Копия дело № 2а-3629/2019
УИД: 16RS0050-01-2019-004644-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Б. Курбановой,
при секретаре судебного заседания А.Р. Хайруллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан и государственному регистратору ФИО3 о признании незаконными действий (бездействий) выраженные в отказе предоставлений сведений относительно регистрации договора купли-продажи объекта недвижимости и возложении обязанности в выдаче информации о наличии либо отсутствия согласия супруги и выдаче копии договора купли-продажи объекта недвижимости,
установил:
истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан о возложении обязанности выдачи копии документа, подтверждающего согласие супруги на ипотеку и копию договора купли-продажи (ипотека в силу закона) объекта недвижимости.
В обосновании иска указано, что 05 апреля 2019 года посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ с двумя заявлениями: выдача копии документа, подтверждающего согласие супруги ФИО1 - ФИО2, на ипотеку в силу закона от 15 ноября 2013 года, предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер №; выдача копии договора купли-продажи недвижимости (ипотека в силу закона), от 15 ноября 2013 года, предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер №.
09 апреля 2019 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, со ссылкой на положение п.п.14, 15 ст. Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и п.21 приказа Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года №968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» отказала в выдаче вышеуказанных копий документов.
Истец указывает, что данный отказ является незаконным, поскольку запрашиваемые документы истцу необходимы для защиты в суде своих нарушенных прав и законных интересов, а потому отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ в выдаче запрашиваемой информации препятствует истцу в реализации своих прав.
Ссылаясь на изложенное, истец просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдать копию документа, подтверждающего согласие супруги ФИО1 – ФИО2, на ипотеку в силу закона от 15 ноября 2013 года, предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер № и выдать копию договора купли-продажи недвижимости (ипотека в силу закона), от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: РТ, <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер №.
В ходе судебного разбирательства (протокол судебного заседания от 1 июля 2019г. (л.д.33-34) истец уточнил свои исковые требования, просил признать действия (бездействие) сотрудника Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО3, выраженные в отказе в выдаче участнику договора купли-продажи недвижимости ФИО1 сведений относительно регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан договора купли-продажи недвижимости (ипотека в силу закона), от 15 ноября 2013 года, предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер №, незаконными и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдать информацию относительно наличия или отсутствия согласия супруги истца на договор купли-продажи (ипотека в силу закаона) от 15 ноября 2013г., предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер № и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдать истцу копию договора купли-продажи недвижимости (ипотека в силу закона), от 15 ноября 2013 года, предметом которого является объект недвижимого имущества – квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., инвентарный номер №.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ с иском не согласен.
Привлеченный судом в качестве соответчика – государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, с иском не согласна (л.д.172).
Представитель заинтересованного лица ФИО2 с административными иском согласен.
Представитель привлеченной судом в качестве заинтересованного лица ФИО4 с административным иском не согласен.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 ст. 24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 62 названного Федерального закона порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, форма запроса о предоставлении сведений, перечень документов, прилагаемых к запросу, и способы их представления.
Согласно ч. 12 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что 05 апреля 2019 года истец обратился в Управление Росреестра по РТ через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан с заявлением № о предоставлении копии документа, помещенного в реестровое дело в отношении объекта недвижимости – квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>, а именно документа, подтверждающего согласие супруги истца –ФИО2 на ипотеку в силу закона от 15 ноября 2013г., предметом которого является вышеуказанный объект недвижимости.
9 апреля 2019г. органом регистрации по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления истца и в соответствии с ч.12 ст. 62 Закона о регистрации принято решение об отказе в выдаче испрашиваемого истцом документа в виде согласия супруги истца –ФИО2 на ипотеку в силу закона от 15 ноября 2013г., предметом которого является вышеуказанный объект недвижимости по тем основаниям, что данный документ не является документом, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, а также не является документом, на основании которого в ЕГРН зарегистрировано право и на основании которого установлено ограничение права, обременение объекта недвижимости (л.д.5)
В соответствии с пунктом 13 статьи 62 названного Федерального закона самим правообладателям или их законным представителям выдаются сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку испрашиваемый истцом документ в виде согласия супруги истца –ФИО2 на ипотеку в силу закона от 15 ноября 2013г. не отнесен законом к документам, на основании которого вносятся сведения в ЕГРН, а также не является документом, на основании которого в ЕГРН регистрируется право, либо устанавливается ограничение права, обременение объекта недвижимости, а потому оспариваемое решение от 9 апреля 2019г. в указанной части соответствует действующему законодательству и прав административного истца не нарушает.
Кроме того, суд считает необходимым отметить и то обстоятельство, что анализ представленного представителем Управления Росреестра по РТ реестрового дела в отношении вышеуказанного объекта показал отсутствие наличия в деле как такового согласия супруги истца –ФИО2 на ипотеку в силу закона от 15 ноября 2013г.
Также судом установлено, что 05 апреля 2019 года истец обратился в Управление Росреестра по РТ через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан с заявлением № о предоставлении копии документа, помещенного в реестровое дело в отношении объекта недвижимости – квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>, а именно документа в виде договора купли-продажи указанной недвижимости от 15 ноября 2013г.
9 апреля 2019г. органом регистрации по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления истца и в соответствии с ч.12 ст. 62 Закона о регистрации принято решение об отказе в выдаче испрашиваемого истцом документа в виде договора купли-продажи указанной недвижимости от 15 ноября 2013г., поскольку ФИО1 не является правообладателем вышеуказанного объекта недвижимости (л.д.6).
В соответствии с п. 1 ст. 62 названного Федерального закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Изложенное означает, что по общему правилу сведения ЕГРН являются общедоступными за исключением тех, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Пунктом 13 ст. 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" определен перечень лиц, обладающих правом получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости. В данный перечень входят, в том числе, сами правообладатели, а также физические и юридические лица, имеющие доверенность от правообладателя.
Согласно ч. 15 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ правообладателю, его законному представителю, лицу получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых сделках.
Как следует из представленного представителем Управления Росреестра по РТ реестрового дела в отношении объекта недвижимости в виде квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес> и выписки из ЕГРН по состоянию на 2 августа 2019г., правообладателем данного объекта недвижимости с 7 марта 2018г. является заинтересованное лицо по делу – ФИО4.
Таким образом, административный истец на дату обращения к ответчику с заявлением о выдаче копии договора купли-продажи указанной недвижимости от 15 ноября 2013г., правообладателем не являлся, а потому оспариваемое решение от 9 апреля 2019г. в указанной части соответствует действующему законодательству и прав административного истца не нарушает.
В нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил доказательств того, что оспариваемые ответы не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемые действия ответчиков соответствуют требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", регулирующее спорные правоотношения, при этом компетенция и порядок принятия решений по результатам рассмотрения обращения ФИО1 не нарушен, а также оспариваемыми действиями права, свобода и законные интересы истца не нарушены, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан и государственному регистратору ФИО3 о признании незаконными действий (бездействий) выраженные в отказе предоставлений сведений относительно регистрации договора купли-продажи объекта недвижимости и возложении обязанности в выдаче информации о наличии либо отсутствия согласия супруги и выдачи копии договора купли-продажи объекта недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированная часть решения изготовлена 21 августа 2019г.
Судья: (подпись) Р.Б. Курбанова
Копия верна:
Судья: Р.Б. Курбанова