ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-362/2021 от 12.08.2021 Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия)

Гр.дело №2а-362/2021

04RS0022-01-2021-000814-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Зардиашвили Л.В., помощнике судьи Гулиевой Л.Г.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Тарбагатайского района Соковиковой Е.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» К.Р.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» о признании незаконным бездействия в сфере жилищно-коммунального хозяйства по ремонту труб теплоснабжения, водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Тарбагатай Тарбагатайского района, обращаясь в суд с административным иском к МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район», с учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Тарбагатайский район», выразившееся в неэффективном использовании муниципального имущества, непроведении в соответствии с актом технического обследования сетей, проведенного на основании распоряжения администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ, капитального ремонта труб теплоснабжения общей протяженностью 4 175,1 м., водоснабжения общей протяженностью 5 221,2 м.; обязать МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» в соответствии с актом технического обследования сетей, проведенного на основании распоряжения администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ, провести капитальный ремонт труб теплоснабжения общей протяженностью 4 175,1 м., водоснабжения общей протяженностью 5 221,2 м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании административных исковых требований указывая, что Прокуратурой Тарбагатайского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлены нарушения, по результатам которых ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе МО «Тарбагатайский район» внесены представления, однако органами местного самоуправления мер для устранения нарушений не принято. В настоящее время протяженность тепловых сетей в <адрес> составляет 4354,5 м. Протяженность водопроводных сетей в <адрес> составляет 3346 м. В ДД.ММ.ГГГГ произведен ремонт 730 м. тепловых сетей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отремонтировано 900,6 м. тепловых сетей. Кроме того, до настоящего времени не отремонтированы тепловые сети протяженностью 1451 м., а также 1875,2 м. водопроводных сетей в <адрес>. Таким образом, протяженность тепловых сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, на текущий момент составляет 2723,9 м. Протяженность тепловых сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, составляет 1451 м. Протяженность водопроводных сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, составляет 3346 м.. Протяженность водопроводных сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, составляет 1875,2 м. Общая протяженность тепловых сетей в <адрес> составляет 4 175,1 м., сетей водоснабжения – 5 221,2 м.

Представитель административного истца помощник прокурора Тарбагатайского района Соковикова Е.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МКУ Администрация МО «<адрес>» К.Р.В., действующий на основании доверенности суду пояснил, что заявленные исковые требования признал частично. Суду пояснил, что согласен с протяженностью тепловых сетей и водопроводных сетей нуждающихся в ремонте указанных прокурором. Администрацией были приняты меры по ремонту тепловых и водопроводных сетей, так между Администрацией МО «<адрес>» и ООО «Авангард» был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ «Капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей в <адрес>». Проложено 730 м. труб теплопровода и 372 м. водопровода. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на теплосетях - проложено 900,595 м. нового трубопровода. Между Администрацией МО «<адрес>» и Акционерным обществом «Байкальский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ «Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по реконструкции систем водоснабжения <адрес>», согласно которому подрядчик обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по разработке ПСД па сумму 2 500 000 руб. 00 коп. В настоящий момент ПСД находится на экологической экспертизе. После предоставления результата работ, в отношении подрядчика будет проведена претензионная работа по взысканию пенни. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было заключено концессионное соглашение между Администрацией МО «Тарбагатайский район» и ООО «Специндустрия», согласного которого концессионером должны быть произведены реконструкция тепловых сетей холодного водоснабжения и сетей канализации входящих в состав объекта соглашения, с устройством тепловых камер, установкой запорной арматуры, реконструкция системы водоснабжения. В связи со сложностью проведения работ по ремонту, затруднительного характера выполнения работ в части финансового обеспечения работ и возможности выполнения работ только в летние периоды года, просит суд предоставить отсрочку в исполнении данного требования истца, на разумный срок по усмотрению суда, но не ранее, чем до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица МУП ЖКХ «Коммунальщик» В.А.Л., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела. Согласно представленного отзыва просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП ЖКХ «Коммунальщик». В соответствии с договором хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ «Коммунальщик» является единой ресурсоснабжающей организацией на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Заинтересованное лицо предоставляет коммунальные услуги потребителям (многоквартирные жилые дома, жилые дома, юридические лица) по адресу: <адрес> в том числе: теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения (открытая система), централизованного водоотведении. Согласно договору хозяйственного ведения на праве оперативного управления за МУП ЖКХ «Коммунальщик» закреплено недвижимое имущество в том числе водопроводные и тепловые сети п. 1.1. договора. Как установлено Административным истцом действительно в ДД.ММ.ГГГГ производился частичный капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей в <адрес>. На сегодняшний день проводится также частичный капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей в <адрес> информацией об объемах выполняемой работы Заинтересованное лицо не располагает, по итогам проведения ремонта, информация будет доведена до сведения Заинтересованного лица. Заинтересованное лицо считает, что Административное исковое заявленное отвечает действующему законодательству подано в пределах компетенции Административного истца направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Тарбагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия. Заинтересованное лицо просит суд принять во внимание то обстоятельство что на протяжении большого времени до и с 2017 года <адрес> считался высокодотационным, принял имущество от сельского поселения (передача полномочий на федеральном уровне) в таком состоянии как оно есть принимал и принимает меры по частичному капитальному ремонту сетей, что требует значительного времени для его завершения в полном объеме.

Заслушав участников процесса, оценив собранные по делу доказательства, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В силу п.1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вопросы организации тепло- и водоснабжения, водоотведения поселения решаются органами местного самоуправления района (часть 4 статьи 14 Закона №131-Ф3, пункт 1 части 1 статьи 6, часть 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», часть 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Подпунктами «в» и «д» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предусмотрены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении), согласно которым предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальные услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации топливных энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии (далее - Правила).

Пунктом 2.2.1 Правил установлено, что эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать надежность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии с нормами.

В силу пунктов 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходима: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозийное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.

Положениями «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», принятых постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 №ПО установлено, что срок службы тепловых сетей - период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа.

Постановлением Совета министров СССР от 22.10.1990 г. №1072 утверждены «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», согласно которым нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений. Для стальных трубопроводов тепловых сетей (шифр 30121) это норма составляет 4% балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации («РД 153-34, 0-20, 518-2003. Типовая инструкция по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии», утвержденная Приказом Госстроя РФ от 29.11.2002 №284, распоряжением Минэнерго РФ от 05.02.2003 №5-р).

Как установлено в судебном заседании, проведенной в 2020 г. прокуратурой района проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МО «<адрес>» и ООО «Специндустрия» заключено концессионное соглашение, в соответствии с которым концессионер обязуется выполнить реконструкцию объекта в установленный соглашением срок и в результате проведения реконструкции достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, обязан поддерживать объект соглашения в технически пригодном и исправном состоянии, производить текущий и капитальный ремонт.

Также соглашением предусмотрена обязанность района оказывать ресурсоснабжающей организации содействие при выполнении работ по реконструкции объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Приложением к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ определен состав объекта соглашения, в который входит в том числе:

тепловая сеть , протяженностью 2 977,5 м., расположенная в <адрес>

тепловая сеть , протяженностью 1 377 м., расположенная в <адрес>

водопроводные сети, протяженностью 1 003 м., расположенные <адрес>,

водопроводные сети, протяженностью 3 346 м., расположенные в <адрес>

теплотрасса, протяженностью 1 451,2 м., расположенная в <адрес>,

водопроводные сети, протяженностью 1 875,2 м., расположенные в <адрес>.

Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены первоочередные мероприятия по подготовке к ОЗП объектов ЖКХ на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно отчетам о техническом обследовании тепловых сетей котельной по <адрес> и котельной по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ тепловые сети, протяженностью 2 977,5 м. и 1 377 м. изношены на 90% и требуют реконструкции (замена магистральных сетей и восстановление тепловой изоляции).

Согласно отчета о техническом обследовании тепловых сетей котельной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что состояние сетей оценивается как удовлетворительное, тепловые сети, протяженностью 1 451,2 м. изношены на 65% и требуют реконструкции (замена магистральных сетей и восстановление тепловой изоляции).

Согласно договору хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления за МУП ЖКХ «Коммунальщик» закреплено недвижимое имущество, в том числе: тепловая сеть , протяженностью 2 977,5 м., расположенная в <адрес>, тепловая сеть , протяженностью 1 377 м., расположенная в <адрес>, водопроводные сети, протяженностью 1 003 м., расположенные <адрес>, водопроводные сети, протяженностью 3 346 м., расположенные в <адрес>, теплотрасса, протяженностью 1 451,2 м., расположенная в <адрес>, водопроводные сети, протяженностью 1 875,2 м., расположенные в <адрес>.

Согласно заключенному муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Тарбагатайский район» и ООО «Авангард» «Капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей в <адрес>» на сумму 4 062 927 руб. 00 коп. предусмотрен капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей в <адрес>, проложено 730 метров нового трубопровода тепловых сетей.

Установлено, что между Администрацией МО «Тарбагатайский район» и ООО «Авангард» заключен муниципальный контракт «Выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей в <адрес>» на сумму 3 447 760 руб. 00 коп., согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту тепловых сетей в <адрес> и <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ и проложить 552,5 м нового трубопровода. По состоянию на 27.07.2021г согласно Акта о приемке выполненных работ Администрацией приняты работы на сумму 3 423 806 руб. 37 коп., проложено 524,595 м нового трубопровода.

Кроме того, между Администрацией МО «Тарбагатайский район» и ООО «ГРАНТ СТРОЙ» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ «Выполнение работ по ремонту тепловых сетей в <адрес>» на сумму 7 619 841 руб. 52 коп., согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту тепловых сетей в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ и проложить 1 375,6 м нового трубопровода. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно Акта о приемке выполненных работ Администрацией приняты работы на сумму 1 836 538 руб. 00 коп., проложено 376 м нового трубопровода.

Таким образом, протяженность тепловых сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, на текущий момент составляет 2 723,9 м. Протяженность тепловых сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, составляет 1 451 м. Общая протяженность тепловых сетей, нуждающихся в ремонте на дату вынесения решения в <адрес>, составляет 4 175,1 м.,

Кроме того, установлено, что Администрацией МО «Тарбагатайский район» с Акционерным обществом «Байкальский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства» заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ «Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по реконструкции систем водоснабжения <адрес>», согласно которому подрядчик обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по разработке ПСД па сумму 2 500 000 руб. 00 коп. В настоящий момент ПСД находится на экологической экспертизе.

Вместе с тем, протяженность водопроводных сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, составляет 3 346 м. Протяженность водопроводных сетей в <адрес>, нуждающихся в ремонте, составляет 1 875,2 м. Общая протяженность сетей водоснабжения, нуждающихся в ремонте на дату вынесения решения в <адрес>, составляет 5 221,2 м.,

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования в части возложения обязанности на МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» провести капитальный ремонт труб теплоснабжения общей протяженностью 4 175,1 м., водоснабжения общей протяженностью 5 221,2 м., подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку с 2017 года, а именно с момента обнаружения изношенности тепловых сетей на 90%, Администрацией МО «Тарбагатайский район» не производился капитальный ремонт труб теплоснабжения, суд приходит к выводу о наличии в действиях Администрации МО «Тарбагатайский район» бездействия, выразившееся в неэффективном использовании муниципального имущества, не проведении в капитального ремонта труб теплоснабжения.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В связи, с указанным, прокурором обосновано подано административное исковое заявление в соответствии со ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая приближение начала отопительного сезона, в ходе которого не возможно проведение ремонтных работ, суд считает необходимым предоставить ответчику разумный срок для исполнения решения, а именно до 31.12.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 272, 273 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Тарбагатайский район», выразившееся в неэффективном использовании муниципального имущества, не проведении в соответствии с актом технического обследования сетей, проведенного на основании распоряжения администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ, капитального ремонта труб теплоснабжения общей протяженностью 4 175,1 м., водоснабжения общей протяженностью 5 221,2 м.

Обязать МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» в соответствии с актом технического обследования сетей, проведенного на основании распоряжения администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ, провести капитальный ремонт труб теплоснабжения общей протяженностью 4 175,1 м., водоснабжения общей протяженностью 5 221,2 м. в срок до 31.12.2022 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2021 года.

СОГЛАСОВАНО СУДЬЯ: Ильина М.Т.