УИД 03RS0№-05
№ 2а-3640/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 25 марта 2021 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Абдуллаевой С. Н.,
с участием представителя административного истца ООО «СтройТЭК-Берег» - ФИО1, на основании доверенности,
представителя административного ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованного лица Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – ФИО2, на основании доверенности,
помощника прокурора Кировского района города Уфы Беляковой Е. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «СтройТЭК-Берег» к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим и не подлежащим применению проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 в части земельных участков с кадастровыми номерами № взыскании государственной пошлины,
установил:
ООО «СтройТЭК-Берег» обратились в суд с названным административным иском, в обоснование, указав следующее. Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 был утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1071 от 29.06.2018 было принято решение о признании недействующим и не подлежащим применению проекта планировки и проекта межевания, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 в части земельного участка с кадастровым номером №
Также 25.06.2018 Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято Постановление № 1036 о признании недействующим и не подлежащим применению Приложения № 1 к Постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 «Об утверждении проекта планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № общей площадью 8140 кв. м., и 02№, общей площадью 5442 кв. м. Право собственности на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем сделаны записи регистрации № № от 31.10.2020 г. и № № от 31.10.2020 г. Указанные земельные участки граничат с земельным участком с кадастровым номером №
27.10.2020 года административному истцу по его заявлению были выданы градостроительные планы земельных участков РФ№-2020-858.
Как видно из указанных градостроительных планов красные линии пересекают границы земельных участков административного истца и затем не доходя до перпендикулярной красной линии исчезают.
Согласно п. 11 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
П. 48 ст. 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом отраженные на градостроительных планах земельных участков красные линии не соответствуют нормативным требованиям, поскольку в связи с не замкнутостью их контура не могут установить границы территорий общего пользования, и не могут быть применены.
Помимо изложенного в градостроительных планах земельных участков в пункте 2.2 содержится информация, что основным видом разрешённого использования земельного участка по проекту планировки и (или) проекту межевания территории является многоуровневый паркинг.
Указание в градостроительной документации по планировке территории планируемого размещения объекта местного значения непосредственно связано с необходимостью резервирования земель для муниципальных нужд (пункт 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Истец полагает, что поскольку предусмотренных законом оснований для резервирования и изъятия земельных участков заявителя для муниципальных нужд (под размещение многоуровневого паркинга) не имеется, то в силу части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для размещения этого объекта в проекте планировки территории на земельных участках с кадастровыми номерами №. В связи с чем информация о размещении многоуровневого паркинга на данных земельных участках для целей выдачи градостроительного плана земельного участка не подлежит применению.
Несмотря на то, что Постановлением от 25.06.2018 № 1036 в постановление № 195 от 21.02.2017 внесены частичные изменения в проект планировки и проект межевания, чертеж, обозначающий какие именно изменения должны быть внесены в части соответствующей территории к Постановлению в нарушение изложенных выше норм не приложен. Поскольку такого чертежа не имеется, красные линии, нашедшие отражение в выданных истцу градостроительных планах земельных участков, по сути являются просто вариантом, в котором Главархитектурой выражено свое понимание Постановления № 1036 от 25.06.2018, которое не может быть единственно верным.
Административный истец просил суд: Признать недействующим и не подлежащим применению проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017. в части земельных участков с кадастровыми номерами №
Взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «СтройТЭК-Берег» - ФИО1 доводы административного иска подержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованного лица Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – ФИО2 Л. возражала по доводам иска, поддержала доводы письменного отзыва.
Помощник прокурора Кировского района города Уфы Белякова Е. М. полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованное лицо Главное Управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Порядок принятия постановления по утверждению документации по планировке территории органом местного самоуправления регулируется статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц принимает решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 11 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
Пунктом 48 ст. 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 был утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1071 от 29.06.2018 было принято решение о признании недействующим и не подлежащим применению проекта планировки и проекта межевания, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 в части земельного участка с кадастровым номером №
Также 25.06.2018 Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято Постановление № 1036 о признании недействующим и не подлежащим применению Приложения № 1 к Постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 «Об утверждении проекта планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № общей площадью 8140 кв. м., и № общей площадью 5442 кв. м. Право собственности на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем сделаны записи регистрации № № от 31.10.2020 г. и № № от 31.10.2020 г. Указанные земельные участки граничат с земельным участком с кадастровым номером №
27.10.2020 года административному истцу по его заявлению были выданы градостроительные планы земельных участков РФ-№2020-858.
Как видно из указанных градостроительных планов красные линии пересекают границы земельных участков административного истца и затем, не доходя до перпендикулярной красной линии исчезают.
Таким образом, отраженные на градостроительных планах земельных участков красные линии не соответствуют нормативным требованиям, поскольку в связи с не замкнутостью их контура не могут установить границы территорий общего пользования, и не могут быть применены.
Помимо изложенного в градостроительных планах земельных участков в пункте 2.2 содержится информация, что основным видом разрешённого использования земельного участка по проекту планировки и (или) проекту межевания территории является многоуровневый паркинг.
Согласно положениям частей 1,2 ст.57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Часть 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что, проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Указание в градостроительной документации по планировке территории планируемого размещения объекта местного значения непосредственно связано с необходимостью резервирования земель для муниципальных нужд (пункт 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно- технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Многоуровневый паркинг не относится к объектам, перечисленным в приведенной выше норме.
Поскольку предусмотренных законом оснований для резервирования и изъятия земельных участков заявителя для муниципальных нужд (под размещение многоуровневого паркинга) не имеется, то в силу части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для размещения этого объекта в проекте планировки территории на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:011108:419 и 02:55:011108:418. В связи с чем информация о размещении многоуровневого паркинга на данных земельных участках для целей выдачи градостроительного плана земельного участка не подлежит применению.
Вышеизложенное также подтверждается и следующим: в силу Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", принятой и введенной в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150, и действующей на момент утверждения Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, предусмотрено, что границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков. Такого согласия не выдавалось, в связи с чем не имелось оснований ни для изменений границ земельных участков административного истца ни для размещения на нем паркинга.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, в п. 4.5.4.6, 4.7 установлено, что после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами.
Несмотря на то, что Постановлением от 25.06.2018 № 1036 в постановление № 195 от 21.02.2017 внесены частичные изменения в проект планировки и проект межевания, чертеж, обозначающий какие именно изменения должны быть внесены в части соответствующей территории к Постановлению в нарушение изложенных выше норм не приложен.
В абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в оспариваемой части проект планировки и проект межевания территории, утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017, противоречит действующему законодательству, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск ООО «СтройТЭК-Берег» к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Пугачева, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 195 от 21.02.2017 в части земельных участков с кадастровыми номерами №
Взыскать с административного ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО «СтройТЭК-Берег» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 02.04.2021.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.
Решение05.04.2021