ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3632/2021 от 20.05.2021 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2021-003590-39

№ 2а-3632/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 20 мая 2021 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Абдуллаевой С. Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, на основании ордера,

представителя заинтересованного лица МВД по Республике Башкортостан – ФИО3, на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, вынесенное в отношении административного истца ФИО1 о неразрешении въезда истцу на территорию России, нежелательности пребывания (проживания) на территории России, о признании незаконными действия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по внесению данных об ФИО1 в контрольный список лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен, возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца,

у с т а н о в и л :

административный истец ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением. В обоснование указано, что административный истец является гражданином <адрес>. 08.02.2021 г. административному истцу от своего представителя стало известно, что он внесен в контрольный список лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен на основании пп. 7 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Данная информация стала известна административному истцу из письма МВД по РБ от 02.02.2021 г. При этом, МВД по РБ указывает, что информацией об инициаторе и сроках ограничения административному истцу въезда на территорию РФ не располагает.

В настоящее время административным истцом копия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не получена. Административными ответчиками данное решение также не было представлено. В то же время, внесение в контрольный список лиц, которым въезд на территорию РФ неразрешен по основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.27 Закона № 114-ФЗ может быть осуществлено только на основании решения, принятого уполномоченным органом.

Административный истец просил суд:

1. Признать незаконным решение Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, вынесенное в отношении административного истца ФИО1 о неразрешении въезда истцу на территорию России, нежелательности пребывания (проживания) на территории России;

2. Признать незаконными действия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по внесению данных об ФИО1 в контрольный список лиц, въезд которым на территорию РФ неразрешен;

3. Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца.

Административный истец ФИО1 извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО2 в суде поддержал доводы административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица МВД по Республике Башкортостан – ФИО3 в судебном заседании пояснила, что гражданину не направляется решение о нежелательности пребывания, а только уведомление. Учитывая, что срок регистрации ФИО1 на территории Республики Башкортостан закончился, возможно, ему и не направлялось уведомление. База МВД России претерпела определенные изменения. База единая для всех субъектов Российской Федерации. Объем сведений одинаков. Если Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан вносит сведения в базу, то эти данные бы были указаны. Раз нет сведений, то МВД не вносилось такое решение. Иск заявлен к ненадлежащему ответчику. У административного истца ФИО4 не было места жительства, у него было место постоянного пребывания. Место пребывания у него закончилось 25 августа 2020 года. От обязанности продлить миграционный учет административного истца никто не освобождал.

Административный ответчик Министерство внутренних дел Российской Федерации, заинтересованное лицо Министерство внутренних дел Республики Башкортостан извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав участников, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии с абз. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Статьей 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрены основания для неразрешения въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Согласно пп. 7 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд не разрешается в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения.

Так, решения о неразрешении въезда вправе принимать МВД России, ФСБ России и иные органы. Такое решение принимается уполномоченным органом в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств. Форма решения устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в отношении имеются следующие сведения: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоял на миграционном учете по месту пребывания на территории Республики Башкортостан в период с 04.06.2020 по 25.08.2020 по адресу: <адрес>.

25 октября 2019 года ФИО1 оформлен патент <адрес>.

В настоящее время ФИО1 пребывает на территории Российско Федерации без постановки на миграционный учет по месту пребывания, местонахождение неизвестно.

Сведения об оформлении разрешения на временное проживание на территории Республики Башкортостан в Министерстве внутренних дел по Республике Башкортостан отсутствуют.

Согласно ответу Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от 31 марта 2021, имеются сведения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по пп. 7 ч. 1 ст. 27 Федерального закона №114 – ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (дата внесения в контрольный список 19.06.2020), информация об инициаторе ограничения въезда и дате принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию отсутствует.

Письмом от 26 апреля 2021 Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан также сообщается, что ФИО1 внесен в контрольный список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, не сотрудниками МВД по Республике Башкортостан. В автоматизированной системе центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации СПО «Мигрант-1», сведения о том, кто внес ФИО1 в контрольный список отсутствуют.

Согласно письменным возражениям МВД России, МВД России сообщает, что сведениями о том, кто принял решение о неразрешении ФИО1 въезд в РФ и решение о нежелательности его пребывания в РФ не располагает.

В автоматизированной системе центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства (АС ЦБДУИГ) в СПО « Мигрант-1» используемой в системе МВД России сведения о том, кто внес ФИО1 в контрольный список лиц, въезд которым в РФ не разрешен, отсутствуют.

В соответствии с Положением о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007г. № 94 Министерство внутренних дел Российской Федерации является координатором работ по формированию и обеспечению функционирования государственной информационной системы миграционного учета. Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба. Поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местног о самоуправления в случае, если на указанные органы возложены в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязанности (полномочия) по фиксации (учету) информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета. Обладателями сведений, переданных для включения в информационную систему, являются также поставщики сведений.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003г. № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, а также перечень Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение. В соответствии с перечнем такими органами исполнительной власти являются: 1. МВД России, 2. ФСБ России, 3. Минобороны России, 4. Росфинмониторинг, 5. СВР России, 6. МИД России, 7. ФСИН России.

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018г. № 551 утверждено Положение о порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, а также перечень Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение. В соответствии с перечнем такими органами исполнительной власти являются: 1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2. Федеральное медико-биологическое агентство.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения иска у суда отсутствуют, требования административного истца заявлены к ненадлежащему ответчику.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В нарушение ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя ответчиком по настоящему делу.

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным решения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, вынесенное в отношении административного истца ФИО1 о неразрешении въезда истцу на территорию России, нежелательности пребывания (проживания) на территории России, о признании незаконными действия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по внесению данных об ФИО1 в контрольный список лиц, въезд которым на территорию РФ неразрешен, возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято 24.05.2021.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Судья Соколова И. Л.

Решение26.05.2021