Дело № 2а-362/2021
10RS0006-01-2021-000883-66
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 15 декабря 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при ведении протокола помощником судьи Герасимовым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с изменением вида разрешенного использования земельного участка и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, поданным в его интересах ФИО2
Иск мотивирован тем, что 08.06.2021 ФИО3, действуя в интересах ФИО1, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением об изменении вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) № с «для дачного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлением данного земельного участка в аренду. В своем решении от 25.06.2021 № 16384/12.4-21 Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне запретных нерестовых полос по берегам реки и озер, а также в зоне ограничений градостроительной деятельности – защитный лес. С принятым решением административный истец не согласен, поскольку спорный земельный участок по данным государственного лесного реестра не входит в границы земель лесного фонда. Полагает не состоятельной ссылку Министерства на приказ Минприроды России от 29.03.2018 № 122, так как действие данного приказа не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, в которой запрещено ведение личного подсобного хозяйства, Министерством не представлено.
На основании вышеизложенного, административный истец просил признать незаконным решение Министерства от 25.06.2021 № 16384/12.4-21 и возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН № с «для дачного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и предоставлении данного земельного участка в аренду. Взыскать с Министерства судебные расходы по уплате государственного пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель, действующий на основании доверенности ФИО2, извещенные надлежащим образом, не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление.
В представленном отзыве на иск полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве изложили фактически те же основания, что и в оспариваемом истцом решении об отказе от 25.06.2021 № 16384/12.4-21.
В дополнительных письменных пояснениях представитель Министерства указал, что 27.10.2021 была инициирована процедура изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Однако, уведомлением от 12.11.2021 Управлением Росреестра по Республике Карелия было отказано во внесении изменений в ЕГРН. Ссылаясь на положения п. 9 пп. 50.3 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, представитель Министерства указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения, земельный участок с КН № расположен в территориальной зоне СХ-3 – зона дачных хозяйств, ведения садоводства, сельскохозяйственного использования за границами населенных пунктов, в границах земель, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям. Соответственно, в отношении данного земельного участка установлен градостроительный регламент. В связи с чем, Министерство не уполномочено принимать решение об изменении вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка и не является органом, уполномоченным на обращение в орган регистрации прав для изменения вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), представитель Министерства указал, что в настоящее время законодательством не установлено, кто имеет право на изменение вида разрешенного использования земельного участка, в случае, когда отсутствует правообладатель данного земельного участка.
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Куркиекского сельского поселения, Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали. Возражений относительно административного иска и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В представленном отзыве на административный иск представитель Управления указал следующее. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, представитель Управления указал, что исключения, предусмотренные ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, по выбору вида разрешенного использования для правообладателей земельных участков, таких как органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, не применимы. Правообладатель земельного участка – государство в лице уполномоченного органа самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Таким образом, Министерство вправе выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, относящиеся к неразграниченной государственной собственности в целях их предоставления. Далее со ссылкой на положения п. 12 ч. 5 ст. 14, п. 4.3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» представитель Управления указал, что 30.11.2021 в отношении спорного земельного участка представителем Министерства было представлено заявление о внесении в ЕГРН сведений, содержащихся в решении (акте) об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка, в порядке, установленном ст. 33 Закона о регистрации. 07.12.2021 государственным регистратором прав было принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, поскольку согласно ответу администрации Лахденпохского муниципального района на запрос органа регистрации акт об изменении вида разрешенного использования не издавался, соответственно, отсутствуют основания для внесения сведений в ЕГРН. При этом государственный регистратор обратил внимание на требования, содержащиеся в п. 12 ч. 5 ст. 14 Закона о регистрации. Таким образом, Министерство в установленном законом порядке вправе обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с выбором разрешенного использования земельного участка.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В процессе судебного разбирательства установлено, что постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от 04.12.2014 № 2436 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:12:0051301 из земель государственной собственности, находящихся в ведении администрации Лахденпохского муниципального района, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, формируемого для проведения аукциона по продаже права аренды земельного участка для дачного строительства в Лахденпохском районе, район п. Терву (л.д. 54).
По сообщению Управления Росреестра по Республике Карелия за регистрацией права на вышеуказанный земельный участок никто не обращался, в связи с чем, регистрационное дело отсутствует.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 22.12.2014, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, район п. Терву, площадь – 1500 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства.
08.06.2021 ФИО3, действуя в интересах ФИО1, обратилась в Министерство с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН № с «для дачного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и на основании п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставить в аренду указанный земельный участок с целью использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (л.д. 9).
Из оспариваемого решения от 25.06.2021 исх.№ 16384/12.4-21 следует, что Министерство отказало в изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН № по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, а также в зоне ограничений градостроительной деятельности – защитный лес, что в свою очередь повлечет нарушение требований, установленных п. 6 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 8).
Административный истец, не согласившись с принятым решением, обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении в аренду земельных участков относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как указано выше, Министерство пришло к выводу о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка в связи с его расположением в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, а также в зоне ограничений градостроительной деятельности – защитный лес, что в свою очередь может повлечь нарушение требований, установленных п. 6 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с последующим предоставлением его в аренду.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами какого-либо населенного пункта, то есть спорный земельный участок является полевым.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 10.11.2020 № П/0412, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). ФИО4 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу п. 12 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения.
Согласно п. 4.3 ч. 2 ст. 15 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению правообладателя здания, сооружения или земельного участка - при государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования указанного объекта недвижимости, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из вышеизложенного следует, что именно на Министерстве лежит обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих факты, изложенные в оспариваемом отказе.
То есть, именно административный ответчик обязан доказать факт нахождения испрашиваемого административным истцом земельного участка в зоне ограничений градостроительной деятельности «защитный лес», и в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанной нормы Министерством достоверных и допустимых доказательств в подтверждение фактов, изложенных в оспариваемом отказе, не представлено. Утверждение административного ответчика о расположении спорного земельного участка в зонах с особыми условиями использования опровергается ответами уполномоченных государственных и муниципальных органов.
В ответах на запрос суда Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» указали, что спорный земельный участок расположен за границами лесного фонда.
Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия сообщило об отсутствии информации об ограничениях хозяйственной и иной деятельности, установленной для местности, в которой расположен испрашиваемый земельный участок.
По информации администрации Лахденпохского муниципального района, также согласно карте функционального зонирования Куркиекского сельского поселения земельный участок с КН № расположен в функциональной зоне «СХ-3 Зона садоводств и дачных участков». Согласно карте градостроительного зонирования территории Куркиекского сельского поселения, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона дачных хозяйств, ведения садоводства, сельскохозяйственного использования за границами населенных пунктов, в границах земель, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям (СХ-3)». В соответствии с Правилами землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения, на территорию, в которой расположен спорный земельный участок, распространяются градостроительные регламенты.
По сообщению Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, испрашиваемый административным истцом земельный участок не расположен в границах запретных зон.
По сведениям ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (Хвойное лесничество Минобороны России) испрашиваемый административным истцом земельный участок не входит в границы Хвойного лесничества Минобороны России – филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Таким образом, в своем решении Министерство не привело конкретных положений актов, нарушение которых исключает возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для дачного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» с последующим предоставлением административному истцу испрашиваемого земельного участка в аренду. Доказательств расположения земельного участка в зоне ограничений градостроительной деятельности «специальный защитный лес» административным ответчиком также не представлено.
В силу ч. 6 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение: нерестоохранные полосы лесов (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов).
Согласно ч. 3 ст. 115 ЛК РФ в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 49 указанного Федерального закона рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно. Порядок образования рыбохозяйственных заповедных зон, виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть запрещены или ограничены в рыбохозяйственных заповедных зонах, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 № 743, и Правилами образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1005, рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству, а решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны принимает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению указанных зон, а само по себе указание на наличие таких зон в документах территориального планирования не может по вышеуказанным основаниям служить причиной отказа в предоставлении земельного участка, поскольку, согласно положениям градостроительного законодательства, зоны с особыми условиями использования территории лишь отображаются на картах к документам территориального планирования, но не устанавливаются ими.
При этом, по сведениям Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству в настоящее время на территории, входящей в зону ответственности Управления, приказом Росрыболовства от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» рыбоохранные зоны установлены только для морей (Балтийское море, включая Финский залив, Белое море). Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены.
Также, пункт 15 вышеуказанных Правил установления рыбоохранных зон допускает при условии соблюдения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, необходимых для сохранения условий воспроизводства водных биологических ресурсов, хозяйственную и иную деятельность в рыбоохранных зонах. При этом, согласно п.п. 16, 17 указанных Правил только при принятии Федеральным агентством по рыболовству решения об установлении рыбоохранных зон запрещена распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Таким образом, в рыбоохранной зоне сельскохозяйственная деятельность не запрещена, а должна вестись с рядом ограничений.
В соответствии с п. 4 Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 10054, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны, а также устанавливает виды хозяйственной и иной деятельности, которые запрещены или ограничены в такой рыбохозяйственной заповедной зоне, по перечню согласно приложению. В данном перечне указаны такие виды деятельности, как распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В связи с чем, в рыбохозяйственной заповедной зоне сельскохозяйственная деятельность может вестись как с ограничениями, так и без них, объем ограничений устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при образовании рыбохозяйственной заповедной зоны.
С учетом вышеизложенного, даже при условии нахождения земельного участка в зоне, в которой в дальнейшем могут быть установлены рыбоохранная зона, рыбохозяйственная заповедная зона и в пределах которой могут находиться нерестоохранные полосы лесов, испрашиваемый земельный участок возможно с соблюдением ряда ограничений использовать для целей производства сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий и строений.
Поскольку соответствующих решений уполномоченных органов федеральной власти по образованию на испрашиваемом земельном участке рыбоохранной зоны, рыбохозяйственной заповедной зоны не имеется, в указанных зонах в любом случае сельскохозяйственная деятельность не запрещена. Соблюдение правообладателем земельного участка ограничений, наложенных указанным выше законодательством, является предметом самостоятельного правового регулирования и не входит в круг обстоятельств, подлежащих выяснению при предоставлении земельного участка.
Доводы, изложенные в возражениях на административный иск, о том, что Министерство не уполномочено на изменение вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых установлены или распространяют свое действие градостроительные регламенты, суд во внимание не принимает, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для оспариваемого отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставления его в аренду.
Другие основания для отказа, кроме указанных выше, оспариваемое решение не содержит. При этом, в силу пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, Министерством не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства об отказе ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка по основаниям его расположения в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению.
С учетом представленных возражений на административный иск, суд полагает, что нарушенное право истца подлежит восстановлению путем повторного рассмотрения заявления ФИО1
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № с изменением вида разрешенного использования с «для дачного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», выраженное в письме от 25 июня 2021 года № 16384/12.4-21.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 08.06.2021 вх.№ 16531, и в случае иных оснований для отказа принять решение о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером № с изменением вида разрешенного использования с «для дачного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».
Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО1 судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче иска в суд, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2021.