Дело № 2а-3635/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Саая А.К., рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-3635/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действия незаконным, возложении обязанности внести сведения о государственной регистрации права,
с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
установил:
административный истец обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление Росреестра по <адрес>) в обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ регистратором указано на необходимость оплаты государственной пошлины. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно подано заявление, ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему предложено предоставить дополнительный документ – основание для государственной регистрации права недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ заявителем повторно предоставлен технический план жилого дома, подтверждающий ранее учтенный объект капитального строительства, являющийся основанием для государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации права. С данным отказом не согласен, поскольку из выписки из ЕГРН ФИО1 является правообладателем. Жилой дом перешел ФИО1 от деда, который приобрел дом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, он зарегистрирован в данном жилом доме, имеется ведомость на домовладение. Просит признать незаконным действия Управления Росреестра по <адрес> по отказу во внесении сведения о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество на жилой дом, расположенного по адресу: <адрес> обязать внести сведения о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Административный истец ФИО1 на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, просила удовлетворить иск по указанным основаниям, пояснив, что ФИО1 является правообладателем.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> ФИО3, действующая по доверенности, с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в отзыве о том, что государственным регистратором было принято законное решение о приостановлении, в дальнейшем об отказе в регистрации права, поскольку правоустанавливающего документа не было предоставлено.
В отзыве на административный иск указывается, что решение об отказе в государственной регистрации права принято обоснованно в соответствии с нормами Закона о регистрации, административного регламента, факты, указанные в иске не нашли своего подтверждения. Доводы о том, что выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в которой правообладателем указан ФИО1 была выдана Управлением по итогам рассмотрения заявления не нашли подтверждения. Так, ФИО1 подавал заявление об изменении основных характеристик объекта в связи с уточнением местоположения здания, по итогам заявления от ДД.ММ.ГГГГ выдана выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ о характеристиках объекта, без указания прав, ФИО1 в выписке из ЕГРН указан как получатель.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Пропуск трехмесячного срока на подачу вышеуказанного административного иска не судом не установлено.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ возвращены, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете, в связи с неуплатой государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился повторно с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, к заявлению приложена доверенность, квитанция об уплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. « 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, заявителю предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности на жилой дом, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель уведомлен о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, указав, что ДД.ММ.ГГГГ представлен дополнительный документ – технический план здания, приготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения здания, технический план не является правоустанавливающим документом.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. « 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Проверяя законность отказа в государственной регистрации прав, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 7 данной статьи государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочих, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Как предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 указанного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В качестве оснований для государственной регистрации права государственному регистратору заявителем представлен технический план, который не может являться документом, подтверждающим переход права собственности и возникновение права на заявленный объект, в связи с чем, оснований полагать о незаконности оспариваемого действия по отказу в регистрации прав, не имеется. Суду заявителем представлены договор о купле-продаже, заключенный между Ч. и МПИ., ведомость на домовладение МПИ., постановление об учреждении опеки над ФИО1, технический паспорт на жилой дом, которые государственному регистратору не предоставлялись.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Поскольку по настоящему делу такая совокупность не установлена, суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, следовательно, требования административного истца о признании незаконными отказа, возложении обязанности провести государственную регистрацию права, следует признать несостоятельными, административный иск подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действия незаконным, возложении обязанности внести сведения о государственной регистрации права, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Монгуш Р.С.