Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2016 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р.,
при секретаре Мишиной Г.Н.,
с участием административного истца Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в лице представителя по доверенности от "ДАТА"ФИО1,
директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"ФИО2,
представителя заинтересованного лица МКУ «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район ФИО1, действующей на основании доверенности от "ДАТА",
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а -363/2016 по административному иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" к отделу надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России по Иркутской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" обратилось в суд с административным иском к отделу надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России по Иркутской области о признании незаконным предписания. В обоснование заявленных требований указано, что в период с "ДАТА" по "ДАТА" при осуществлении внеплановой выездной проверки с целью надзора за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" выявлены факты невыполнения в установленный срок до "ДАТА" требований пожарной безопасности на объекте защиты, расположенном по адресу: "АДРЕС".
Инспектором отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС выдано предписание № *** от "ДАТА" об устранении в срок до "ДАТА" нарушений требований пожарной безопасности, в котором перечислены следующие нарушения.
Пункт № *** –со второго этажа к пристрою здания (литера А1 технического паспорта) не предусмотрен эвакуационный выход. Основание: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 6, ст. 151; СНиП 21-01-97* п.6.13.
Пункт № *** –в здании библиотеки (литера Б технического паспорта) не предусмотрен второй эвакуационный выход. Основание: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 6, ст. 151; СНиП 21-01-97* п.6.13.
Пункт № *** –в здании мастерских (литера Б технического паспорта) не предусмотрен эвакуационный выход. Основание: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 6, ст. 151; СНиП 21-01-97* п.6.13.
Административный истец считает, что отдел надзорной деятельности по Слюдянскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области незаконно возлагает на него обязанности по исполнению предписания № *** от "ДАТА" об устранении нарушений требований пожарной безопасности, так как все без исключения требования указанные в предписании не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы административного истца по следующим основаниям.
Нарушения правил пожарной безопасности, которые вменены учреждению, выразились в несоблюдении требований СНиП 21-01-97* п.6.13-не предусмотрен второй эвакуационный выход (Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ ст.6, ст.151, СНиП 21-01-97* п.6.13*).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если положениями названного закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня его вступления в силу, применяются ранее действовавшие требования.
Применение нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования пожарной безопасности, осуществляется исключительно с учетом обязательности исполнения в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; области их применения (проектирование, строительство или эксплуатация); действия во времени (с момента вступления в законную силу и только на объекты,
запроектированные и построенные, а также на которых произведен капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение и изменение функционального назначения после указанного момента времени, если иное прямо не предусмотрено нормативным документом).
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Прямого указания о том, что новые требования пожарной безопасности распространяются на объекты охраны, введенные в эксплуатацию до начала действия таких норм законодательство не содержит, сроков приведения в соответствие таких объектов с новыми требованиями не устанавливает, за исключением случаев, требующих проведения капитального ремонта, реконструкции. Понятия «капитального ремонта» и «реконструкции» содержатся в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. Согласно п. 14.2 вышеуказанной статьи, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Также следует учитывать понятие «реконструкции», содержащееся в п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Под «реконструкцией объектов капитального строительства» (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В здании учреждения 1958 года постройки, не проводился ни капитальный ремонт, ни реконструкция здания после введения в действие СНиП 21-01-97. Таким образом, МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", использующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97, в части обустройства вторых эвакуационных выходов со второго этажа к пристрою здания МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в здании библиотеки, в здании мастерских.
Помимо указанного, при рассмотрении вопроса о наличии возможности исполнения требований безопасности, просят учесть следующие вопросы функционирования учреждения. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" является муниципальным бюджетным учреждением, основными документами, регулирующими финансовую деятельность которого являются муниципальное задание и план финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с ч.5 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-03 "Об образовании в Российской Федерации" финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет субсидий из бюджета муниципального образования Слюдянский район в части обеспечения содержания зданий и сооружений, обустройства прилегающих к ним территорий муниципальных бюджетных учреждений образования. В соответствии с ч.6, 10 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" из средств бюджета Иркутской области предоставляются субвенции местным бюджетам на расходы по оплате труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми правительством Иркутской области. Функции и полномочия учредителя МОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район», что подтверждается Уставом учреждения. Устранение нарушений пожарной безопасности в соответствии с предъявленными требованиями государственного инспектора по пожарному надзору в части обустройства вторых эвакуационных выходов со второго этажа к пристрою здания МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", в здании библиотеки, в здании мастерских по сути своей является реконструкцией эксплуатируемого в настоящее время зданий школы. Обустройство эвакуационных выходов в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможно исключительно при проведении капитального ремонта помещений образовательного учреждения или их реконструкции, что требует подготовки соответствующей технической документации и получения соответствующих разрешений, что согласуется с порядком применения новых норм пожарной безопасности к объектам, эксплуатируемым с целью их создания, до введения таких норм в действие. Расходы на проектно-сметную документацию и прохождение государственной строительной экспертизы и саму реконструкцию (капитальный ремонт) здания школы требуют значительных финансовых затрат за счет средств бюджета муниципального образования Слюдянский район. До 2015 года предписаний отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России, касающихся обустройства эвакуационных выходов в адрес школы не выносилось. Подтверждением данного факта являются акты проверки готовности образовательного учреждения к 2014-2015 учебному году. В феврале 2015 года в рамках внеплановой выездной проверки инспектором отдела надзорной деятельности было вынесено предписание № *** от "ДАТА", в котором были указаны нарушения требований пожарной безопасности в части обустройства эвакуационных выходов. В связи с чем, директор МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ообратилась к главному распорядителю денежными средствами - председателю Муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» с ходатайством о выделении денежных средств, необходимых для исполнения требований ОГПН. Учредитель МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"- Муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» письмом № *** от "ДАТА" отказал в выделении дополнительных средств финансирования. Кроме того, учредитель указал на то, что считает нецелесообразным и экономически необоснованным проведение реконструкции или капитального ремонта здания МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ""ДАТА" постройки, так как оно имеет значительный, более 50% физический износ, наличие скрытых повреждений конструкций в результате произошедшего в 2008 году землетрясения. Самостоятельно изыскать необходимые денежные средства без бюджетных субсидий учреждение не может, а перераспределить средства уже выделенные бюджетом на осуществление основной цели деятельности, означало бы нарушение конституционных прав населения на оказание доступного и бесплатного образования населению. Реализация мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности зависит, в том числе, от условий финансирования МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" предпринимаются все меры, для обеспечения пожарной безопасности в пределах лимитов средств, выделяемых из бюджета района на эти цели. Согласно плана финансово-хозяйственной деятельности МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" на 2015 год сумма субсидий доведенных учредителем на противопожарные мероприятия составляет 116945 тысяч рублей, на 2016 год- 47836 тысячи рублей. Данные средства направлены на оплату технического обслуживания АПС и прибора прямого вывода на пульт пожарной части. Письменные доказательства по исковому заявлению в своей совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", поскольку содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" является бюджетным муниципальным учреждением, которое не имеет необходимых денежных средств, для выполнения указанных требований пожарной безопасности, при этом учреждением были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" на имя главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области было направлено возражение исх. № *** от "ДАТА" на предписание № *** от "ДАТА" об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении. В вышестоящем органе данное предписание не обжаловалось.
Кроме того, решением Мирового судья судебного участка № 81 Слюдянского района Иркутской области от "ДАТА" прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ.
Обжалуемое предписание нарушает права и законные интересы административного истца на осуществление образовательного процесса, присмотр и уход за детьми, создание условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, сохранности движимого и недвижимого имущества учреждения.
Ссылаясь на статьи 218, 219, 221, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просили суд признать незаконным предписание № *** от "ДАТА" отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области.
В судебном заседании представитель административного истца Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"ФИО1, действующая на основании доверенности от "ДАТА", административные исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в административном иске. Дополнила, что обжалуемое предписание вынесено повторно, при этом ранее выданные замечания по организационным мероприятиям были исполнены. Требования СНиП 21-01-97* к зданию МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" не подлежат применению, так как он принят уже после постройки зданий данного учреждения, при этом реконструкция и капитальный ремонт зданий не проводились. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" является бюджетным учреждением, которое не имеет необходимых денежных средств для выполнения указанных требований пожарной безопасности. Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" на 2015 год, сумма субсидий, доведенных учредителем на противопожарные мероприятия составляет 116945 рублей, на 2016 год - 47836 рублей. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" предпринимаются все меры, для обеспечения пожарной безопасности в пределах лимитов средств, выделяемых из бюджета района на эти цели. До 2015 года каких-либо замечаний по пожарной безопасности школы не было, что подтверждается актами приемки. В оспариваемом предписании указаны только нарушения, касающиеся конструктивных элементов здания.
В судебном заседании директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в административном иске. Дополнила, что она работает директором школы "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" с июня 2008 года. Школа была построена в "ДАТА", здания библиотеки и мастерских были построены в "ДАТА", пристрой к школе в "ДАТА". Библиотека и мастерские это отдельно стоящие здания. В здании школы и пристроя, библиотеке и мастерских капитальный ремонт и реконструкция до настоящего времени не проводились. В случае выполнения предписания органов пожарного надзора, здания просто не выдержат этого. Все необходимые мероприятия по противопожарной безопасности проводятся. Риска для безопасности жизни и здоровья людей не имеется. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" является бюджетным учреждением, которое не имеет необходимых денежных средств для выполнения указанных требований пожарной безопасности. Согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" на 2015 год сумма субсидий, доведенных учредителем на противопожарные мероприятия составляет 116945 рублей, на 2016 год – 47836 рублей. МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" предпринимаются все меры, для обеспечения пожарной безопасности в пределах лимитов средств, выделяемых из бюджета района на эти цели.
Административный ответчик – отдел надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело в его отсутствие по причине занятости. Представлен письменный отзыв ВрИО главного государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору ФИО3 от "ДАТА" на исковое заявление, из которого следует, что "ДАТА" в МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" были выявлены нарушения требования пожарной безопасности. В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июня 2008 года № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом. Ранее в отношении данного юридического лица выносилось предписание от "ДАТА" об устранении данных нарушений, которое обжаловано и опротестовано не было. Просит признать обжалуемое предписание законным и обоснованным, в заявленных требованиях отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица МКУ «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район ФИО1, действующая на основании доверенности от "ДАТА", полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению. Пояснила также, что согласно федеральной программе на 2016-2025 годы все учащиеся должны быть переведены в новые школы. Таким образом, в случае проведения капитального ремонта и реконструкции зданий и должны быть соблюдены все действующие требования пожарной безопасности, касающиеся конструктивных элементов здания.
С учетом требований ст.ст.150, ст.226 ч.6 КАС РФ, мнения лиц, участвующих в деле, административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика – Отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России по Иркутской области.
Суд, заслушав объяснения представителей административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 28 июня 2012 года N 375 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Согласно п.1 указанного Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
В соответствии с положениями абзац 10 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Учитывая приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что государственный инспектор Слюдянского района по пожарному надзору ФИО4 вынося оспариваемое предписание, действовал в пределах своей компетенции.
Судом установлено, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г.Тулуна, Тулунского и Куйтунского районов по пожарному надзору ФИО3 от "ДАТА"№ ***, государственным инспектором Слюдянского района по пожарному надзору ФИО4 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Муниципальногог бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
При проведении проверки было выявлены следующие нарушения:
Пункт № *** –со второго этажа к пристрою здания (литера А1 технического паспорта) не предусмотрен эвакуационный выход. Основание: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 6, ст. 151; СНиП 21-01-97* п.6.13.
Пункт № *** –в здании библиотеки (литера Б технического паспорта) не предусмотрен второй эвакуационный выход. Основание: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 6, ст. 151; СНиП 21-01-97* п.6.13.
Пункт № *** –в здании мастерских (литера Б технического паспорта) не предусмотрен эвакуационный выход. Основание: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ ст. 6, ст. 151; СНиП 21-01-97* п.6.13.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от "ДАТА"№ *** (л.д.7-8) и выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от "ДАТА"№ *** (л.д.5-6), согласно которому школу возложена обязанность по устранению выявленных нарушений в срок до "ДАТА".
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Пункт 1.7 СНиП 21-01-97* указывает, что необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с 1 октября 2003 года.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ норм действующего законодательства о пожарной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие различных стандартах и СНиПах данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в указанных документах требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом, учреждение, использующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования данного документа.
Понятия «капитального ремонта» и «реконструкции» содержатся в ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.
Согласно п.14.2 вышеуказанной статьи, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Также следует учитывать понятие «реконструкции», содержащееся в п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.
Под «реконструкцией объектов капитального строительства» (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Судом установлено, что здание МОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" расположенное по адресу: "АДРЕС" согласно техническому паспорту, построено в "ДАТА" (л.д.11-15). Нарушения правил пожарной безопасности связаны с обустройством эвакуационных выходов, что требует капитального ремонта и конструктивного изменения здания.
Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, не имеется.
Из справки администрации Слюдянского городского поселения от "ДАТА"№ *** следует, что разрешение на реконструкцию здания средней общеобразовательной школы "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" не выдавалось, работы по реконструкции не проводились (л.д.45).
Согласно справке № *** от "ДАТА" в период с "ДАТА" года по "ДАТА" в здании расположенного по адресу: "АДРЕС" капитальный ремонт конструктивных элементов не проводился в основном здании с пристроем, в здании мастерских и здании библиотеки, проведен текущий ремонт в основном здании с пристроем: с "ДАТА" по "ДАТА" отделочные работы. Перепланировка планировочной структуры основного здания с пристроем, здания мастерских и здания библиотеки не осуществлялось. Информации о капитальном, текущем ремонтах и перепланировке от даты постройки основного здания-"ДАТА", от даты постройки пристроя-"ДАТА" до "ДАТА" не имеется (л.д.44).
Из ответа начальника Слюдянского отделения ФГУ «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от "ДАТА"№ *** (л.д.31) в материалах архива технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности Слюдянского района годом постройки нежилого здания мастерских (литера Б), нежилого здания библиотеки (литера В), расположенного на территории школы по адресу: "АДРЕС" указан "ДАТА".
Согласно положениям Устава, «МБОУ МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Учредителем его является Муниципальное образование Слюдянский район, функции и полномочия которого осуществляются Муниципальным казенным учреждением «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район, в ведении которого находится Учреждение. В соответствии с п. 6.14 Устава, финансирование МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" осуществляется Учредителем за счет средств областного бюджета (л.д.48-70).
Из представленных материалов следует, что директор МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"ФИО2 письменно обращалась в 2015 году на имя Председателя МКУ «Комитета по социальной политике и культуре МО Слюдянский район» ФИО5, в Администрацию МО Слюдянский район с просьбой выделить бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий, предусмотренных предписанием отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России от "ДАТА", в том числе на устройство эвакуационных выходов (л.д.32).
Вместе с тем, из поступивших в адрес директора МБОУ СОШ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ответов следует, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение учреждением мероприятий, предусмотренных предписанием отдела надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России № 12 не представляется возможным, в связи с отсутствием источников дополнительного финансирования и доходов бюджета МО Слюдянский район. Кроме того, из ответов следует, что данные мероприятия являются затратными, экономически необоснованными и нецелесообразными, поскольку направлены на проведение реконструкции или капитального ремонта здания, "ДАТА" постройки, имеющего значительный (более 50 %) физический износ, а соответственно, требуют подготовки технической и сметной документации, получения необходимых разрешений. Также Администрация МО "АДРЕС" указывает, что увеличение ширины дверных проемов в наружных несущих стенах учреждения, нарушит целостность арматурного каркаса железобетонных стеновых панелей, что приведет к уменьшению несущей способности стен и нарушению конструктива в целом. Поэтому устройство эвакуационных выходов невозможно (л.д. 30,33).
Судом также установлено, что решением мирового судьи судебного участка №81 Слюдянского района Иркутской области Бобарыыкиной Е.А. от "ДАТА" производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица-Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (л.д.46-47).
Доказательств наличия угрозы возникновения пожара, связанного с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, административный орган не представил.
Кроме того отделом надзорной деятельности по Слюдянскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области доказательств, подтверждающих, что дальнейшая эксплуатация здания приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Суд приходит к выводу, что учреждение, эксплуатирующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97* не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования данного нормативного акта, что свидетельствует о незаконности предписания государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору ФИО4№ *** от "ДАТА", а также нарушающим права и законные интересы истца, в частности на реализацию образовательных программ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школа "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" к отделу надзорной деятельности по Слюдянскому району ГУ МЧС России по Иркутской области о признании незаконным предписания удовлетворить.
Признать незаконным предписание № *** от "ДАТА", вынесенное государственным инспектором Слюдянского района по пожарному надзору ФИО4.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 04 апреля 2016 года в 16 часов 00 минут.
Судья: