ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3626/20 от 05.02.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-3626/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года Первомайский районный суд

город Краснодар в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

с участием административного истца посредством видео-конференц связи ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

с участием административного истца ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

в отсутствии административного истца ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения (заявление о рассмотрении в отсутствие), с участием ее представителя ФИО4, действующей на основании доверенности, предъявившей диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ.,

с участием представителя административного ответчика Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края – ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. , предъявившей диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.,

в отсутствие представителя заинтересованного лица Минстрой России,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО2 к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о восстановлении нарушенных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о восстановлении нарушенных прав.

В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что между административными истцами и КТ «Социальная инициатива и компания» были заключены договора инвестиционного вклада, которыми предусмотрено, что при выходе из товарищества административные истцы имеют право получить свой вклад в денежном эквиваленте или в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

Неисполнение КТ «Социальная инициатива и компания» условий контракта, заключенного с ООО «Русский торговый дом Анапа-2», привело к его расторжению, однако обязательства по передаче квартиры административным истцам выполнено не было, что и послужило основанием для внесения их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Для разрешения данного вопроса административными истцами было подано обращение в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края. В ответ на данное обращение административный ответчик указал, что решением комиссии Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края административные истцы исключены из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Административные истцы считают, что решение об исключении их из указанного реестра является незаконным и нарушающим их права, что и послужило основанием для обращения административных истцов с настоящим административным иском в суд.

В судебном заседании административный истец ФИО1, выразившая свою позицию посредством видео-конференц связи, заявленные административные исковые требования поддержала. На удовлетворении требований настаивала, считает их законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал. На удовлетворении требований настаивал, считает их законными и обоснованными.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии. Ее представитель, действующая на основании доверенности ФИО4 поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, действующая на основании доверенности ФИО5, с административным иском не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Минстрой России в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, принимая во внимание положение ст. 150 КАС РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ, суд считает, в удовлетворении административных исковых требований отказать ввиду следующего.

Как следует из материалов 27.08.2003 года между ФИО1 и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада , а также дополнительное соглашение от 27.08.2003 года которым предусмотрено, что после окончания строительства в собственность подлежит передаче квартира общей площадью 40 кв.м., расположенная на 4 этаже, по адресу: <адрес>.

Дополнительным соглашением от 09.07.2004 между КТ «Социальная инициатива и компания» установлено, что при выходе из товарищества ФИО1 имеет право получить свой вклад в денежном выражении или в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

27.08.2003 года между ФИО3 и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада , а также дополнительное соглашение от 27.08.2003 года которым предусмотрено, что после окончания строительства в собственность подлежит передаче квартира общей площадью 40 кв.м., расположенная на 4 этаже, по адресу: <адрес>.

Дополнительным соглашением от 09.07.2004 между КТ «Социальная инициатива и компания» установлено, что при выходе из товарищества ФИО3 имеет право получить свой вклад в денежном выражении или в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

Также 27.08.2003 года между ФИО2 и КТ «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада , а также дополнительное соглашение от 27.08.2003 года которым предусмотрено, что после окончания строительства в собственность подлежит передаче квартира общей площадью 60 кв.м., расположенная на 4 этаже, по адресу: <адрес>.

Дополнительным соглашением от 09.07.2004 установлено, что при выходе из товарищества ФИО2 имеет право получить свой вклад в денежном выражении или в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

В связи с неисполнением КТ «Социальная инициатива и компания» условий заключенного с ООО «Русский торговый дом Анапа-2» инвестиционного контракта , соглашением от 20.12.2005 года инвестиционный контракт был расторгнут, однако обязательства по передаче квартир в собственность перед административными истцами выполнены не были.

Как следует из материалов дела, 28.04.2010 года объект строительства <адрес> введен в эксплуатацию.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с протоколом от 8 мая 2014 года заседания комиссии управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края по рассмотрению и включению граждан, чьи денежные средства привечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены, в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, административные истцы включены в указанный реестр по объекту строительства: <адрес> Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания».

В качестве основания для включения административных истцов в данный реестр указан пп. 9 п. 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», а именно «ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации».

12.03.2019г. административные истцы направили обращение административному ответчику для установления причины неисполнения обязательств по передачи им в собственность квартир.

Из полученного ответа на данное обращение следует, что административные истцы исключены из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с изменениями внесенными приказом Минстроя России от 24.01.2018 № 37/ПР в подпункт 2 пункта 12 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 21 октября 2015 года № 3255-K3 «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края», постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 октября 2015 года № 993 «О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края», от 21 декабря 2015 года № 1245 «О департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края» управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к управлению государственного строительного надзора Краснодарского края, которое переименовано в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края.

С 1 января 2016 года департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края является правопреемником управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.

Распоряжением Правительства Российской федерации от 26 мая 2017 года № 1063-р утверждена форма плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что в связи с тем, что в реестр по объекту строительства: <адрес> Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» были включены граждане, в том числе административные истцы данный объект в 2017 году включен в план график «дорожная карта» по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьи права нарушены на территории Краснодарского края.

Впоследствии, Приказ утратил силу в связи с изданием приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

Из материалов дела следует, что в соответствии с пп. 2 п. 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом /пр (редакция действовавшая с 23 февраля 2018 года) решением комиссии департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по рассмотрению заявлений о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены от 2 марта 2018 года административные истцы исключены из реестра в связи с тем, что объект строительства: <адрес> введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением от 28 апреля 2010 года .

Более того, административным ответчиком направлялось в адрес административных истцов письменное пояснение, где разъяснено следующее Приказом Минстроя России от 24.10.2018г. № 37/пр в подпункте 2 пункта 12 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр внесено изменение, а именно исключение пострадавшего гражданина из реестра подлежит в случае ввода в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин, или удовлетворение требований пострадавшего гражданина иным способом, свидетельствующим о восстановлении его нарушенных прав.

Таким образом, в связи с тем, что объект введен в эксплуатацию и в реестре отсутствуют граждане по данному объекту в план-график («дорожная карта») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьи права нарушены на территории Краснодарского края, утвержденный 30 марта 2018 года, объект строительства: <адрес> не включен.

Требования Гуркун о признании незаконным решения об исключении последних из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены и чьи права нарушены, включении объекта строительства: <адрес> реестр проблемных объектов, а также включения указанного объекта в план-график («дорожная карта») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьи права нарушены на территории Краснодарского края, так же удовлетворению не подлежат, так как являются необоснованными.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 23.1 Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учитывая, что привлечение денежных средств административных истцов осуществлялось ни на основании зарегистрированного в установленном законом порядке договора участия в долевом строительстве, а на основании договора инвестиционного вклада, а также тот факт, что объект введен в эксплуатацию, следовательно, он не является проблемным объектом в понятии законодательства об участии в долевом строительстве и не подлежит включению в указанный реестр.

Исходя из буквального толкования, основной задачей указанного плана-графика («дорожная карта») является проведение мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и ввод его в эксплуатацию, что не соответствует спорному объекту, поскольку он введен в эксплуатацию в 28.04.2010г.

Поскольку указанный объект введен в эксплуатацию застройщиком отсутствуют меры законодательного, организационного и финансового характера, которые возможно включить в план-график («дорожную карту»).

Более того, в настоящее время КТ «Социальная инициатива и компания» признано банкротом, в отношении данной организации открыто конкурсное производство. Следовательно, восстановление прав административных истцов возможно исключительно в рамках дела о банкротстве КТ «Социальная инициатива» в соответствии с нормами Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требованиях ФИО1, ФИО3, ФИО2 отказать, так как они являются необоснованными, направленными на иное толкование действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требованиях ФИО1, ФИО3, ФИО2 к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о восстановлении нарушенных прав отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья-п

Решение изготовлено 06 февраля 2020 года.