ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3643/20 от 11.01.2021 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-543/2021

( 37RS0022-01-2020-004647-39)

РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.И.,

при секретаре Цатинян М.А.,

с участием представителя административного истца Родионовой О.В.,

представителя административного ответчика Бахтинова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению министерства внутренних дел Ивановской области

о признании бездействия незаконным,

установил:

Заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту – УМВД России по Ивановской области), в котором просит признать незаконным бездействие Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области по необорудованию помещений для содержания лиц, подвергнутых административномуаресту, расположенных в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, и обязать административного ответчика оборудовать помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, расположенные в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований административный истец указал, что органами прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о порядке отбывания административного ареста в Специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по Ивановской области (далее - Спецприемник), расположенном на втором этаже двухэтажного здания по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», п. 47.3 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России от 10.02.2014 года № 83 в Спецприемнике помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, не оборудованы умывальниками с подводкой холодной и горячей воды.

В целях исполнения требований законодательства и прав лиц, содержащихся в Спецприемнике, руководителем указанного учреждения 27.11.2018 года в адрес УМВД России по Ивановской областинаправлялась соответствующая информация для рассмотрения вопроса о выделении финансирования на данные цели.

УМВД России по Ивановской области 14.12.2018 года утвержден План основных организационных мероприятий УМВД России по Ивановской области на 2019 год, пунктом 5.14 которого было предусмотрено оборудование помещений для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, Спецприемника УМВД умывальниками с подводкой холодной и горячей воды (при наличии лимитов денежных средств) в IV квартале 2019 года.

С учетом изложенного, прокуратурой области в целях устранения выявленных нарушений законодательства и защиты прав лиц, подвергнутых административному аресту, ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Ивановской области внесено соответствующее представление.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования УМВД России по Ивановской области представлен ответ, согласно которому проведен осмотр здания для определения возможности проведения горячего водоснабжения в помещения Спецприемника с целью определения объема требуемого оборудования, необходимых строительно-монтажных работ, составления сметы расчетов ремонтных работ.

В ответ на запрос прокуратуры области от 09.11.2020 года УМВД России по Ивановской области представлен локальный сметный расчет на выполнение работ по капитальному ремонту горячего и холодного водоснабжения, канализации в Спецприемнике.

Вместе с тем ремонтные работы до настоящего времени УМВД России по Ивановской области не произведены.

МВД России, как главным распорядителем бюджетных средств, необходимые лимиты финансирования до УМВД России по Ивановской области на указанные цели не доведены.

Бездействие УМВД России по Ивановской области в решении указанного вопроса влечет длительное нарушение прав лиц, содержащихся в Спецприемнике, на надлежащее материально-бытовое обеспечение.

В ходе судебного заседания представитель административного истца Родионова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

В дополнение указала, что переписка по вопросу обязания УМВД России по Ивановской области обеспечить административным задержанным надлежащие условия началась еще в 2018 году. 14.12.2018 года УМВД был утвержден график ремонта и выполнения мероприятий по подводке холодной и горячей воды, на четвертый квартал 2019 года были запланированы данные мероприятия, но по сегодняшний день нарушения не устранены.

Представитель административного ответчика - УМВД России по Ивановской области по доверенностиБахтинов М.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что помещения Спецприемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, умывальниками с подводкой горячей воды не оборудованы. Частично помещения оборудованы подводкой холодной воды, поскольку денежные средства для проведения указанных работ до настоящего времени не выделены. При этом одиночные помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, также не оборудованы холодной водой, в связи с отсутствием технической возможности, обусловленной площадью помещений. Полагал, что поскольку в 2019 года была составлена смета и подана заявка в МВД на выделение необходимых денежных средств для производства работ по оборудованию помещений для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, системой холодного и горячего водоснабжения, в данном случае бездействие со стороны административного ответчика отсутствует.

Заинтересованное лицо Министерство внутренних дел Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Об уважительности причин неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении рассмотрения не просило. Возражений относительно заявленных исковых требований суду не представило.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу требований ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего дела административный истец должен представить доказательства того, что административным ответчиком нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Административный ответчик должен представитель доказательства законности своих действий.

Согласно п.п. 14 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность содержать, охранять, конвоировать лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста (далее - Правила внутреннего распорядка), утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 47.3 Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом МВД России от 10 февраля 2014 года № 83, места отбывания административного ареста оборудуются умывальником с подводкой холодной и горячей воды.

Судом установлено, что помещения Спецприемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, расположенные в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды не оборудованы.

Наличие перечисленных нарушений требований к материально-бытовым условиям содержания лиц, подвергнутых административному аресту, не отрицается представителем ответчика и подтверждается сообщением Начальника спецприемника от 24.12.2019 года (л.д. 14-15), представлением заместителя прокурора области от 26.12.2019 года (л.д. 21-22), протоколом рабочего совещания у заместителя начальника УМВД России по Ивановской области от 28.01.2020 года (л.д. 25-26), письмом заместителя начальника УМВД России по Ивановской области от 14.02.2020 года (л.д. 27), сообщением заместителя начальника УМВД России по Ивановской области от 17.11.2020 года (л.д. 30-31).

Указанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста в специальном приемнике УМВД России по Ивановской области по адресу: <адрес>, на создание им бытовых условий, в рамках реализации международного правового принципа запрета на бесчеловечное или иное унижающее достоинство обращение, подлежат безусловному устранению в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Согласно пп. 51, 52 п. 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699, УМВД по субъекту РФ, как территориальному органу исполнительной власти, реализующему задачи и функции органов внутренних дел на территории соответствующего субъекта РФ, предоставлены полномочия по осуществлению материально-технического обеспечения территориального органа, подчиненных органов и организаций; обеспечению рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления.

УМВД по субъекту РФ осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством РФ условий содержания лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, возложены на территориальные органы МВД России на районном уровне и на уровне субъекта РФ. Материально-техническое обеспечение конкретного органа внутренних дел или его подразделения осуществляется УМВД по субъекту РФ за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном МВД России.

Из материалов дела следует, что руководством Спецприемника неоднократно направлялась соответствующая информация для рассмотрения вопроса о выделении финансирования на оборудование помещений, для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды. УМВД России по Ивановской области утвержден План основных организационных мероприятий УМВД России по Ивановской области на 2019 год, пунктом 5.14 которого было предусмотрено оборудование помещений для содержания лиц,подвергнутых административному аресту, Спецприемника УМВД умывальниками с подводкой холодной и горячей воды (при наличии лимитов денежных средств) в IV квартале 2019 года.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования УМВД России по Ивановской области представлен ответ, согласно которому проведен осмотр здания для определения возможности проведения горячего водоснабжения в помещения Спецприемника с целью определения объема требуемого оборудования, необходимых строительно-монтажных работ, составления сметы расчетов ремонтных работ.

В ответ на запрос прокуратуры области от 09.11.2020 года УМВД России по Ивановской области представлен локальный сметный расчет на выполнение работ по капитальному ремонту горячего и холодного водоснабжения, канализации в Спецприемнике.

Вместе с тем ремонтные работы до настоящего времени УМВД России по Ивановской области не произведены.

МВД России, как главным распорядителем бюджетных средств, необходимые лимиты финансирования до УМВД России по Ивановской области на указанные цели не доведены.

Бездействие УМВД России по Ивановской области в решении указанного вопроса влечет длительное нарушение прав лиц, содержащихся в Спецприемнике, на надлежащее материально-бытовое обеспечение.

Административным ответчиком не отрицается, что возможность устранить нарушения порядка содержания лиц в специальном приемнике в пределах предоставленных лимитов бюджетного финансирования у него в настоящее время отсутствует.

При таком положении с учетом действующего нормативного регулирования, распределяющего обязанности по содержанию спецприемников и финансовому обеспечению деятельности органов внутренних дел, суд считает, что обязанность по устранению выявленных прокурором нарушений должна быть исполнена УМВД России по Ивановской области за счет средств, выделенных на указанные цели по смете содержания УМВД России по Ивановской области.

Доводы административного ответчика о том, что в настоящее время невозможность выполнения возложенных на УМВД России по Ивановской области обязанностей по оборудованию помещений Спецприемника УМВД России по Ивановской области, для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды обусловлена отсутствием финансовых средст, суд находит несостоятельными, поскольку исполнение возложенных на административного ответчика обязанностей не ставится законом в зависимость от финансовых возможностей.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого бездействия административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела судом установлена (факт неисполнения административным ответчиком УМВД России по Ивановской области возложенных на него нормами Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ обязанностей, повлекшего нарушение прав и законным интересов неопределенного круга лиц, подвергнутых административному аресту, и помещенных в Спецприемник УМВД России поИвановской области лиц, на создание им бытовых условий) у суда имеются основания для удовлетворения требований административного истца о признании бездействия Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области по необорудованию помещений для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, расположенных в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды, незаконным и обязании административного ответчика оборудовать помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, расположенные в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды.

В силу п.2 ч.6 ст. 180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению.

Принимая во внимание объем работ, которые следует провести административному ответчику, необходимость финансирования проведения данных работ, рассмотрение вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год, суд полагает, что предложенные административным истцом сроки –в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для УМВД России по Ивановской области являются разумными и при надлежащей организации позволят исполнить возлагаемую обязанность в полном объеме.

Доказательств объективной невозможности в указанные сроки обеспечить финансирование работ по оборудованию помещения специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды и выполнение таких работ административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению министерства внутренних дел Ивановской области о признании бездействия незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области по необорудованию помещений для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, расположенных в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды.

Обязать Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области оборудовать помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, расположенных в здании по адресу: <адрес>, умывальниками с подводкой холодной и горячей воды в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: М.И. Егорова

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2021 года