ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-363/2024 от 31.01.2024 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-363/2024

УИД 04RS0007-01-2023-006462-45

Решение

Именем Российской Федерации

31 января 2024 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Гурман З.В., при секретаре Грудининой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи административное исковое заявление Администрации муниципального образования городского поселения «поселок Новый Уоян» к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о признании незаконным бездействий и возложении обязанностей,

установил:

Обращаясь в суд с вышеуказанным административным иском, глава – руководитель Администрации муниципального образования городского поселения «поселок Новый Уоян» (далее по тексту – МО ГП «поселок Новый Уоян») Ловчая О.В. ссылается на то, что решением Северобайкальского городского суда от *** признано незаконным бездействие администрации МО ГП «поселок Новый Уоян», выразившееся в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также по освобождению земельного участка с кадастровым номером ... от размещения на нем твердых коммунальных отходов; на администрацию МО ГП «поселок Новый Уоян» возложена обязанность организовать место (площадку) накопления твердых бытовых коммунальных отходов с целью временного складирования твердых коммунальных отходов сроком не более 11 месяцев для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, также на администрацию МО ГП «поселок Новый Уоян» возложена обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером ... от размещения на нем твердых коммунальных отходов. С целью исполнения данного решения администрацией МО ГП «поселок Новый Уоян» в адрес ООО «ЭкоАльянс» направлено письмо о прекращении вывоза твердых коммунальных отходов на земельный участок с кадастровым номером ..., на которое получен ответ от ***, из которого следует, что вывоз твердых коммунальных отходов на указанный земельный участок осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР. В связи с чем *** в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия направлен запрос об исключении данного земельного участка из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия. При этом, согласно ответу от *** на данный запрос, исключение данного земельного участка из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия возможно только после формирования и постановки на кадастровый учет администрацией Северо-Байкальского района иного земельного участка. Поскольку бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, выразившееся в непринятии мер по исключению земельного участка с кадастровым номером ... из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия, влечет невозможность исполнения решения Северобайкальского городского суда от 06 апреля 2022 г., просила признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по непринятию мер об исключении земельного участка, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: <адрес>, из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанность по исключению земельного участка, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: <адрес>, из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР.

Определением суда от 15 января 2024 г. Администрация МО «Северо-Байкальский район», ООО «ЭкоАльянс» привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – глава – руководитель МО ГП «поселок Новый Уоян» Ловчая О.В. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что исполнение судебного акта невозможно без исключения из Территориальной схемы обращения с отходами данного земельного участка, однако Министерство природных ресурсов этого не делает, и именно бездействие административного ответчика делает невозможным исполнение судебного акта, что нарушает права административного истца, может повлечь для нее как для руководителя негативные последствия, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. По ее мнению, имеется возможность вывоза ООО «ЭкоАльянс» твердых коммунальных отходов с территории <адрес> на полигон, расположенный в <адрес>, с установкой термического обезвреживания отходов, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Схему потоков отходов, которая является составной частью Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия. Кроме того, полагает, что схема утратила свое действие в 2024 г., потоки на 2024 г. не определены, в связи с чем ООО «ЭкоАльянс» не вправе продолжать вывозить отходы. Самостоятельно сформировать иной земельный участок административный истец не может, в границах их муниципального образования подходящего участка нет, формирование нового земельного участка может занять годы, и судебный акт в течение длительного времени останется неисполненным.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по доверенности Костина Л.И. против удовлетворения административных исковых требований возражала, ссылаясь на то, что действующего полигона для вывоза и переработки ТКО на территории Северобайкальского района не имеется. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не вправе проводить работы по определению и формированию земельного участка под строительство и размещение площадки накопления твердых коммунальных отходов. Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы их размещения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Для исключения земельного участка с кадастровым номером ... из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия должны быть представлены сведения о ином земельном участке, на котором будет размещено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, такой участок должен быть сформирован Администрацией МО «Северо-Байкальский район». *** между МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» Администрации Северо-Байкальского района и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт на оказание услуг по внесению изменений в схему территориального планирования и в правила землепользования и застройки МО «Северо-Байкальский район». Ориентировочный срок утверждения схемы территориального планирования – ***

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. против удовлетворения исковых требований не возражала, при этом суду пояснила, что Северобайкалький район входит в границы Центральной экологической зоны, в этой зоне вывоз мусора запрещен. Имеющиеся ограничения затрудняют формирование земельного участка, предназначенного для вывоза мусора взамен участка, указанного в решении суда. Как она понимает, в Территориальную схему земельный участок, указанный в решении суда, был включен временно, до 2023 г., и сейчас эта схема не действует. В границах поселения действует запрет на размещение ТКО, в границах муниципального образования размещение ТКО возможно, но поскольку земельные участки относятся к гослесфонду, перевод их в другую категорию займет длительное время.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоАльянс», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представитель ООО «ЭкоАльянс» Тайнова Е.А., действующая на основании доверенности, в представленном суду отзыве на административное исковое заявление указала, что требования администрации МО ГП «поселок Новый Уоян» являются необоснованными, поскольку в случае исключения земельного участка с кадастровым номером ... из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия без создания и введения в эксплуатацию иного места размещения твердых коммунальных отходов будет невозможно осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории МО ГП «поселок Новый Уоян» и <адрес>.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административным истцом оспорено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по исключению земельного участка с кадастровым номером 03:17:090132:2 из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР.

Как следует из положений п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Положения вышеуказанной правовой нормы конкретизированы п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 13.3 вышеуказанного закона, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением главы – руководителя администрации МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия ... от *** земельный участок с кадастровым номером ..., площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – «под санкционированную свалку», предоставлен в собственность МО ГП «поселок Новый Уоян».

На основании постановления администрации МО ГП «поселок Новый Уоян» от ***... вид разрешенного использования данного земельного участка изменен на «специализированная деятельность (площадка ТКО)».

Организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия на основании заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия соглашений от *** и *** осуществляет ООО «ЭкоАльянс», которому присвоен статус регионального оператора.

Согласно положениям п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «ЭкоАльянс» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР.

Согласно данной Территориальной схеме обращения с отходами, земельный участок с кадастровым номером ..., площадью <данные изъяты> кв. м., является площадкой накопления твердых коммунальных отходов.

Вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда от *** признано незаконным бездействие администрации МО ГП «поселок Новый Уоян», выразившееся в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также по освобождению земельного участка с кадастровым номером ... от размещения на нем твердых коммунальных отходов; на администрацию МО ГП «поселок Новый Уоян» возложена обязанность организовать место (площадку) накопления твердых бытовых коммунальных отходов с целью временного складирования твердых коммунальных отходов сроком не более 11 месяцев для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, также на администрацию МО ГП «поселок Новый Уоян» возложена обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером ... от размещения на нем твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований глава – руководитель МО ГП «поселок Новый Уоян» Ловчая О.В. ссылается на то, несмотря на неоднократные обращения со стороны административного истца, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не предпринимает мер по исключению земельного участка с кадастровым номером ... из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР, что препятствует исполнению решения Северобайкальского городского суда от ***

Вместе с тем, анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот, исключение земельного участка с кадастровым номером ... из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия возможно только после создания иного места (площадки) накопления отходов, соответствующего требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, создание схемы размещения, а также формирование которой, как следует из анализа вышеуказанных правовых норм относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства опровергают утверждение административного истца о незаконном бездействии Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, а также о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по исключению земельного участка с кадастровым номером ... из Территориальной схемы обращения с отходами Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. № 159-ПР, в связи с чем административное исковое заявление администрации МО ГП «поселок Новый Уоян» удовлетворению не подлежит.

В силу изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования городского поселения «поселок Новый Уоян» оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 14 февраля 2024 г.

Судья З.В. Гурман