ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-362/20 от 31.08.2020 Увельского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-362/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Увельский Челябинской области 31 августа 2020 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Симоновой М.В.,

секретаря Смирновой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 69482 рубля 81 копейка.

В обоснование административных исковых требований истец ссылался на то, что ФИО1 является налогоплательщиком транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик ФИО1 в установленный законом срок не исполнил обязанности по уплате транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц, административный истец просит взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 1859 рублей 77 копеек, пени в размере 271 рублей 15 копеек, задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 349 рублей 48 копеек, задолженность по уплате земельного налога за 2016 год в размере 17658 рублей 00 копеек, пени в размере 188 рублей 41 копейка, за 2017 год в размере 17658 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 31498 рублей 00 копеек, всего: 69482 рубля 81 копейка.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд направил пояснение, в котором указал, что налоговый орган обращался к мировому судье за взысканием сумм земельного налога, мировым судьей судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области 17 октября 2018 года был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика земельного налога за 2016 года ( ОКТМО 75764000) в размере 14220 рублей 42 копейки, 18 февраля 2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу года ( ОКТМО 75764000) за 2017 год в размере 44990 рублей 42 копейки. В рамках указанных судебных приказов рассмотрены земельный налог исходя из расчета налоговых уведомлений № 84048669 от 29 января 2018 года ( за 2016 год) и № 31906202 от 14 июля 2018 год ( за 2017 год). В рамках административного искового заявления налоговый орган просит взыскать суммы задолженности по налоговому уведомлению № 88346495 от 16 сентября 2019 года, за следующие объекты: - кадастровый номер ; ОКТМО 75655488, адрес: 457009,74,Увельский район, с.Песчаное; - кадастровый номер ОКТМО 75764000, адрес: 457040,74, <адрес> Данные объекты налогообложения за периоды 2016-2017 годы не являлись предметом рассмотрения в судебных органах. Срок для обращения в суд налоговым органом не пропущен, требования об уплате налогов направлялись через личный кабинет налогоплательщика. Кроме того, оплата административным ответчиком налога за 2018 год по платежному поручению на сумму 21851 рубль 81 копейка не была зачтена за период 2018 года, поскольку у административного ответчика на дату уплаты за налогоплательщиком числилась задолженность - 21899 рублей 42 копейки за 2015-2016 года, оплата по платежному поручению на сумму 125000 рублей также не была зачтена за период 2018 год, поскольку за налогоплательщиком числилась задолженность по налогам и пени в размере -287477 рублей 54 копейки за 2014-2016 годы. Факт наличия недоимки за предыдущие периоды не позволяет налоговому органу зачислять уплаченные суммы в последующие налоговые периоды.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежаще, ранее в суд направил отзыв, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме и применить срок исковой давности, так как административный ответчик утратил возможность взыскания сумм недоимки. Также указывает на то, что платежными поручениями от 06 ноября 2018 года он произвел оплату транспортного налога в размере 125000 рублей, земельного налога в размере 21851 рубль 81 копейка, земельного налога в размере 36135 рублей 15 копеек.

В силу ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ и п.п. 1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу статьей 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев.

Согласно статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Обстоятельствами дела установлено, что административный ответчик ФИО2, как собственник транспортных средств, земельных участков, недвижимого имущества является плательщиком транспортного и земельного налогов, а также плательщиком налога на имущество физических лиц ( л.д. 83-84, 85-87, 89-90, 91-94, 95-97, 106- 109,111-113,114-116,120-122,123-124,126,127),данные обстоятельства административным ответчиком не оспорены.

Административным истцом административному ответчику за 2018 год был начислен транспортный налог, пени по нему, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, 2018 год, земельный налог за 2018 год, земельный налог за 2017 год, земельный налог за 2016 год, пени о чем в соответствии с требованиями налогового законодательства были направлены налоговые уведомления № 319062028 от 14 июля 2018 года с указанием срока уплаты до 03 декабря 2018 года, № 75956862 от 23 августа 2019 года с указанием срока уплаты до 02 декабря 2019 года, № 88346495 от 16 сентября 2019 года с указанием срока уплаты налога до 02 декабря 2019 года ( л.д.10-11,12,13-14).

В установленный законом срок, административный ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса РФ Межрайонная ИФНС №15 по Челябинской области в адрес ответчика направила требования об уплате налогов, пени: № 26826 от 09 июля 2019 года, предоставлен срок для добровольного исполнения до 25 октября 2019 года, № 59066 от 19 декабря 2019 года, предоставлен срок для добровольного исполнения до 21 января 2020 года ( л.д.15,19).

В соответствии с ч.2 ст.11.2 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно сведениям из личного кабинета, налогоплательщик ФИО1 требование № 59066 от 19 декабря 2019 года об уплате задолженности по пени получил 20 декабря 2019 года, требование № 26826 от 09 июля 2019 года об у плате задолженности по налогам и пени получил 28 июля 2019 года ( л.д.21).

В связи с чем, доводы административного ответчика о ненаправлении налоговым органом требования об уплате задолженности по налогам и пении являются не состоятельными.

Задолженность административного ответчика ФИО2 состоит из задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1859 рублей 77 копеек, пени по нему в размере 271 рубль 15 копеек, из задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 349 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 23 мая 2019 года, земельный налог на земельный участок с кадастровым номером (ОКТМО 75655488) расположенный по адресу: Челябинская область Увельский район с. Песчаное; на земельный участок с кадастровым номером ( ОКТМО 75764000, расположенный по адресу: г. <адрес> за 2016 год в размере 17658 рублей 0 копеек, пени в размере 188 рублей 41 копейка, за 2017 год в размере 17658 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 31498 рублей 00 копеек ( л.д.16-17,20, 22-29).

Расчет задолженности по транспортному налогу и пени основан на налоговом законодательстве, соответствует техническим характеристикам объектов налогообложения, выполнен арифметически верно и является правильным.

Доводы ФИО1 о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, основаны на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства о налогах и сборах.

На основании ст.31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.

При этом, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять не только соблюдение процедуры взыскания налогов и сборов, но соблюдение налоговым органом установленных пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ сроков для обращения в суд (сроки давности взыскания налогов и пени). Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ)

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что в установленный срок требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем 11 февраля 2020 года Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени (л.д. 44). 14 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС № 15 по Челябинской области задолженности по налогам и пени (л.д. 61). 17 февраля 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области данный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений ФИО1 относительно исполнения судебного приказа (л.д. 64).

Срок исполнения требования № 59066 от 19 декабря 2019 года до 21 января 2020 года ( 21 января 2020года + 6 месяцев), срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа до 21 июля 2020 года, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в пределах 6 месячного срока 11 февраля 2020 года.

В Увельский районный суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 29 мая 2020 года, то есть в пределах срока установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федераций ( 17 февраля 2020 года +6 месяцев).

Таким образом, сроки обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, с административным исковым заявлением налоговым органом, вопреки доводам административного ответчика, не пропущены.

Доводы административного ответчика ФИО1 об уплате транспортного и земельного налогов за 2018 год, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Из материалов административного дела следует, что 06 ноября 2018 года административным ответчиком произведена уплата земельного налога в размере 21851 рубль 81 копейка, транспортного налога в размере 125000 рублей 00 копеек, земельного налога в размере 36135 рублей 15 копеек.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Очередность исполнения должником обязательств по уплате налогов и сборов определяется налоговым и гражданским законодательством (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 32, 46, 49, 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

При наличии у налогоплательщика задолженности, суммы уплаченных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности по пеням, штрафам.

Учитывая, что в платежных документах от 06 ноября 2018 года административным ответчиком не указывалось назначение платежа, позволяющее идентифицировать платеж по конкретному налоговому уведомлению и за конкретный налоговый период, часть уплаченной суммы законно и обоснованно зачтена налоговым органом в счет погашения задолженности по налогу с другим сроком уплаты.

Кроме того, установленный законом срок оплаты транспортного налога, земельного налога, налога на имущества физических лиц за 2018 год 06 ноября 2018 года еще не наступил, что также свидетельствует об отсутствии оснований для зачисления проступивших платежей на оплату налогов за 2018 год.

Поскольку административный ответчик не исполнил обязанность по своевременной уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени по нему, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для взыскания с него задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1859 рублей 77 копеек, пени в размере 271 рублей 15 копеек, задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 349 рублей 48 копеек, задолженность по уплате земельного налога за 2016 год в размере 17658 рублей 00 копеек, пени в размере 188 рублей 41 копейка, за 2017 год в размере 17658 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 31498 рублей 00 копеек, и наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно ст.144 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административные исковые требования удовлетворены, то в соответствии со статьями 111, 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенных административных исковых требований.

В силу п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20001 рубля до 100000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей плюс 3% суммы, превышающей 20000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1859 рублей 77 копеек, пени по нему в размере 271 рубль 15 копеек, из задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 349 рублей 48 копеек за период с 04 декабря 2018 года по 23 мая 2019 года, земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 74:21:0401003:156 (ОКТМО 75655488) расположенный по адресу: Челябинская область Увельский район с. Песчаное; на земельный участок с кадастровым номером 74:37:0403001:2, ( ОКТМО 75764000), расположенный по адресу: <...>, за 2016 год в размере 17658 рублей 00 копеек, пени в размере 188 рублей 41 копейка, за 2017 год в размере 17658 рублей 00 копеек, за 2018 год в размере 31498 рублей 00 копеек, всего: 69482 ( шестьдесят девять тысяч четыреста восемьдесят два) рубля 81 копейка.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета 2284 рубля 48 копеек – сумму государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Увельский районный суд Челябинской области.

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2020 года.

Председательствующий судья п/п М.В. Симонова

Копия верна. Судья: