Дело № 2а-362/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2018 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при секретаре Тотьмяниной К.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании ордера, представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица МКУ «Пермское городское лесничество» ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка площадью ....... кв.м., кадастровый №, расположенного на землях населенных пунктов с разрешением использованием – под индивидуальное жилищное строительство, по <адрес>. С целью возведения индивидуального жилого дома она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на том основании, что земельный участок, на котором планируется строительство, находится на территории лесничества и в приаэродромной территории, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. Указанный отказ считает незаконным и нарушающим ее права и законные интересы.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству Кировского районного суда города Перми.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент земельных отношений администрации города Перми, управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, муниципальное казенное учреждение «Пермское городское лесничество».
Представитель заинтересованного лица МКУ «Пермское городское лесничество» ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не поддержала по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Заинтересованное лицо управление экологии и природопользования администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо департамент земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.
В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Из материалов дела следует, что ФИО4 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью ....... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером № расположенный по <адрес>.
Планируя осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, ФИО4 обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдан градостроительный план земельного участка площадью ....... кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>
№.
С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке, ФИО4 обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, приложив к нему необходимые для рассмотрения его заявления документы.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми отказано ФИО4 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес>, по тем основаниям, что земельный участок, на котором планируется строительство, находится на территории лесничества; в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка не предусмотрено место допустимого размещения объекта капитального строительства, следовательно, строительство объектов капитального строительства, не предусмотрено на данном земельном участке, а также земельный участок полностью расположен в границах приаэродромной территории, предусмотренное законом согласование с уполномоченным органом размещения объекта не представлено.
Полагая, что отказ департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным, ФИО4 обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы, перечень которых поименован в указанной норме.
По положению пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо наличие градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с нормами части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент подготовки спорного градостроительного плана) в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к которым относятся отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; при несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
Как указано в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В состав жилых зон в силу части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки средне этажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды территориальных зон.
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки (части 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относится приаэродромная территория.
Границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон (часть 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года
№ 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми» предусмотрено, что градостроительный регламент - устанавливаемые настоящими Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитными, водоохранными зонами и иными зонами с особыми условиями использования территорий;
На карте градостроительного зонирования территории города Перми (глава 13) выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (глава 15).
В соответствии со статьей 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми в состав жилых зон входит зона индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4).
К одному из основных видов разрешенного использования, установленного для данной территориальной зоны, относится индивидуальное жилищное строительство.
Согласно части 7 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ) утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок, на котором проектируется строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 кв.м. (Ж-4), в соответствии с Правил землепользования и застройки города Перми.
В пункте 5 градостроительного плана земельного участка, расположенного по <адрес> указано, что он полностью находится на приаэродромной территории.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (действовавшей на момент принятия спорного решения) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
При этом как следует из письма Федерального агентства воздушного транспорта от 16 ноября 2017 года № 6705/04-ОГ, объекты, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, нормативными правовыми актами не определены, в связи с чем, согласование размещения осуществляется в отношении всех видов объектов капитального строительства.
Частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ).
Учитывая, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен на приаэродромной территории, и для строительства объекта капитального строительства на нем получение согласования является обязательным условием.
Однако доказательств, выполнения таких требований административным истцом представлено не было, в связи с чем, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обоснованно пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство проектируемого объекта на земельном участке, расположенном по <адрес>
Доводы административного истца о том, что земельный участок первоначально предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома и ранее на нем уже располагался жилой дом, иного вывода суда при установленных обстоятельствах не влекут.
Между тем, доводы административного ответчика, изложенные в оспариваемом отказе и письменных возражениях на иск, а также заинтересованных лиц о том, что испрашиваемый земельный участок относится к городским лесам, являются лесным и, следовательно, строительство жилого дома на нем не допускается, отклоняются судом ввиду нижеследующего.
Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, и являются территорией общего пользования.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
В силу статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу части 1, пункта 3 части 2 статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах.
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2016 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Из толкования приведенных норм следует вывод о том, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в частности о территориальной зоне, границах лесничества имеют приоритет по отношению со сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок, на котором проектируется строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 м (Ж-4), что следует из представленной в материалы дела доказательств. В судебном заседании данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Между тем, административный ответчика, указывая на наличие ограничений, связанных со строительством жилого дома, в частности, факт нахождения земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования (в границах лесничества), не привел доказательств действительного нахождения участка в такой зоне и не доказал невозможность размещения на этом земельном участке спорного объекта капитального строительства, именно по этим обстоятельствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства установления в предусмотренном действующим законодательством порядке ограничений для указанного земельного участка, как находящегося в границах зоны с особыми условиями использования территории (помимо приаэродромной территории) и отображения ее в сведениях Государственного кадастра недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости).
Напротив, из материалов дела следует, что его правовой режим определен, посредством отнесения к территориальной зоне Ж-4, предусматривающей жилищное строительство.
Ограничений использования земельного участка и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в Правилах землепользования и застройки города Перми, применительно к участку административного истца, не установлено.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в материалах дела отсутствуют доказательства подготовки соответствующей проектной документации и постановки лесного участка на государственный кадастровый учет.
Материалы лесоустройства не являются доказательствами принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Утверждая, что земельный участок административного истца расположен в границах лесничества, административный ответчик сведений о такой категории земельного участка, содержащихся в государственном лесном реестре не представляет. Объективных данных об отнесении государственным лесным реестром данного земельного участка к числу лесных, не имеется.
При этом по сведениям, указанным в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, соответствующего вывода не усматривается.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, с учетом того, что действительно земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен полностью в приаэродромной территории, соответствует требованиям действующего законодательства (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), права и законные интересы административного истца не нарушает.
Суд при рассмотрении дела не усмотрел несоответствий оспариваемого отказа положениям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая соответствие оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома положениям действующего законодательства Российской Федерации, а также отсутствие нарушенных прав и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
№, возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.О. Хузяхралов