Дело №2а-362/2021
УИД:№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» февраля 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Волковой В.Н.
при секретаре Грибовой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконными решения и приказа и их отмене,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, обосновав свои требования тем, что 01.04.2020 г. ею было подано в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» заявление о признании безработной и о постановке на регистрационный учет, к которому были приложены все документы, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п. 4 (или: п. 5) Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 №891. На основании представленных документов ее поставили на учет в качестве безработной и назначили пособие сроком на один год, начиная с dd/mm/yydd/mm/yy административным ответчиком было принято решение № о прекращении выплат с dd/mm/yy Причина решения: попытка получения пособия по безработице обманным путем. dd/mm/yy она получила уведомление о том, что ею незаконно было получено пособие в размере <данные изъяты>. за период с dd/mm/yy по dd/mm/yy Также указала, что она являлась ликвидатором ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» на основании решения № учредителя ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» от dd/mm/yy, однако она не состоит с ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» в трудовых отношениях и доход не получает. Она была уволена из ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» на основании приказа № от dd/mm/yy по собственному желанию. Кроме того указала, что она является предпенсионером (54 года). Таким образом, сняв ее с учета и прекратив выплаты, нарушили ее права. Решением № учредителя ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» от dd/mm/yy с нее сняты полномочия ликвидатора с dd/mm/yy, в настоящее время документы проходят регистрацию в ИФНС РФ по г. Костроме. В связи с этим административный истец просит признать незаконным решение от dd/mm/yy№ о прекращении выплат пособия по безработице и снятии с регистрационного учета, обязать административного ответчика признать административного истца безработной и восстановить на регистрационный учет на основании заявления от dd/mm/yy и представленных документов.
В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1 административные исковые требования уточнила, и просит признать незаконными и отменить решение комиссии по делам безработных Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» от dd/mm/yy, приказ ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о прекращении выплаты пособия по безработице от dd/mm/yy№.
В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненный административный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО2 административный иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагал, что отсутствие заработка не является основополагающим критерием для признания лица безработным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ для удовлетворения требований, заявленных в указанном порядке, суд должен убедиться в нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов заявителя, и в том, что оспариваемое решение, действие (бездействие) - не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя и соблюдения им сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов и содержания оспариваемого решения или действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, принявший оспариваемые решения либо совершивший действия (бездействие).
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что dd/mm/yyФИО1 обратилась в Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом № от dd/mm/yy Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» ФИО1 признана безработной и ей назначено пособие по безработице 12 месяцев с dd/mm/yy по dd/mm/yy
Решением комиссии по делам безработных от dd/mm/yy Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» прекращены выплаты пособия по безработице ФИО1 с dd/mm/yy, ФИО3 снята с регистрационного учета в качестве безработного по основанию «получение пособия по безработице обманным путем».
Приказом № от dd/mm/yy Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработной ФИО1 с dd/mm/yy в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Также из материалов дела следует, что решением единственного участника ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» № от dd/mm/yy было принято решение о ликвидации ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» и назначении ликвидатором общества ФИО1 Решением единственного участника ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» № от dd/mm/yy было принято решение об отмене процедуры ликвидации ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» и отмене полномочий ликвидатора общества ФИО1
Обращаясь с настоящим иском в суд, административный истец ФИО1 ссылается на то, что ни трудового, ни гражданско-правового договоров между ней и ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» заключено не было, дохода она от данной деятельности не получала.
Из системного анализа положений ГК РФ, Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что ликвидатором является лицо, осуществляющее процесс ликвидации юридического лица. Ликвидатор назначается решением учредителя юридического лица или уполномоченным органом. Ликвидатором вправе выступать любое совершеннолетнее, полностью дееспособное лицо, обладающее необходимой компетенцией. С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица, ликвидатор приобретает право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При этом в действующем законодательстве Российской Федерации не урегулирован вопрос о правовой природе отношений между ликвидируемой организацией и ликвидатором, не содержится обязанности заключения с ликвидатором какого-либо договора (трудового либо гражданско-правового), а также не урегулирован вопрос о вознаграждении ликвидатора.
Из пояснений административного истца ФИО1 следует, что между ней и ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» трудового договора, гражданско-правового договора не заключалось, заработной платы или вознаграждения она не получала, осуществляла полномочия ликвидатора на безвозмездной основе.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями УФНС по Костромской области, согласно которым за период с dd/mm/yyФИО1 какого-либо дохода не имела.
Стороной административного ответчика данные обстоятельства не оспорены, доказательств обратного не представлены.
В силу п. 1 ст. 3 Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Из содержания данной нормы следует, что одним из основных критериев отнесения граждан к безработным является отсутствие у него заработка и (или) иного дохода.
Вместе с тем, в пункте 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» приведен перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
В статье 2 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вышеуказанные перечни лиц, которые не могут быть признаны безработными, приведённые в пункте 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и статье 2 данного закона, являются исчерпывающими.
Административный истец ФИО1 к числу таких лиц не относится, она была назначена ликвидатором ООО ЮК «ПАРС ПЛЮС» на основании решения единственного учредителя юридического лица, без оплаты труда и вознаграждения, не по трудовому договору, либо договору гражданско-правового характера, в связи с чем оснований для снятия ФИО1 с регистрационного учета в качестве безработной и о прекращении выплаты пособия по безработице не имелось, соответственно, решение комиссии по делам безработных Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» от dd/mm/yy и приказ ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о прекращении выплаты пособия по безработице от dd/mm/yy№, являются незаконными и подлежат отмене.
Довод представителя административного ответчика о том, что в силу ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход, не свидетельствует о невозможности признания ФИО1 безработной, поскольку основанием для признания лица безработными является отсутствие работы и заработка, а также отсутствие исключений, указанных в законе.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Центр занятости населения по городу Костроме» о признании незаконными решения и приказа и их отмене удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решение комиссии по делам безработных Областного государственного казённого учреждения «Центр занятости населения по городу Костроме» от dd/mm/yy, приказ ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о прекращении выплаты пособия по безработице от dd/mm/yy№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Волкова
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2021 года.
Судья В.Н. Волкова