Дело №
УИД 59RS0011-01-2021-005774-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березники 14 декабря 2021 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
в составе судьи Матлиной О.И.
при секретаре Кушель Е.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчиков Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники, администрации г.Березники ФИО2, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники, администрации г.Березники о признании незаконным решения, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
административный истец ФИО1 обратились с административным иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники, администрации г.Березники о признании незаконным решения, возложении обязанности. Исковые требования обосновываются тем, что 22.07.2021 истец подала заявление в администрацию г.Березники о включении ее семьи в состав участников программы «Молодая семья». ..... истец получила от администрации ..... постановление об отказе в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий № от ..... и письмо с разъяснением причин отказа № СЭД№ от ...... Как следует из постановления и разъяснения, семья истца не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку до подачи заявления совершили действия, которые привели к ухудшению жилищных условий – прекратили право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу ...... Истец с данным вводом административного ответчика не согласна, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку квартиру, расположенную по адресу ..... они с мужем продали с целью улучшения жилищных условий – для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу ..... Просит признать незаконным и отменить постановление Управления имущественных и земельных отношений администрации .....№ от ....., возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники обязанность по включению семьи истца в состав участников программы «Семья и дети Пермского края» в соответствии с п.2.1.2, 2.6.2 Постановления Правительства Пермского края № 215-п от 01.04.2014.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель УИЗО администрации г.Березники, администрации г.Березники ФИО2, действующая на основании доверенности, с иском не согласна, считает постановление законным и обоснованным, поскольку истец и члены ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент вынесения постановления не являлись.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ..... истец обратилась с заявлением в администрацию ..... о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации г.Березники № от ..... в признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказано.
Согласно письма № СЭД№ от ....., основанием для отказа послужил вывод административного ответчика о том, что семья истца не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку до подачи заявления совершили действия, которые привели к ухудшению жилищных условий – прекратили право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу ......
Суд, проанализировав представленные в материалы дела документы, заслушав стороны судебного заседания, не находит оснований не согласиться с выводом административного ответчика о том, что семья истца нуждающимися в улучшении жилищных условий не является.
Правительством Пермского края 03.10.2013 принято Постановление N 1321-п "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края".
Согласно Паспорту данной программы она включает в себя подпрограмму "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот". Целью данной программы является создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, семей и детей Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215 - п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013г. N 1321-п" утвержден Порядок формирования списков молодых семей - участниц Подпрограммы и внесение изменений в списки молодых семей - участниц Подпрограммы (далее - Порядок формирования списков),
В соответствии с п 4.1 Порядка формирования списков, участие молодых семьей в реализации мероприятий Подпрограммы является добровольным.
Молодая семья для постановки на учет для участия в Подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обоих супругов непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, в числе которых - заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку в 2 экземплярах; решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, выданное органом местного самоуправления. (п. 4.2.1.,4.2.6);
Процедура признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей - сирот "Государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года N 1321-п регулируется Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1321-п, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (далее - Порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий).
Согласно данного Порядка, признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления городских округов и городских (сельских) поселений Пермского края (далее - орган местного самоуправления) на основании заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, поданного по месту жительства (регистрации) всех членов молодой семьи (далее - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В соответствии с п.п.2 п.2 Порядка в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Решением Березниковской городской Думы от 31.07.2018 N 420 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, применяемой в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Березники" в соответствии с пунктом 2.2 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 г. N 215-п, установлена учетная норма площади жилого помещения, применяемую в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Березники", в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.В соответствии с п.4 Порядка, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что молодые семьи, претендующие на участие в Подпрограмме, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств, полученных по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, признаются органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитных договоров (договоров займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома в случае заключения договора на получение средств по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома. (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 03.10.2016 N 854-п, от 20.09.2021 N 672-п). Молодые семьи, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств, полученных по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу, представляют документ, указанный в пункте 7.6 настоящего Порядка, с места постоянного проживания на момент подачи документов и с места постоянного проживания на момент заключения договора на получение ипотечного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 Правил предоставления социальных выплат не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного подпунктами "е" и "и" пункта 2 Правил предоставления социальных выплат, обязательства по которому полностью не исполнены либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита. Пунктом 17 Предусмотрены случаи, когда орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях. Так, в случае, если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий - орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (п.17.5). Из материалов административного дела установлено, что административный истец с ..... состоит в браке с гр.Н.И. У истца имеется дочь от предыдущего брака ФИО3, ..... г.р. Также у супругов имеются совместные дети: гр.Н.С., ..... г.р. и гр.Н.А., ..... г.р. ФИО1 принадлежит на праве собственности 1/3 доля в жилом помещении, расположенном по адресу .....27, общей площадью 43,7 кв.м. гр.Н.И. принадлежит на праве собственности 1/3 доля в жилом помещении, расположенном по адресу ..... общей площадью 43,7 кв.м. Семьей истца ..... на основании договора купли-продажи приобретено жилое помещение, расположенное по адресу .....36, общей площадью 45,6 кв.м. ..... на основании договора купли-продажи, семья истца продала жилое помещение, расположенное по адресу ...... ..... семьей истца было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу .....8, общей площадью 71,9 кв.м. Как следует из пояснений истца, данных в ходе судебного заседания, жилое помещение, расположенное по адресу ..... было продано с целью улучшения жилищных условий и приобретения квартиры, расположенной по адресу ..... в связи с рождением третьего ребенка гр.Н.А., ..... г.р. Указанное следует также из имеющихся в материалах дела документов. Из представленных предварительных договоров и договоров купли-продажи усматриваются последовательные действия истца и членов ее семьи по улучшению своих жилищных условий. Так, предварительные договоры на продажу квартиры по адресу ..... и приобретение квартиры по адресу ..... были заключены ..... и ..... соответственно. Денежные средства, полученные от продажи квартиры по адресу ..... были направлены на приобретение квартиры по адресу ..... Площадь вновь приобретенного жилого помещения больше площади проданного жилого помещения на 26,3 кв.м.
Все указанное выше, по мнению суда, свидетельствует о том, что действия истца и членов ее семьи были направлены на улучшение жилищных условий. В связи с чем, вывод административного ответчика о том, что истец намеренно с целью признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, произвела ухудшение своих жилищных условий, не соответствует имеющимся доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, и не оспаривалось истцом в судебном заседании, что семья истца нуждающейся в улучшении жилищных условий не является.
Решением Березниковской городской Думы от 31.07.2018 N 420, учетная норма площади жилого помещения, применяемая в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Березники", установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
На момент приобретения квартиры по адресу ..... обеспеченность общей площадью жилого помещения членов молодой семьи, состоящей из пяти человек, в расчете на одного человека составляла 14.9 кв.м ((14,56 + 14,56 + 45,6) : 5).
На день рассмотрения дела, семья истца нуждающейся в улучшении жилищных условий также не является. Обеспеченность общей площадью жилого помещения членов молодой семьи, состоящей из пяти человек, в расчете на одного человека составляет 20,20 кв.м ((14,56 + 14,56 + 71,9) : 5).
При таких обстоятельствах, органом местного самоуправления правомерно отказано ФИО1 в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Порядка.
В этой связи, оспариваемые действия администрации г.Березники в лице Управления имущественных и земельных отношений не противоречат действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов истца не нарушают.
В связи с чем, оснований для удовлетворения искового заявления в части признания незаконным постановления № от ..... не имеется.
Административные исковые требования в части возложения на Управление имущественных и земельных отношений обязанности по включению семьи истца в состав участников Государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" также не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение администрации города Березники выводов от отказе ФИО1 во включении ее семьи в состав участников подпрограммы "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защиты прав детей - сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" не содержит, а содержит решение об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники, администрации г.Березники о признании незаконным решения, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме (20.12.2021).
Судья (подпись) О.И.Матлина
Копия верна. Судья