ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3627/2022 от 09.08.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2022-002593-83 Дело № 2а-3627/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 09 августа 2022 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь», в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области о признании незаконным решения,

с участием представителя заинтересованного лица ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Общественная экологическая организация жителей Койбальской степи «Родная степь» (далее по тексту – РОЭО «Родная степь), в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по и (далее по тексту – Управление) о признании незаконным решения. Требования мотивированы тем, что на сайте Межрегионального управления Росприроднадзора по и в разделе Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня размещена информация о результатах проведения ГЭЭ 2011-2022 (https://rpn.gov.ru/regions/77/gov-services/gov-eco-exp/). В скачанном документе в строке указано, что проектная документация «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A» получило положительное заключение согласно приказу или решения об утверждении заключения государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ) ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец, действуя в интересах своих членов, защищая право на благоприятную окружающую среду неограниченного круг лиц (ст. 42 Конституции РФ), считает, что утверждение положительного заключения на эту проектную документация произошло с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, экологической экспертизы. При утверждении ГЭЭ административный ответчик не учел общественного мнения по этому проекту, поскольку его учет обязателен и является одним из принципов ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно абз. 4 п. 20 Положения о проведении государственное экологической экспертизы, в процессе работы экспертной комиссии: рассматриваются заключения общественной экологической экспертизы, с также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и готовятся материалы обосновывающие их учет при проведении государственной экологической экспертизы. Просили признать незаконным решение административного ответчик об утверждении заключения государственной экологической экспертизы проектной документация «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A» (далее ГЭЭ) .12.2021».

Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский».

В судебное заседание представитель административного истца РОЭО «Родная степь ФИО3, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции. Направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по и ФИО2, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции, представил письменные возражения, в которых указал, на незаконность и необоснованность заявленных требований в связи со следующим. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по и согласно поручению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ № МК-05-02-35/27492, вх. от ДД.ММ.ГГГГ) проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A». Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен требованиями ФЗ № 174-ФЗ, Положением о проведении государственной экологической экспертизы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент). Оценка документации в рамках проведения государственной экологической экспертизы преследует цель предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и основана на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Заявление о проведении государственной экологической экспертизы с информацией о проведенных общественных обсуждениях поступили в Управление ДД.ММ.ГГГГ вх. 44/13197. Публикация уведомления о проведении общественных обсуждений была размещена ДД.ММ.ГГГГ в Российской газете. Государственная экологическая экспертиза проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A» организована и проведена на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ-ПЭ. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ-Э утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A» (далее - Заключение). Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду определена на момент проведения государственной экологической экспертизы по вышеуказанному объекту Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) (документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, однако, согласно п. 3 требования настоящего Приказа не распространяются на материалы оценки воздействия на окружающую среду, общественные обсуждения которых проведены до ДД.ММ.ГГГГ). В рамках процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду проводятся общественные обсуждения, представляющие из себя комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с Положением и иными нормативными документами, направленные на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п. 1 Положения). Согласно пп. 1 ст. 9 Федерального закона № 174-ФЗ принятие и реализация в основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы; организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы, то есть администрации, где проводятся общественные обсуждения. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации. Таким образом, следует, что организатор информирует в кратком виде через официальные издания об общих характеристиках намечаемой деятельности, ее названии, целях и месторасположении, наименовании и адресе заказчика; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; доводит до сведения об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения, разъясняет форму представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; вся иная (детальная) информация предоставляется заказчиком; на последнем лежит обязанность по ее предоставлению, а также задача обеспечить проведение общественного обсуждения и участие в них общественности. При этом на органы местного самоуправления или соответствующие органы государственной власти при организации общественного обсуждения по заявлению инициатора (заказчика) не возложены полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициатора общественного обсуждения. Как выше указано, порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных решений. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (копия протокола общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ ). В протоколе отражены основные вопросы обсуждения и зафиксирован предмет разногласий между общественностью и заказчиком, а также существо принятого решения о необходимости учета поступивших замечаний и предложений участников общественного обсуждения для целей их надлежащей оценки в рамках государственной экологической экспертизы, одним из этапов которой как раз и является информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета; содержание протокола доведено до сведения общественности и заинтересованных лиц. Управление сообщает, что за период проведения государственной экологической экспертизы согласно приказу Управления от ДД.ММ.ГГГГ-ПЭ «Об организации и проведения государственной экологической экспертизы» (срок проведения государственной экологической экспертизы составляет два месяца согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ) в адрес Управления и экспертной комиссии не поступали результаты заключений общественной экспертизы. Просили отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «УК «Разрез Майрыхский» ФИО1, действующий на основании доверенности, суду указал, что позиция административного истца, изложенная в административном исковом заявлении является несостоятельной и ошибочной в силу следующего. В соответствии с п. 4.8 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по и (действовавшим в спорный период) Межрегиональное управление Росприроднадзора по и по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня. Материалами настоящего дела (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №МК-05-02-35/27492) подтверждается, что Росприроднадзор поручил Межрегиональному управлению Росприроднадзора по и организовать и провести государственную экологическую экспертизу проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48А». Таким образом, Межрегиональное управление Росприроднадзора по и вправе было организовать и провести государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) упомянутой выше проектной документации. Кроме того в нарушение ст. 220 КАС РФ представитель административного истца не указал в административном исковом заявлении сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по и от ДД.ММ.ГГГГ-Э. В обоснование своей позиции о признании незаконным приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы представитель административного истца указывает на то, что при утверждении заключения ГЭЭ административный ответчик не учел общественное мнение. Данный довод не может быть принят как обоснованный, поскольку документы, представленные административным ответчиком в материалы настоящего дела, говорят об обратном. Так, в материалы дела ответчиком представлены опросные листы в количестве 23 штук, протокол общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный, в том числе с участием представителей общественных организаций, выкопировки из газет, свидетельствующие об уведомлении общественности о проведении общественных обсуждений, постановление администрации Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «Об организаций проведения общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе. Также ответчиком представлены поступившие от граждан и общественных организаций в ходе общественных обсуждений письменные предложения и замечания, которые в последствии были проанализированы, рассмотрены и на которые проектной организацией были представлены соответствующие ответы, что подтверждается выкопировкой из материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, представленные материалы не дают оснований считать, что общественное мнение не было учтено. Кроме того, учет как отрицательного, так и положительного мнения общественности не означает, что и заключение экспертной комиссии будет соответственно отрицательным или положительным. Материалы обсуждений, в том числе содержащие возражения по объекту ГЭЭ, не предполагают в обязательном порядке наличие отрицательного заключения экспертной комиссии, поскольку носят оценочный характер. Иной подход ставил бы под сомнение необходимость существования государственной экологической экспертизы, возможность ее подмены общественным мнением. Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по и от ДД.ММ.ГГГГ-Э, соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Заключение позволяет идентифицировать объект экспертизы; включает в себя необходимые идентификационные сведения о лице, осуществившим подготовку документации, данные о заказчике. Оно не имеет подчисток или приписок, зачеркнутых слов или исправлений, листы заключения прошиты, пронумерованы (49 страницы) и скреплены печатью организации по проведению государственной экспертизы, оно подписано государственными экспертами, участвовавшими в проведении государственной экспертизы и утверждено заместителем руководителя организации, проводившей государственную экспертизу. Заключение экспертизы не является властно-распорядительным документом, не содержит обязательных предписаний, поэтому его выводы в контексте рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, отдельной оценке не подлежат. Само по себе экспертное заключение не влечет каких-либо правовых последствий, создающих для административного истца угрозу нарушения его прав на экологическое благополучие, а напротив, содержит комплекс необходимых условий для предотвращения такой угрозы, соблюдение которых позволит минимизировать негативное воздействия на окружающую среду. Просил отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, чья явка не была признан судом обязательной.

Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по и (действовавшее в спорный период).

Согласно п.4.8 указанного Положения Межрегиональное управление Росприроднадзора по и по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ № МК-05-02-35/27492 следует, что Росприроднадзор поручил Межрегиональному управлению Росприроднадзора по и организовать и провести государственную экологическую экспертизу проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48 А».

Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен требованиями Федерального закона № 174-ФЗ, Положения о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент).

Оценка документации в рамках проведения государственной экологической экспертизы преследует цель предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и основана на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Заявление о проведении государственной экологической экспертизы с информацией о проведенных общественных обсуждениях поступили в Управление ДД.ММ.ГГГГ вх. 44/13197. Публикация уведомления о проведении общественных обсуждений была размещена ДД.ММ.ГГГГ в Российской газете.

Государственная экологическая экспертиза проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A» организована и проведена на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ-ПЭ.

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ-Э утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A».

Как следует из положительного заключения экспертизы, представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация, содержащая оценку воздействия на окружающую среду, по объёму и содержанию соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Предусмотренное документацией воздействие на окружающую среду экспертной комиссией признано допустимым.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 32 Закона № 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ, государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 названного закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 этого же закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду определена на момент проведения государственной экологической экспертизы по вышеуказанному объекту Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) (документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, однако, согласно п. 3 требования настоящего Приказа не распространяются на материалы оценки воздействия на окружающую среду, общественные обсуждения которых проведены до ДД.ММ.ГГГГ).

В рамках процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду проводятся общественные обсуждения, представляющие из себя комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с Положением и иными нормативными документами, направленные на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п. 1 Положения).

Согласно пп. 1 ст. 9 Федерального закона № 174-ФЗ принятие и реализация в основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы, организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы, то есть администрации, где проводятся общественные обсуждения.

Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.

Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

Таким образом, следует, что организатор информирует в кратком виде через официальные издания об общих характеристиках намечаемой деятельности, ее названии, целях и месторасположении, наименовании и адресе заказчика; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; доводит до сведения об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения, разъясняет форму представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; вся иная (детальная) информация предоставляется заказчиком; на последнем лежит обязанность по ее предоставлению, а также задача обеспечить проведение общественного обсуждения и участие в них общественности.

При этом на органы местного самоуправления или соответствующие органы государственной власти при организации общественного обсуждения по заявлению инициатора (заказчика) не возложены полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициатора общественного обсуждения. Публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных решений. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Публикация уведомления о проведении общественных обсуждений были размещены ДД.ММ.ГГГГ в Российской газете и хакасской республиканской газете «Хакас Чири», ДД.ММ.ГГГГ газете муниципального образования РХ «Сельская правда».

Из протокола общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский». Расширение с применением комплексов FGX-48A», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду, в том числе Техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду, следует, что по указанному объекту государственной экологической экспертизы в обсуждениях принимали участие представители органов местного самоуправления ФИО4, главный специалист отдела с/х администрации ФИО5, специалист администрации Аршановского сельсовета ФИО6, представитель заказчика - директор ООО УК «Разрез Майрыхский» ФИО7, представители общественных организаций: руководитель ТОС аал ФИО13 ФИО8, член общественной организации «Женсовет» ФИО9, директор Хакасского общественного экологического фонда «Ирис» ФИО10, граждане –участники общественных обсуждений ФИО11, ФИО12 Протокол общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ был подписан указанными участниками. К протоколу приложены опросные листы в количестве 23 штук, особое мнение директора Хакасского общественного экологического фонда «Ирис» ФИО10 участвовавшего в общественных обсуждениях, а также письменные замечания и предложения по объекту государственной экологической экспертизы. Поступившие от граждан и общественных организаций в ходе общественных обсуждений письменные предложения и замечания, были проанализированы, рассмотрены и даны ответы, что подтверждается выкопировкой из материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, суд считает, представленные материалы не дают оснований считать, что общественное мнение не было учтено.

Суд считает необходимым отметить, что заключение экспертизы не является властно-распорядительным документом, не содержит обязательных предписаний, поэтому его выводы в контексте рассмотрения дела, возникающих из публичных правоотношений, отдельной оценке не подлежат. Экспертное заключение не влечет каких-либо правовых последствий, создающих для административного истца угрозу нарушения его прав на экологическое благополучие, а лишь содержит комплекс необходимых условий для предотвращения такой угрозы, соблюдение которых позволит сократить негативное воздействия на окружающую среду.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что данное решение было принято административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия и с указанием правовых оснований, сроки его принятия не нарушены, требования законодательства соблюдены.

Доказательств, опровергающих данные выводы суда, административным истцом не представлены.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным ответа на обращение, необходимо установить нарушение прав и свобод административного истца, а также нарушение административным ответчиком норм закона.

Поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемым решением его прав в сфере охраны окружающей природной среды, принимая во внимание, что государственная экологическая экспертиза проведена в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, требования административного истца не подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь», в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по и о признании незаконным решения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.

Председательствующий Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.В. Шипанов