№
мотивированное решение составлено
28 апреля 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 21 апреля 2022 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
с участием представителя административного истца администрации Тавдинского городского округа - ФИО1,
при секретаре Гутковской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску администрации Тавдинского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО2 ФИО6, Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тавдинского городского округа обратилась в Тавдинский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО2, Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, в котором просит освободить администрацию Тавдинского городского округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО2 ФИО7ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление о взыскании с администрации Тавдинского городского округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение решения Тавдинского районного суда по делу №а-141/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность устранить нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: , и об исполнении решения известить административных истцов и Тавдинский районный суд Свердловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Тавдинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-141/2021 администрацией Тавдинского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: , аварийным и подлежащим сносу».
ДД.ММ.ГГГГ информация об этом направлена административным истцам и в Тавдинский районный суд Свердловской области.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель возбудила исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Тавдинского городского округа, которое поступило в администрацию Тавдинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.
На момент возбуждения указанного исполнительного производства администрацией Тавдинского городского округа решение Тавдинского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-141/2021 было исполнено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) судебному приставу-исполнителю направлена информация об исполнении данного решения.
Постановление о взыскании исполнительского сбора в администрацию Тавдинского городского округа поступило ДД.ММ.ГГГГ (вх. 131-01-298/138).
Администрация Тавдинского городского округа считает, что исполнила решение Тавдинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и имеются основания для освобождения исполнительского сбора.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов по , в качестве заинтересованного лица ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования, просила освободить Администрацию Тавдинского городского округа от уплаты исполнительского сбора по исполнению решения Тавдинского районного суда Свердловской области от 09 февраля 2021 года.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО2, представители административных ответчиков Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, сведения об уважительных причинах неявки не представили, возражения по существу заявленного административного искового требования не заявили.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного федерального закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума N 50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).
Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления, является наличие в его поведении как должника в исполнительном производстве признака противоправности.
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, приняла ли администрация Тавдинского городского округа все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие внесению изменений в постановление в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что решением Тавдинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановление администрации Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: , аварийным и подлежащим сносу» признано незаконным в части установления срока отселения граждан дома, расположенного по адресу: , в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На Администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: , и об исполнении решения известить административных истцов и Тавдинский районный суд в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке, и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тавдинского городского округа принято постановление № «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: , аварийным и подлежащим сносу», срок отселения из многоквартирного дома установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Копия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (сопроводительное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Тавдинский районный суд, а также направлено административным истцам.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Свердловской области ФИО2 вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации Тавдинского городского округа исполнительного производства №-ИП, предметом исполнения которого является обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: , и об исполнении решения известить административных истцов и Тавдинский районный суд в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с установлением должнику 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Из п. 3 данного постановления следует, что должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. При наличии объективно препятствующих исполнению исполнительного документа причин разъяснено о необходимости уведомления о таковых судебного пристава-исполнителя.
Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Свердловской области ФИО2 и в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по административным истцом - администрацией Тавдинского городского округа было направлено сообщение об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ электронным письмом №ДД.ММ.ГГГГ, а также заказной почтой от ДД.ММ.ГГГГ (Партия 1052).
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Свердловской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании с должника - администрации Тавдинского городского округа исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП. В постановлении указано, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей административным истцом в рамках настоящего дела не оспаривается. Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом также не оспаривается.
Вместе с тем, административным истцом заявлено основание для освобождения от исполнительского сбора исполнение исполнительного документа еще до возбуждения исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что администрацией Тавдинского городского округа меры по исполнению решения суда в части возложенной обязанности устранить допущенное нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: , исполнено путем принятия ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тавдинского городского округа постановления № «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: , аварийным и подлежащим сносу», срок отселения из многоквартирного дома установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, административный истец (должник по исполнительному производству) не уклонялся от исполнения решения Тавдинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, своевременно принял меры, направленные на добровольное исполнение решения суда до возбуждения исполнительного производства, о чем сообщил судебному приставу-исполнителю, что подтверждается представленными доказательствами. Принятые меры по исполнению требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем не оценены, во внимание не приняты.
При данных обстоятельствах суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Тавдинского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО2 ФИО8, Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Тавдинского городского округа от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области от 21 февраля 2022 года по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 28 апреля 2022 года, путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области, вынесший решение.
Решение изготовлено машинописным способом в совещательной комнате.
Председательствующий судья подпись Федотова Н.С.