреационных целях.

Рассматриваемым проектом освоения лесов лесного участка предусматривается размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: временные постройки, используемые в рекреационных целях, навес, беседка.

Между тем, указанным выше распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р не предусмотрено размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на особо защитных участках лесов.

Кроме этого, из акта натурного технического обследования земельного участка от 11.08.2022, составленного лесничим Красноярского лесничества ГКУ СО «Самарские лесничества», следует, что территория участка огорожена забором из профлиста (т.2 л.д. 9).

В силу статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Ограждение лесных участков допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом: в соответствии с частью 3 статьи 114 Лесного Кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах; в соответствии с частью 2 статьи 38 ЛК РФ в отношении лесных участков, предоставленных для ведения сельского хозяйства; в соответствии с частью 4 статьи 36 ЛК РФ в отношении лесных участков, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Установка ограждений лицами, которым предоставлены лесные участки для осуществления рекреационной деятельности, законом не предусмотрена, и они не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки.

Из акта натурного обследования земельного участка также следует, что на участке расположены временные постройки: гараж (частично), баня (частично), сторожка, сарай. Размещение таких объектов на особо защитных участках лесов, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 года N 849-р, не допускается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что рассматриваемый лесной участок относится к особо защитным участкам леса, на которых не допускается размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также в нарушение требований закона участок имеет ограждение, препятствующее свободному доступу граждан, суд приходит к выводу, что представленный на экспертизу проект освоения лесов противоречит лесному законодательству, в связи с чем по результатам его рассмотрения административным ответчиком правомерно дано отрицательное заключение.

Доводы административного истца о том, что правомерность размещения указанных выше объектов на участке подтверждена предыдущей государственной экспертизой проекта освоения лесов, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого заключения. Обстоятельства, основания, условия, при которых было получено положительное заключение на предыдущий проект освоения лесов, предметом оценки суда не являлись, идентичность проектов не установлена.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оснований для признания заключения незаконным не имеется, поскольку оно принято в пределах компетенции уполномоченного органа, в соответствии с действующим законодательством и права административного истца не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным заключения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2022.