ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-362/2024 от 23.01.2024 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

61RS0023-01-2023-006161-33

№2а-362/2024

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2024г. г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе

Судьи Романовой С.Ф.,

При помощнике судьи Кулагиной Е.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самофаловой А. В. к Администрации г.Шахты Ростовской области, заинтересованное лицо: Межведомственная комиссия Администрации г.Шахты Ростовской области о признании незаконными действия должностных лиц по возврату документов,

УСТАНОВИЛ:

Самофалова А.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Шахты Ростовской области о признании незаконными действия должностных лиц, ссылаясь на то, что обратилась в Администрацию г.Шахты Ростовской области по вопросу признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, предоставив необходимые документы. Однако, Администрацией г.Шахты Ростовской области отказано в признании жилого дома непригодным для проживания, заявление Самофаловой А.В. и документы возвращены, что, по мнению административного истца, нарушает ее права, поскольку мероприятия по муниципальному земельному контролю по ее обращению не проведены, а нарушения земельного законодательства очевидны. Поэтому административный истец вынужден обратиться в суд и просит признать незаконным действие должностных лиц по возврату документов Самофаловой А.В. без рассмотрения по вопросу признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 27.11.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межведомственная комиссия Администрации г.Шахты Ростовской области.

Административный истец Самофалова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена, что позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие административного истца в порядке ст.150 КАС РФ.

Представитель административного ответчика – Администрации г.Шахты Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, ранее направил в адрес суда письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований Самофаловой А.В. отказать по тем основаниям, что процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии должны соответствовать Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47. Представленные административным истцом документы в Администрацию г.Шахты, не позволяли МВК составить Акт обследования жилого дома (жилого помещения) и принять заключение согласно формам, установленным приложениями №1 и 2 к Положению. Акт обследования жилого дома (жилого помещения) составляется МВК на основании документов, указанных в Приложении №2: результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключения экспертов специализированных организаций; другие материалы по решению межведомственной комиссии. В структуре Администрации г.Шахты и в составе МВК отсутствуют специализированные организации, обладающие полномочиями на проведение инструментального контроля, лабораторных испытаний, каких-либо исследований при обследовании жилых помещений. Обязанность по предоставлению указанных документов возложена на заявителя. Однако заявителем представлено заключение специализированной организации ООО «Эксперт-Сервис», которая является членом саморегулируемой организации Ассоциации проектировщиков «Проектирование дорог и инфраструктуры», основанной на членстве лиц, осуществляющих проектирование. Кроме того, в предоставленном заключении отсутствуют результаты инструментального контроля и лабораторных испытаний.

В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица - Межведомственной комиссии Администрации г.Шахты Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, что позволяет суду в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими отклонению.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действий (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 ЖК РФ).

Во исполнение данного требования закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение). Согласно содержанию пункта 1 данного Положения установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

В силу пункта 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума,

Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.

По смыслу пункта 47 Положения комиссия принимает итоговое решение по результатам совокупного изучения всех заключений, полученных в процессе работы комиссии.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации города Шахты №3689 от 21 декабря 2009г. (л.д.52-77) создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решений о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах и утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решений о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах. Указанная межведомственная комиссия создана при Администрации города Шахты для рассмотрения вопросов, относящихся к жилым и нежилым помещениям независимо от форм собственности, находящимся на территории города Шахты.

В соответствии с п.4.1 вышеуказанного Положения о межведомственной комиссии, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 4.5 настоящего Положения.

Согласно п.4.5 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения) либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке ( при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 4.6 данного Положения предусмотрено, что по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.

Как установлено в судебном заседании, 20.07.2023г. Самофалова А.В. обратилась в Администрацию г.Шахты через МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Шахты» с заявлением по вопросу признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-А, непригодным для проживания, предоставив, в том числе, копии правоустанавливающих документов, копию технического паспорта на жилой дом, справку ГУ МЧС России по <адрес> о пожаре, заключение строительно-технического исследования о состоянии строительных конструкций индивидуального жилого дома лит. «Ж,ж,п/ж», расположенного по адресу: <адрес>.

Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решения о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах, утвержденной постановлением Администрации города Шахты от 21.12.2009г. №3689, было рассмотрено данное заявление Самофаловой А.В.

По результатам рассмотрения данного заявления межведомственной комиссией были возвращены Самофаловой А.В. заявление и прилагаемые документы по тем основаниям, что представленное заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома было выполнено специализированной организацией ООО «Эксперт-Сервис», которая является членом саморегулируемой организации Ассоциации проектировщиков «Проектирование дорог и инфраструктуры», основанной на членстве лиц, осуществляющих проектирование. Кроме того, в представленном заключении отсутствуют результаты инструментального контроля и лабораторных исследований. Поэтому комиссия не может принять одно из решений, установленных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47, поскольку специализированная организация ООО «Эксперт-Сервис» не является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, а также в заключении отсутствуют результаты инструментального контроля и лабораторных испытаний. Поэтому заявителю было разъяснено, что для рассмотрения вопроса признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания необходимо представить в межведомственную комиссию документы, предусмотренные п.45 настоящего Положения, включая заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, являющейся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, в котором будут отражены результаты инструментального контроля и лабораторных испытаний, поскольку предоставление такого заключения, в соответствии с п.44 настоящего Положения, является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии Администрации г.Шахты должны соответствовать требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, поскольку Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии должны также соответствовать форме, установленной приложениями №1 и №2 к Положению.

Акт обследования жилого дома составляется МВК на основании следующих документов, указанных в Приложении №2: результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключения экспертов специализированных организаций; другие материалы по решению межведомственной комиссии.

В структуре Администрации г.Шахты и в составе МВК отсутствуют специализированные организации, обладающие полномочиями на проведение инструментального контроля, лабораторных испытаний, каких-либо исследований при обследовании жилых помещений.

В данном случае обязанность по предоставлению указанных документов возложена на административного истца, которые не были представлены в межведомственную комиссию Администрации г.Шахты.

Поэтому представленные административным истцом документы в Администрацию г.Шахты не позволили МВК составить Акт обследования жилого дома и принять заключение согласно формам, установленным приложениями №1 и №2 к Положению.

Таким образом, совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств дела и анализ вышеперечисленных норм права свидетельствуют о том, что заявление Самофаловой А.В. по вопросу признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания и приложенные к нему документы были возвращены на законных основаниях и не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку не лишает её права на новое обращение с данным заявлением после устранения всех указанных МВК недостатков.

Ввиду того, что межведомственная комиссия Администрации г.Шахты под руководством заместителя главы Администрации г.Шахты Лебединского Л.В. при рассмотрении заявления Самофаловой А.В. по вопросу признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, непригодным для проживания, действовала в рамках своих полномочий, предусмотренных постановлением Администрации города Шахты №3689 от 21 декабря 2009г., и в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006г., а админстративным истцом в нарушение пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены допустимые и достоверные доказательства того, что возврат документов без рассмотрения привел к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, то с учетом вышеперечисленных норм права и установленных судом обстоятельств дела требования административного истца подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.175-178, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Самофаловой А. В. в удовлетворении административного иска к Администрации города Шахты Ростовской области о признании незаконными действия межведомственной комиссии Администрации города Шахты Ростовской области по возврату документов о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, непригодным для проживания, без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 06.02.2024г.