№ 2а-363/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кодинск 11 августа 2017 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Давыдовой М.В.,
при секретаре Кирюхиной Л.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Купцовой Г.М. к Ревизионной комиссии Кежемского района об оспаривании приказов Ревизионной комиссии Кежемского района и предписания об устранении выявленных нарушений,-
У С Т А Н О В И Л:
Купцова Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ревизионной комиссии Кежемского района просив:
- признать приказ Ревизионной комиссии Кежемского района от 24.05.2016 №05-02-06 «О проведении совместного контрольного мероприятия» незаконным и отменить;
- признать приказ Ревизионной комиссии Кежемского района 08.07.2016 № 05-02-07 «О внесении изменений в приказ от 24.05.2016 № 05-05-06» незаконным и отменить;
- признать предписание Ревизионной комиссии Кежемского района об устранении выявленных нарушений от 05.09.2016 № 01-02-16 незаконным и отменить.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый ненормативный правовой акт - предписание Ревизионной комиссии об устранении выявленных нарушений от 05.09.2016 № 01-02-16 -не соответствует законодательству, незаконно возлагает на заявителя обязанности по устранению нарушений, не относящихся к нарушениям бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, либо факт наличия которых ответчиком не доказан, чем нарушает права и законные интересы заявителя.
Финансовое управление Администрации Кежемского района (далее - Финансовое управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий Ревизионной комиссии Кежемского района (далее - ревизионная комиссия). Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.10.2016 по делу № АЗЗ-19331/2016 требования Финансового управления объединены в одно производство, дело назначено к судебному разбирательству.
Указанные действия были инициированы истцом в качестве руководителя Финансового управления, для участия в судебных заседаниях направлен представитель с выдачей ему доверенности. Однако, в период нахождения истца на больничном, назначен исполняющий обязанности руководителя Финуправления ФИО2, который отозвал у представителя Финуправления доверенность, выдал доверенность на представление интересов заявителя члену Ревизионной комиссии Охотиной О.М., в разрез с интересами управления подал заявление об отказе от исковых требований, что повлекло 29.11.2016 г. прекращение дела № АЗЗ-19331/2016 Арбитражным судом Красноярского края.
Данные действия и.о. руководителя Финансового управления, о которых истец узнала 29.11.2016 г. на сайте картотеки арбитражных дел (kad.arbitr.ru), исключили защиту интересов истца в арбитражном процессе, где истец являлась третьим лицом, так как исковое заявление не было рассмотрено судом по существу. Этими обстоятельствами объясняется невозможность обращения истца в суд общей юрисдикции с данным заявлением ранее.
Оспариваемое предписание, адресовано непосредственно истцу, как руководителю Финансового управления. Истец, как руководитель, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. В связи с тем, что специфика деятельности заключается в распределении денежных средств муниципального бюджета. На руководителя Финансового управления возлагается дополнительная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Истец, являясь руководителем Финансового управления, имеет статус должностного лица, на которого возлагается ответственность, предусмотренная статьями 15.14 КоАП РФ, 285.1 УК РФ.
В предписании ревизионной комиссии неоднократно высказываются доводы о нецелевом и неправомерном использования денежных средств (п.5, 6, 12, 14, 30 Предписания ревизионной комиссии) руководителем финансового управления. В связи с чем, у истца имеются обоснованные опасения возможного привлечения к ответственности в качестве должностного лица, что существенно влияет на права и обязанности истца.
Исполнение требований указанного ненормативного акта до вынесения судом решения существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, а именно необоснованный возврат бюджетных средств, привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности, вынесение незаконных приказов.
Административный истец Купцова Г.М. в судебном заседании не присутствовал, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на возражения административного ответчика, ранее заявляла ходатайство о возможности рассмотрения дела по средствам видеоконференцсвязи, и о рассмотрении дела в ее присутствии.
Определением суда, вынесенным в протокольной форме от 11.08.2017 года в ходатайствах Купцовой Г.М. было отказано.
В судебном заседании представитель административного ответчика ревизионной комиссии Фраиндт С.А., действующая на основании прав по должности исковые требования не признала в полном объеме, представила письменные возражения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Охотина О.М., действующая на основании доверенности исковые требования не признала в полном объеме, поддержала ранее поданные возражения.
Представители заинтересованных лиц Финансового управления администрации Кежемского района и администрации Кежемского района в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки не известили, заявлений и ходатайств не представили.
В силу ст.150 КАС РФ, судом рассмотрено административное исковое заявление Купцовой Г.М. в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных Купцовой Г.М. требований в полном объеме, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. (часть 1 статьи 219 КАС РФ).
Учитывая, что в представленных материалах дела отсутствуют сведение о дате ознакомления Купцовой Г.М. с обжалуемым предписанием от 05.09.2016 года, при этом административное исковое заявление Купцовой Г.М. направлено в суд 03.12.2016 года, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте, в связи с чем, суд полагает, что Купцова Г.М. обратилась в суд в пределах предусмотренного законом срока.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 года N 6-ФЗ (в последующих редакциях) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральным законом N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (пункт 8 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
Таким образом, законом предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования может и не обладать правами юридического лица, что не лишает его правоспособности.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:
1) контроль за исполнением местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района (часть 3 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ).
Для реализации предоставленных законом полномочий контрольно-счетный орган муниципального района субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляет планирование своей деятельности посредством разработки и утверждения планов работы (статья 12 Федерального закона N 6-ФЗ).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. (ч.4)
Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. (ч.5)
Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.(ч.6)
В силу прямого указания закона при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 6-ФЗ).
Судом установлено:
Решением Кежемского районного Совета депутатов № 29-176 от 14.09.2012 года (в редакции решений от 23.04.2015 № 54-304), утверждено Положение о районной ревизионной комиссии, согласно которого, районная ревизионная комиссия Кежемского района (далее Ревизионная комиссия) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля на территории Кежемского района. (п.1.1. ст.1).
Ревизионная комиссия подотчетна районному Совету, обладает правами юридического лица, осуществляет свою деятельность самостоятельно, обладает организационной и функциональной независимостью в пределах целей и полномочий, определяемых настоящим Положением. (п.1.4, ст.1)
Ревизионная комиссия имеет наименование: полное - Ревизионная комиссия Кежемского района, сокращенное – Ревизионная комиссия, расположена по адресу: Красноярский край Кежемсский район, г. Кодинск, ул. Гидростроителей, 24. (1.7, ст.1)
Ревизионная комиссия состоит их председателя, аудитора и аппарат ревизионной комиссии в количестве 5 человек (п.3.1. ст.3).
Председатель Ревизионной комиссии утверждает Регламент Ревизионной комиссии (п.4.6 ст.4).
В состав ревизионной комиссии входят инспектора и иные штатные сотрудники. (п.3.2. ст.5)
В полномочия Ревизионной комиссии входят в том числе: осуществление полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав Кежемского района, при наличии соответствующих соглашений, заключенных между районным Советом, Ревизионной комиссией и представительным органом поселения, входящих в состав Кежемсого района. (п.п.а, п.2.2. ст.2)
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Ревизионной комиссии контрольных мероприятий Ревизионная комиссия направляет в органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, проверяемые организации и
должностным лицам предписание. ( ст.14)
Предписание Ревизионной комиссии должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Ревизионной комиссии подписывается председателем Ревизионной комиссии. (ст.14)
Предписание Ревизионной комиссии должно быть исполнено в установленные в нем сроки. (ст.14.)
Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания Ревизионной комиссии влечет за собой ответственность, установлен законодательством Российской Федерации и (или) законодателе Красноярского края. (ст.14.)
Решением Совета депутатов № 34-203 от 27.02.2013 года, на должность председателя ревизионной комиссии назначена Фраиндт С.А..
Приказом председателя ревизионной комиссии от 28.12.2015 № 30 утвержден Регламент работы Ревизионной комиссии, согласно которого контрольное мероприятие оформляется распоряжением (приказом) председателя с указанием наименования мероприятия, объекта (объектов) контроля, исследуемого периода, состава ответственных исполнителей, сроков проведения с утвержденной программой (планом) мероприятия, являющейся неотъемлемым приложением к настоящему приказу. Основанием для составления программы мероприятия является установление единого срока проведения мероприятия по всем вопросам контрольного мероприятия. Программа мероприятия должна содержать основные вопросы проведения контрольного мероприятия, вопросы контрольного мероприятии, проверяемый период, состав ответственных исполнителей (при проведении совместных мероприятий), срок предоставления справок участниками совместной проверки, срок предоставления акта руководителю мероприятия, критерии оценки эффективности по каждой цели (в аудите эффективности), ответственных исполнителей.
В случае установления различных сроков по продолжительности и диапазону периодов исследования отдельных вопросов контрольного мероприятия председателем Ревизионной комиссии утверждается план контрольного мероприятия с указанием сроков начала и окончания работ. (п.1 ст.8)
Продолжительность проведения каждого контрольного мероприятия зависит от типа, метода и характера, осуществляемого муниципального финансового контроля, особенностей предмета и объекта контроля, но не более 45 рабочих дней. Продолжительность контрольного мероприятия устанавливается с учетом подготовительного, основного и заключительного этапов. Начало контрольного мероприятия определяется приказом председателя с приложением первоначального плана (программы) контрольного мероприятия. На стадии предварительного изучения предмета и объекта контроля программа (план) мероприятия может уточняться и дополняться с учетом анализа совокупности и оценки влияющих факторов. По окончанию предварительного этапа изучения объекта контроля руководителю направляется уведомление о проведении проверки (контрольного мероприятия) с приложением заверенной копии приказа (распоряжения) председателя Ревизионной комиссии и программы (плана) проверки не позднее следующего рабочего дня за его изданием (в случае уточнения программы (плана) проверки).
По результатам проведенных контрольных мероприятий должностные лица Ревизионной комиссии, осуществляющие данные мероприятия, оформляют акты с отражением в них фактов выявленных нарушений и недостатков и ответов на поставленные в программе проверки вопросы. В случае если при проведении контрольного мероприятия даны ответы на поставленные программой проверки вопросы и при этом нарушения и недостатки не выявлены, в акте делается запись: «Нарушений не выявлено». (п.3)
Акты подписывают все лица, участвовавшие в проведении контрольного мероприятия.
Акты по результатам проведенных контрольных мероприятий представляются для ознакомления руководителю, главному бухгалтеру (лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета и (или) иным ответственным должностным лицам объекта контроля. Ознакомление с актом производится в срок не более 7 рабочих дней. Ознакомление с актом производится под подпись. (п.7)
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта контроля с фактами, изложенными в акте, данные лица имеют право подписать акт с указанием на наличие протокола разногласий. Разногласия излагаются в письменном виде сразу или направляются в Ревизионную комиссию в течение не более семи рабочих дней после представления акта для ознакомления.
При выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов контроля, наносящих ущерб районному бюджету и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях невыполнения представлений Ревизионной комиссии, несоблюдения сроков их рассмотрения, создания препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Ревизионная комиссия имеет право направлять должностным лицам объектов контроля обязательные для исполнения предписания.
Предписания Ревизионной комиссии по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий должны быть направлены в течение не более 14 календарных дней со дня подписания акта контрольного мероприятия.
В предписании Ревизионной комиссии должны быть отражены следующие вопросы:
- основания для его вынесения;
- сводная обобщенная информация о выявленных недостатках и (или) нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов краевого и муниципального уровня (преамбула документа);
- структурирование предписания осуществляется в соответствии с текстовой и графической структурой акта контрольного мероприятия, с учетом номенклатурной последовательности вопросов программы (плана) проверки;
- требования о принятии мер по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также устранению причин и условий таких недостатков и нарушений; с учетом рассмотрения привлечения к дисциплинарной и финансовой ответственности виновных должностных лиц объекта контроля;
- информация о невыполненных требованиях Ревизионной комиссии, указанных в представлениях Ревизионной комиссии;
- срок выполнения предписания Ревизионной комиссии;
- ответственность за невыполнение предписания Ревизионной комиссии.
Предписания Ревизионной комиссии подписываются председателем Ревизионной комиссии (в случае отсутствия председателя аудитором). (п.10)
24.05.2016 года между Ревизионной комиссией и администрацией Кежемского района подписано соглашение о проведении совместного контрольного мероприятия, предметом которого является сотрудничество и взаимодействие сторон в течении 2016 года при проведении контрольного мероприятия «Поверка обоснованности, результативности и эффективности бюджетных расходов при осуществлении возложенных полномочий и исполнения функций в 2015 году финансовым управлением администрации Кежемского района.»
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.12.2016 года Финансовое управление администрации Кежемского района является юридическим лицом, зарегистрировано по адресу: Красноярский край, Кежемский район г. Кодинск, ул. Гидростроителей, 24, руководителем которого с 20.02.2009 года по 26.12.2016 года являлась Купцова Г.М..
Распоряжением главы района № 237-л от 26.12.2016 года и приказом № 12-л от 26.12.2016 года трудовой договор с Купцовой Г.М. прекращен на основании п.2 ст.278 ТК РФ.
За периоды с 24.05.2016 года по 27.05.2016 года, с 30.05.2016 года по 14.06.2016 года, с 14.06.2016 года по 18.06.2016 года, с12.07.2016 года по 16.07.2016 года, с 10.08.2016 года по 13.08.2016 года, с 15.08.2016 года по 14.09.2016 года, исполнение обязанностей руководителя финансового управления возлагались на ФИО4, ФИО5, ФИО6, что подтверждается приказами руководителя от 10 мая 2016 года, от 19 мая 2016 года, от 20 мая 2016 года, от 08. июля 2016 года, от 05 августа 2016 года (2 приказа).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.06.2017 года руководителем Финансового управления администрации Кежемского района является ФИО2.
Материалами дела установлено, что в период с 06.06.2016 года по 08.08.2016 года Ревизионной комиссией Кежемского района в соответствии с планом работы на 2016 год, утвержденного решением Кежемского районного Совета депутатов от 10.12.2015 № 3-49, на основании заключенного с администрацией Кежемского района Соглашения о проведении совместного контрольного мероприятия от 24.05.2016 года, проведено совместно контрольное мероприятие «Проверка обоснованности, результативности и эффективности бюджетных расходов при осуществлении возложенных полномочий и исполнении функций».
Так, в соответствии с приказом председателя Ревизионной комиссии от 24.05.2016 № 05-02-06, принято решение о проведении совместного контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и эффективности бюджетных расходов при осуществлении возложенных полномочий и исполнении функций», объектом контроля являлось финансовое управление администрации Кежемского района, назначен состав межведомственной рабочей группы: Фраиндт С.А. – председатель Ревизионной комиссии, руководитель группы, ФИО7 – аудитор Ревизионной комиссии, заместитель руководителя рабочей группы, Охотина О.М.- помощник Главы района, член рабочей группы, ФИО8 – инспектор Ревизионной комиссии, член рабочей группы, ФИО9 – ведущий специалист администрации района, член рабочей группы; утвержден план контрольного мероприятия, установлен срок проведения контрольного мероприятия с 06 июня по 22 июля 2016 года.
В плане проведения совместного контрольного мероприятия изложены вопросы контрольного мероприятия.
О чем 31.05.2016 года за исх. № 01-05-10 руководителю Финансового управления администрации Кежемского района направлено уведомление о проведении контрольного мероприятия с приложением приказа от 24.05.2016 года № 05-02-06, уведомление и приказ получен 31.05.2016 года в 16.45 час., что подтверждается отметкой о входящей корреспонденции.
Приказом председателя Ревизионной комиссии от 08.07.2016 № 05-02-06, внесены изменения в приказ от 24.05.2016 года № 05-02-06, в связи с временной нетрудоспособностью члена рабочей группы Климочкиной (с 20 июня по 29 июня 2016 года) в период проведения совместного контрольного мероприятия, возникшей необходимостью направления запросов руководителю объекта контроля по выявленным обстоятельствам, установлен срок проведения контрольного мероприятия с 06 июня по 08 августа 2016 года.
Указанный приказ направлен на имя руководителю финансового управления Купцовой Г.М. 08.07.2016 года (исх. № 03-01-60), получен адресатом 08.07.2016 в 16-05 час.
Приказом председателя Ревизионной комиссии от 02.08.2016 № 05-02-09, внесены изменения в приказ от 24.05.2016 года № 05-02-06, в связи с изменением состава рабочей группы, в. п.4 слова «ФИО8 инспектор Ревизионной комиссии, член рабочей группы», изложить в редакции «ФИО10 инспектор Ревизионной комиссии, член рабочей группы»,
Указанный приказ направлен на имя руководителю финансового управления Купцовой Г.М. 03.08.2016 года (исх. № 03-01-76), получен адресатом 03.08.2016 в 14-20 час.
По результатам контрольного мероприятия Ревизионной комиссией составлен акт № 25 от 08.08.2016 года, который подписан председателем Ревизионной комиссии, Фраиндт С.А., аудитором Ревизионной комиссии ФИО11, инспектором Ревизионной комиссии ФИО10, помощником главы района Охотиной О.М., ведущим специалистом ФИО9 В августе 2016 года с указанным актом ознакомлены и.о. руководителя финансового управления ФИО4, начальник отдела учета и отчетности Финансового управления ФИО12.
19.08.2016 года председателю Ревизионной комиссии и.о. руководителя финансового управления ФИО4 возвращен акт № 25 от 08.08.2016 года и протокол разногласий к акту № 25 от 08.08.2016 года.
05.09.2016 года на имя и.о. руководителя Финансовго управления ФИО4 ревизионной комиссией направлено предписание об устранении выявленных нарушений исх. № 01-02-16, которое содержит 42 пункта. Указанное предписание получено Финансовым управлением 05.09.2016, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
19.10.2016 года и.о. руководителя Финансового управления ФИО12 утвержден План мероприятий по принятию мер, направленных на предупреждение и предотвращение выявленных нарушений по результатам проверки от 08.08.2016 года, проведенной в Финансовом управлении администрации Кежемского района, который направлен председателю ревизионной комиссии исх. № 464.
08.11.2016 года и.о. руководителя Финансового управления ФИО2 председателю Ревизионной комиссии направлена информация, подтверждающая выполнение отдельных пунктов предписания от 05.09.2016 года (пп. 10, 12, 16, 22, 33 Сообщено о невозможности выполнения требований предписания, указанных в п.п. 15, 18, 19, 21, 23, 25, 27, 28, 36), в связи с постановлением Администрации района № 827-п от 11.10.2016 года.
29.12.2016 года и.о. руководителя Финансового управления ФИО2 председателю Ревизионной комиссии направлена информация, по устранению выявленных нарушений и недостатков предписания от 05.09.2016 года ( п.п. с 1 по 42).
17.01.2017 года и.о. руководителя Финансового управления ФИО2 председателю Ревизионной комиссии сообщено, что должностные лица, по результатам проведенного контрольного мероприятия, к дисциплинарной ответственности не привлекались.
18.01.2017 года за исх. 03-01-09 председателем Ревизионной комиссии направлено и.о. руководителя Финансового управление уведомление, о принятом решении о снятии с контроля предписания Ревизионной комиссии Кежемского района от 05.09.2016 года № 01-02-16 в связи с достигнутой результативностью проведенной работы объекта контроля.
Давая оценку доводам административного истца и проверяя законность и обоснованность оспариваемых ею приказов и предписания, суд принимает во внимание следующее.
Действия председателя ревизионной комиссии по изданию приказа от 24.05.2016 года № 05-02-06 «О проведении совместного контрольного мероприятия», как и сам приказ не могут быть признаны незаконными, поскольку по смыслу закона для проведения проверки необходимо издать соответствующий приказ. При этом издание приказа является полномочием председателя ревизионной комиссии, приказ соответствует требованием Регламента Ревизионной комиссии (ст.8), в спорном приказе указано наименование мероприятия, объект контроля, исследуемые период, состав ответственных исполнителей, срок проведения контрольного мероприятия.
Доводы истицы от незаконности приказа, в связи с отсутствия в годовом плане работы ответственных исполнителей, суд находит несостоятельными, поскольку указанные сведения содержатся в самом спорном приказе. При этом техническая описка в указании пунктов контрольного мероприятия вместо 2.8, указано как 2.5 годового плана, не влечет признание спорного приказа незаконным.
Так же несостоятельны доводы истца о незаконности приказа ввиду отсутствия в плане этапов проведения контрольного мероприятия, поскольку, согласно Регламента Ревизионной комиссии план контрольного мероприятия – документ, подготавливаемый перед проведением контрольного мероприятия, который должен содержать перечень вопросов контрольного мероприятия. Такое понятие как «этап» в указанных статьях действующего Регламента отсутствует.
Позиция истца о том, что в состав межведомственной рабочей группы незаконно включены специалисты Администрации Кежемского района ФИО9 и Охотина О.М. по причине отсутствия с ними договора возмездного оказания суд находит несостоятельной, поскольку действующее законодательство не запрещает привлекать к контрольным мероприятиям отдельных специалистов.
Так, в соответствии со статьей 14 Регламента работы Ревизионной комиссии к мероприятию, проводимому Ревизионной комиссией, могут привлекаться иные контрольно-счетные органы и их представители, а также на договорной основе аудиторские организации, обладающие достаточными знаниями по вопросам мероприятия физические лица, и отдельные специалисты исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Кежемского района, в том числе и в случае, когда объект контроля является подотчетен и подведомственен Учредителю, главному распорядителю бюджетных средств, в лице Администрации района.
Таким образом, включение в состав межведомственной рабочей группы специалистов Администрации района (являющийся как исполнительно-распорядительным органом района, так и органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля) не противоречит Регламенту Ревизионной комиссии, соответствует пункту 2.7. статьи 2, пункту 19.1 статьи 19 Положения о районной ревизионной комиссии, и не влечет недействительности Приказа о проведении контрольного мероприятия.
Суд не находит нарушений в действиях должностных лиц Ревизионной комиссии по уведомлению руководителя объекта контроля о проведении проверки.
Так, в соответствии со статьей 7 Положения о районной ревизионной комиссии порядок проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, составления, утверждения, направлениям объектам контроля уведомлений, актов, заключений, представлений и (или) предписаний устанавливается Регламентом Ревизионной комиссии и стандартами внешнего муниципального финансового контроля, утвержденными Ревизионной комиссией.
В соответствии п.3.1 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля, утвержденного приказом от 16.11.2013 № 1 СФК № 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее – СФК №1), определено, что организация контрольного мероприятия включает в себя три этапа, разделенных между собой по критериям, задачам и целеполаганию на подготовительный, основной и заключительный. Направление уведомления руководителю объекта контроля о предстоящей проверке завершает предварительное изучение объекта контроля (подготовительный этап), целью которого является подготовка уведомления (форма которого является приложением № 1 СФК № 1) с предоставлением плана (программы) проверки, предварительного перечня документов (материалов, данных, информации), которые необходимо предоставить в начале контрольного мероприятия сотрудникам контрольно-счетного органа. После направления необходимых запросов и получении ответов, руководителю объекта контроля 31.05.2016 года за исх. 01-05-10 направлено соответствующее уведомление.
Давая оценку приказу от 08.07.2016 года № 05-02-07 «О внесении изменений в приказ от 24.05.2016 № 05-02-06», суд полагает, что указанный приказ вынесен председателем Ревизионной комиссии в пределах предоставленных ей полномочий и не противоречит Положению Ревизионной комиссии, согласно которого сроки, объемы и способы проведения проверки Ревизионная комиссия устанавливает самостоятельно.( пункту 12.2. статьи 12 )
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Регламента и пункта 3.3. статьи 3 СФК № 1 срок проведения контрольного мероприятия не может быть более 45 рабочих дней, в связи с чем сроки, предусмотренные указанными муниципальными актами не нарушены, так как фактически срок проведения контрольного мероприятия с 06 июня по 08 августа 2016 года составил 45 рабочих дней.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура проведения контрольного мероприятия Ревизионной комиссией Кежемского района в отношении Финансового управления администрации Кежемского района не нарушена.
Спорные приказы и предписание по своей форме и процедуре их вынесения соответствуют действующему законодательству, подписаны уполномоченными на то лицами. Спорное предписание содержит необходимые сведения, указанные в регламенте Ревизионной комиссии (п.10 ст.8)
Суд, полагает, что проверка, проведенная на основании указанных выше приказов, акт и предписание, составленные по результатам проведенной проверки, касаются деятельности Финансового управления администрации Кежемского района и содержат требования и предписания, обязательные для исполнения данным объектом контроля (Финансовым управлением), не затрагивая права и обязанности Купцовой Г.М., как физического лица, не возлагая лично на нее никаких обязанностей и не создавая для нее лично никаких препятствий для осуществления ее гражданских прав.
При этом истец Купцова Г.М. с 26.12.2016 года не является руководителем Финансового управления, соответственно не обладает правом на обращение в суд в защиту интересов Финансового управления администрации Кежемского района (как должностной лицо).
Кроме того, 18.01.2017 года спорное предписание снято с контроля Ревизионной комиссии в связи с достигнутой результативностью проведенной работы руководителем объекта контроля, что также не порождает нарушения каких-либо прав Купцовой Г.М..
Доводы заявления Купцовой Г.М. о том, что оспариваемые приказы и предписание, составленные по результатам проведенной проверки повлекли нарушение ее прав, поскольку затрагивают ее репутацию, у нее имеются опасения возможного привлечения к ответственности в качестве должностного лица, а также опасения нарушения прав, свобод и законных интересов ее (Купцовой Г.М.) или неопределенного круга лиц, а именно необоснованный возврат бюджетных средств, привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности, вынесение незаконных приказов представляются необоснованными, поскольку из материалов дела видно, что истица уволена на основании решения Кежемского районного Совета депутатов от 11.10.20-16 №9-124 и распоряжения администрации района от 26.12.2016 года № 237 в связи с чем трудовой договор расторгнут по п.2 ст.278 ТК РФ, а не по основаниям нарушения рудовой дисциплины, связанной с проведением контрольного мероприятия, кроме того ни истица, ни иные лица по результатам проведенного мероприятия не были привлечены ни к дисциплинарной, ни к административной, ни к уголовной ответственностям.
Вопросы возможного нарушения трудовых и иных прав истицы и иных работников объекта контроля затрагивают правоотношения, возникшие между работниками и работодателем, а также правоотношения по возможному привлечению истицы и иных лиц к административной или уголовной ответственности, которые регулируются нормами трудового, административного и уголовного законодательства. В связи с чем, вопрос возможного нарушения трудовых и иных прав истицы и других работников объекта контроля, по результатам проведенного контрольного мероприятия, подлежат рассмотрению в рамках иных производств.
Оценка законности оспариваемых пунктов предписания от 05.09.2016 года будет являться предметом проверки в случае привлечения Купцовой Г.М. к какой-либо ответственности и ее несогласия с указанным привлечением.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы и Предписание не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Купцовой Г.М. к Ревизионной комиссии Кежемского района о признании приказа Ревизионной комиссии Кежемского района от 24.05.2016 №05-02-06 «О проведении совместного контрольного мероприятия» незаконным и его отмене, признании приказа Ревизионной комиссии Кежемского района 08.07.2016 № 05-02-07 «О внесении изменений в приказ от 24.05.2016 № 05-02-06» незаконным и его отмене, признании предписания Ревизионной комиссии Кежемского района об устранении выявленных нарушений от 05.09.2016 № 01-02-16 незаконным и его отмене – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.В. Давыдова