УИД: 27RS0(№)-14
Дело (№)а-3636/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Ивановой Н.О.,
при секретаре судебного заседания Серовой О.Д.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Хабаровского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному казенному учреждению «Искра», Федеральному агентству по государственным резервам о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФГКУ «Искра», Федеральному агентству по государственным резервам о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатируемого по адресу (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре, к переводу его в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, для чего выполнить в отношении указанного ЗС ГО, следующие мероприятия: обеспечить надлежащую работоспособность систем вентиляции и электроснабжения ЗС ГО в соответствии с требованиями федерального законодательства; восстановить гидроизоляционное покрытие стен и перекрытия ЗС ГО, а также заменить резиновые уплотнения на всех дверях ЗС ГО; оборудовать входы и выходы ЗС ГО сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней; обеспечить ЗС ГО телефонной связью и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов; обеспечить наличие тамбур-шлюза при одном из входов в ЗС ГО и оборудовать его переговорным устройством; обеспечить силы гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий. Обязать Федеральное агентство по государственным резервам обеспечить финансирование в части недостаточности средств у ФГКУ «Искра» на проведение мероприятий по обеспечению постоянной готовности помещений и оборудования систем жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Заявленные требования истец мотивировал тем, что на основании решения от (дата)(№) Хабаровской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка ФГКУ комбинат «Амур» Управления Росрезерва по ДФО, в том числе на предмет соблюдения учреждением требований по законодательства по обеспечению готовности защитных сооружений гражданской обороны. Проверка была проведена с участием в качестве специалиста начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по (адрес)ФИО3. В ходе проверки установлено, что на территории Комбината расположено защитное сооружение гражданской обороны ОСУ-Ш-300 (убежище), находящееся в оперативном управлении Учреждения. Как следует из акта комплексной оценки технического состояния защитного сооружения, утвержденного директором ФГКУ комбинат «Амур» (дата), данное защитное сооружение введено в эксплуатацию в 1977 году, находится на балансе Учреждения и имеет инвентарный номер М100101189. В силу положений, закрепленных в п. 3.1 Устава ФГКУ комбинат «Амур» Управления Росрезерва по ДФО, утвержденного приказом Росрезерва от (дата)(№), на комбинат возложена обязанность при осуществлении оперативного управления закрепленным за ним имуществом эффективно и по целевому назначению использовать это имущество, не допуская ухудшения его технического состояния. В ходе обследования защитного сооружения (убежища), эксплуатируемого Комбинатом, проведенного в рамках проверки в декабре 2022 года, выявлены следующие нарушения действующего законодательства: комбинатом не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию ЗС ГО (инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению). Системы жизнеобеспечения ЗС ГО не обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых в течении нормативного времени; в ЗС ГО не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций и техническое обслуживание средств связи и оповещения; в ЗС ГО не проведены мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения; в ЗС ГО система жизнеобеспечения не обеспечена режимом полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (предусмотрено паспортом сооружения) - регенеративные патроны не имеют маркировочных надписей, техническое описание регенеративной установки отсутствует; входы и выходы в ЗС ГО не оборудованы сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней по мирному времени; в тамбур-шлюзе ЗС ГО не предусмотрены переговорные устройства; воздухозаборы режимов I и II внутри убежища не соответствуют требованиям. На вводе воздухозаборных и вытяжных трактов в убежище не установлены ПВУ; ЗС ГО не обеспечено телефонной связью и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов; в убежище не предусмотрено устройство тамбура-шлюза при одном из входов; в ЗС ГО при режиме II (фильтровентиляция) не предусмотрена возможность продувки тамбура одного из входов (за счет подпора в убежище через клапаны избыточного давления (КИД), предусматриваемые на внутренней и наружной стенах тамбура, с установкой на наружном КИДе противовзрывного устройства МЗС, или непосредственно от системы режима II с установкой гермоклапанов на притоке и вытяжке); отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру создаваемых запасов, объемы создаваемых запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских иных средств; для укомплектования ЗС ГО отсутствует необходимое оборудование, имущество и приборы (средства измерений, нары), в соответствии перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов с учетом максимальной вместимости убежища; комбинатом не создан в полном объёме запас (резерв) материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, средств индивидуальной защиты; силы гражданской обороны не обеспечены средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий; не разработан план осуществления комплексной маскировки контролируемого лица, являющегося вероятной целью при использовании современных средств поражения (не создан и не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запас материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке); не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями. Указанные нарушения подтверждаются справкой участвовавшего в проверке начальника ОНД и ПР по г. Комсомольску-на-Амуре ГУ МЧС России по (адрес) от (дата), отражены в представлении специализированного прокурора от (дата), внесенном руководителю Учреждения, а также явились основанием для привлечения мировым судьей (дата) ФГКУ комбинат «Амур» и его директора ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. Более того, в рамках исполнения представления прокуратуры Учреждением проведена комплексная оценка технического состояния защитного сооружения, по результатам которой составлен акт, утвержденный директором комбината (дата), согласно которому: система вентиляции находится в неисправном состоянии, вентиляторы ЭВР-49, фильтры-поглотители ФПУ-200 м регенеративные патроны пришли в непригодное состояние после затопления защитного сооружения, требуется их замена; электрощиты освещения и управления вентиляторами после подтопления пришли в непригодное состояние, требуется их замена. На момент составления акта электроснабжение отсутствует, поврежден кабель, питающий защитное сооружение; несущие конструкции в удовлетворительном состоянии, имеются затекания в местах примыкания плит по периметру здания из-за разрушения гидроизоляционного покрытия стен и перекрытия, фактурный слой стен здания разрушается, покрывается грибком, дверные полотна покороблены и покрыты плесенью, металлические конструкции покрыты коррозией. Гидроизоляция защитного сооружения не обеспечена; герметичность защитного сооружения не обеспечена, требуется замена резиновых уплотнений на всех дверях; входы и выходы ЗС ГО не оборудованы сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней; телефонная связь неисправна по причине повреждения подземных низковольтных линий; защитное сооружение к приему укрываемых не готово. В ходе осуществления прокуратурой контроля исполнения мер реагирования в апреле, июне 2023 года, установлено, что в полной мере нарушения, указанные в представлении, не устранены, что по информации Комбината обусловлено, в частности, отсутствием у Учреждения денежных средств в необходимом объеме. Анализ заявок комбината на выделение дополнительных лимитов бюджетных ассигнований, направленных в Управление Росрезерва по ДФО в 2020 - 2022 годах, показал, что лимиты запрашивались в 2020 году на приобретение фильтров-поглотителей ФПУ-200, средств индивидуальной защиты, (заявка от (дата)), в 2021 и 2022 годах на покупку противогазов, индивидуальных противохимических пакетов, комплектов индивидуальной медицинской гражданской защиты (заявки от (дата), от (дата), от (дата)), в 2022 году на разработку ПСД на капитальный ремонт ЗС ГО (от (дата)) и на разработку ПСД на капитальный ремонт ЗС ГО, поставку противогазов, индивидуальных противохимических пакетов, индивидуальных медицинских комплектов гражданской защиты (от (дата)). Соответственно, на закупку фильтров для вентиляции заявка за три года подавалась только один раз в 2020 году, на закупку гидроизоляционных материалов, резиновых уплотнителей на двери, сигнальных устройств, громкоговорителей, вентиляторов, проведение текущего ремонта ЗС ГО заявки за последние три года не подавались ни разу. Итсец считает, что действия свидетельствуют о длительном бездействии ФГКУ «Искра», выразившемся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение поддержания защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению, и как следствие не обеспечению укрытия работников наибольшей работающей смены в защитном сооружении. Пунктами 1.1, 1.5, 1.11 и 1.12 Устава ФГКУ «Искра», утвержденного приказом Росрезерва от (дата)(№), закреплено, что учредителем Комбината является Правительство Российской Федерации, полномочия которого осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам. Комбинат от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности и ответственность по своим обязательствам в установленном порядке. При этом ФГКУ «Искра» обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Федеральное агентство по государственным резервам. Принимая во внимание вышеизложенное, истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Определением судьи от (дата) суд перешел к рассмотрению гражданского дела по иску Хабаровского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному казенному учреждению «Искра», Федеральному агентству по государственным резервам о возложении обязанности, по правилам административного судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил исковые требования, исключив из мероприятий, которые необходимо выполнить административным ответчиком пункт об обеспечении убежища тамбуром-шлюзом из входов в ЗС ГО и оборудовать его переговорным устройством. В остальной части исковые требования поддержал, также указал, что просят установить срок устранения недостатков до (дата).
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований. Не отрицала, что необходимо произвести те действия, которые указаны в требованиях прокурора. На данный момент необходимо выяснить какой ремонт требуется, от этого будут зависеть размеры финансирования. Бомбоубежище было затоплено еще в период чрезвычайной ситуации в 2013 году, его сейчас использовать по назначению невозможно. Если будет решение суда, то деньги будут выделены.
Представитель Федерального агентства по государственным резервам в судебном заседании участи не принимал, о рассмотрении дела извещен. Ходатайств об отложении в адрес суда не поступало.
В соответствии с п.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу требований ч.4 ст. 27 Закона «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Положениями ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявления-ми о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе проведения проверки ФГКУ комбинат «Амур» Управления Росрезерва по ДФО, в декабре 2022 года, с участием специалиста начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Комсомольску-на-Амуре управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по (адрес)ФИО3 было установлено, что на территории ФГКУ комбинат «Амур» ( с (дата) ФГКУ «Искра») расположено защитное сооружение гражданской обороны ОСУ-Ш-300 (убежище), находящееся в оперативном управлении Учреждения.
Как следует из акта комплексной оценки технического состояния защитного сооружения, утвержденного директором ФГКУ комбинат «Амур» (на данный момент ФГКУ Искра) (дата), данное защитное сооружение введено в эксплуатацию в 1977 году, находится на балансе Учреждения и имеет инвентарный номер М100101189.
В силу положений, закрепленных в п. 3.1 Устава ФГКУ комбинат «Амур» Управления Росрезерва по ДФО, утвержденного приказом Росрезерва от (дата)(№), на ответчика возложена обязанность при осуществлении оперативного управления закрепленным за ним имуществом эффективно и по целевому назначению использовать это имущество, не допуская ухудшения его технического состояния.
В ходе обследования защитного сооружения (убежища), эксплуатируемого ответчиком, проведенного в рамках проверки в декабре 2022 года, выявлены следующие нарушения действующего законодательства:
- комбинатом не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию ЗС ГО (инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению). Системы жизнеобеспечения ЗС ГО не обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых в течении нормативного времени;
- в ЗС ГО не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций и техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- в ЗС ГО не проведены мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения;
- в ЗС ГО система жизнеобеспечения не обеспечена режимом полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (предусмотрено паспортом сооружения) - регенеративные патроны не имеют маркировочных надписей, техническое описание регенеративной установки отсутствует;
- входы и выходы в ЗС ГО не оборудованы сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней по мирному времени;
- в тамбур-шлюзе ЗС ГО не предусмотрены переговорные устройства;
- воздухозаборы режимов I и II внутри убежища не соответствуют требованиям. На вводе воздухозаборных и вытяжных трактов в убежище не установлены ПВУ;
- ЗС ГО не обеспечено телефонной связью и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов;
-в убежище не предусмотрено устройство тамбура-шлюза при одном из входов;
-в ЗС ГО при режиме II (фильтровентиляция) не предусмотрена возможность продувки тамбура одного из входов (за счет подпора в убежище через клапаны избыточного давления (КИД), предусматриваемые на внутренней и наружной стенах тамбура, с установкой на наружном КИДе противовзрывного устройства МЗС, или непосредственно от системы режима II с установкой гермоклапанов на притоке и вытяжке);
- отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру создаваемых запасов, объемы создаваемых запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
-не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских иных средств;
- для укомплектования ЗС ГО отсутствует необходимое оборудование, имущество и приборы (средства измерений, нары), в соответствии перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов с учетом максимальной вместимости убежища;
-комбинатом не создан в полном объёме запас (резерв) материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, средств индивидуальной защиты;
- силы гражданской обороны не обеспечены средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;
-не разработан план осуществления комплексной маскировки контролируемого лица, являющегося вероятной целью при использовании современных средств поражения (не создан и не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запас материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке);
-не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.
В декабре 2022 года в адрес административного ответчика направлено представление Хабаровского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах об устранении нарушений, выявленных в результате проведенной проверки.
Согласно ответу директора ФГКУ «Искра» от (дата) последними было рассмотрено представление, при этом, указано, что со стороны Учреждения предпринимаются действия по исполнению требований прокурора, направляются заявки на выделение финансирования, что подтверждается представленными в материалах дела заявками.
Также со стороны административного ответчика был разработан план по устранению выявленных нарушений от (дата).
Как следует из представленных суду сведений, руководитель ФГКУ «Амур» (ФГКУ «Искра»), а также юридическое лицо ФГКУ «Амур» на оснований постановлений мирового судьи судебного участка № (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Федеральным законом «О гражданской обороне» от (дата) № 28-ФЗ определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия организаций в области гражданской обороны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Требования в области гражданской обороны, включают в себя специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, а также предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты выступают основными задачами в области гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, а также проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от (дата)(№), к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища создаются, в частности, для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.
Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10 Порядка).
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от (дата)(№) (Правила эксплуатации).
Пунктами 1.2, 1.6, 1.7, 3.2.1, 3.2.7, (дата), 3.4.1, 3.4.4, 3.4.6, 6.1.1 Правил эксплуатации установлено, что требования названных Правил должны выполняться при эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности, в военное время, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. При эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. ЗС ГО на потенциально опасных объектах и территориях, при необходимости, должны обеспечивать защиту людей от поражающих факторов при ЧС природного и техногенного характера, в том числе, аварийнохимических опасных веществ. При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара. Системы жизнеобеспечения ЗС ГО должны обеспечивать непрерывное пребывание в них укрываемых: в убежищах - в течение 48 часов. Мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в том числе, установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества согласно рекомендуемому перечню.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата)(№)/пр утвержден «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны».
Пунктами 5.4.5, (дата), 12.2.8, 12.2.9, (дата), 14.1 указанного Приказа предусмотрено, что в убежищах следует предусматривать устройство при одном из входов тамбура - шлюза. Все входы и выходы в ЗС ГО должны быть оборудованы сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней по мирному времени. В тамбур- шлюзах должны быть предусмотрены переговорные устройства. Воздухозаборы режимов I и II внутри убежища должны быть соединены между собой воздуховодом (перемычкой) сечением, рассчитанным из условий подачи воздуха по режиму II, с установкой в нем герметического клапана. На вводе воздухозаборных и вытяжных трактов в убежище следует предусматривать установку противовзрывных устройств (ПВУ) с расширительными камерами после них. В убежище при режиме II следует предусматривать продувку тамбура одного из входов. Каждое ЗС ГО должно быть обеспечено телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов.
Факт выявленных нарушений, со стороны представителя административного ответчика не оспаривался.
В ходе осуществления административным истцом контроля исполнения мер реагирования в апреле, июне 2023 года, установлено, что в полной мере нарушения, указанные в представлении, не устранены.
Как следует из пояснений административного истца анализ заявок комбината на выделение дополнительных лимитов бюджетных ассигнований, направленных в Управление Росрезерва по ДФО в 2020 - 2022 годах, показал, что лимиты запрашивались в 2020 году на приобретение фильтров-поглотителей ФПУ-200, средств индивидуальной защиты, (заявка от (дата)), в 2021 и 2022 годах на покупку противогазов, индивидуальных противохимических пакетов, комплектов индивидуальной медицинской гражданской защиты (заявки от (дата), от (дата), от (дата)), в 2022 году на разработку ПСД на капитальный ремонт ЗС ГО (от (дата)) й на разработку ПСД на капитальный ремонт ЗС ГО, поставку противогазов, индивидуальных противохимических пакетов, индивидуальных медицинских комплектов гражданской защиты (от (дата)). Соответственно, на закупку фильтров для вентиляции заявка за три года подавалась только один раз в 2020 году, на закупку гидроизоляционных материалов, резиновых уплотнителей на двери, сигнальных устройств, громкоговорителей, вентиляторов, проведение текущего ремонта ЗС ГО заявки за последние три года не подавались ни разу.
Согласно положения ч.1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу норм п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пунктами 1.1, 1.5, 1.11 и 1.12 Устава ФГКУ «Искра», утвержденного приказом Росрезерва от (дата)(№), закреплено, что учредителем Комбината является Правительство Российской Федерации, полномочия которого осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.
ФГКУ «Искра» является казенным учреждением, находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности и ответственность по своим обязательствам в установленном порядке, при этом ФГКУ «Искра» обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Федеральное агентство по государственным резервам.
Пунктами 1 и 5.2 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата)(№), установлено, что Росрезерв является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом, реализующим полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным Росрезерву.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности Федеральное агентство по государственным резервам обеспечить финансирование ФГКУ «Искра» на проведение мероприятий по исполнению настоящего решения суда.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с частью 8 статьи 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая реальность исполнения решения суда, объем работы и необходимость больших финансовых затрат, а также мнение участников процесса, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до (дата).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Хабаровского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному казенному учреждению «Искра», Федеральному агентству по государственным резервам о возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие федерального государственного казенного учреждения «Искра».
Возложить на федеральное государственное казенное учреждение «Искра» обязанность в срок до (дата) обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатируемого Учреждением по адресу (адрес), г. Комсомольск-на-Амуре к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, для чего выполнить в отношении указанного защитного сооружения гражданской обороны, следующие мероприятия:
- обеспечить надлежащую работоспособность систем вентиляции и электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- восстановить гидроизоляционное покрытие стен и перекрытия защитного сооружения гражданской обороны, а также заменить резиновые уплотнения на всех дверях защитного сооружения гражданской обороны;
- оборудовать входы и выходы защитного сооружения гражданской обороны сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней;
- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны телефонной связью и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов;
- обеспечить силы гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.
В случае недостаточности финансирования у ФГКУ «Искра» на проведение мероприятий по исполнению настоящего решения суда обязать Федеральное агентство по государственным резервам обеспечить финансирование.
Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд в течение одного месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Н.О. Иванова
(иные данные)