Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2015 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Матвиенко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства»,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском (впоследствии дополненным) к административному ответчику Комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обосновав свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 344 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в квартале №, что подтверждается договором дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением об отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ она была уведомлена Комитетом градостроительства Администрации <адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства». В обоснование отказа комитет сослался на то, что на основании пункта 19 административного регламента комитета градостроительства администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», утвержденного приказом комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-од (далее - Административный регламент), ей отказано в предоставлении муниципальной услуги в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в квартале №. В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом основанием для отказа в оказании муниципальной услуги является: отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14 и 16 Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. При рассмотрении документов установлено, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует градостроительному плану земельного участка (нарушена линия застройки). Кроме того, согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в зоне Р-1 «Зона городских лесов», виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Одновременно сообщено, что в соответствии с нормативами градостроительного проектирования <адрес> «Часть 1 Селитебная территория. Производственная территория. Транспорт и улично-дорожная сеть. Особо охраняемые территории» коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет – 0,4, коэффициент плотности застройки - 0,8 общей площади земельного участка 344 кв.м. Коэффициент застройки ее участка составляет 0,6, коэффициент плотности застройки - 1,2, что является нарушением предельно допустимых параметров застройки. ДД.ММ.ГГГГ она получила градостроительный план указанного земельного участка № №. ДД.ММ.ГГГГ передала в МФЦ <адрес> все необходимые документы для получения указанного разрешения на строительство. Были предоставлены в МФЦ: документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность), письменные согласия от соседей на строительство, свидетельство о государственной регистрации права собственности, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, информация по объекту, кадастровый паспорт земельного участка, что подтверждается распиской в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ дело №. Считает, что Комитет градостроительства администрации <адрес> незаконно посчитал, что правовые основания для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» для строительства двухэтажного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в квартале №, размером: 9,5 м. - ширина, 22 м. - длина по наружным стенам отсутствуют. Считает, что указанное решение является незаконным, поскольку указанный земельный участок имеет назначение: земли населенных пунктов - ИЖС. Договор дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ прошел государственную регистрацию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование указанного земельного участка не изменялось, заявлений об изменении вида разрешенного использования не подавалось. Так же, фактически на указанном участке не имелось и не имеется в настоящее время леса. Единственное дерево на участке, это фруктовое дерево - груша, посаженное предыдущим собственником участка. Кроме того, указанный участок, площадью 344 кв.м., с кадастровым номером №, ранее являлся частью земельного участка, площадью 644 кв.м., с кадастровым номером № (был разделен предыдущим собственником на два участка), который изначально предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. Вид разрешенного использования указанного участка не изменялся, соответствующих заявлений не подавалось. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен кадастровый паспорт указанного земельного участка №, в котором указано: разрешенное использование - ИЖС. Со слов сотрудников Комитета градостроительства администрации <адрес>, указанный участок в плане <адрес> был отнесен к зоне Р-1 «Зона городских лесов» по ошибке. ДД.ММ.ГГГГ ею уже предпринималась попытка получить разрешение на строительство указанного дома, такого же размера и с таким же местоположением. ДД.ММ.ГГГГ№ она была уведомлена Комитетом градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» и рекомендовано обратиться с заявлением в комиссию по землепользованию и застройке <адрес>, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано в отнесении территориальной зоны указанного участка к зоне Ж-3 «Зона блокированной застройки». Но, указанное решение также предусматривает, что при корректировке генплана <адрес>, участки по адресу: <адрес>№ (в том числе и участок по адресу: <адрес>№), будут отнесены к зоне «Малоэтажная усадебная». Срок исполнения этого решения не указан. По словам сотрудников Комитета градостроительства администрации <адрес>, корректировка генплана <адрес> будет сделана не ранее, чем через полтора года, что считает слишком долгим сроком, нарушающим её права. Тем более, что точных сроков и гарантий сотрудники комитета не дают. В соответствии с п. п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Данные требования при формировании и подготовке Правил землепользования и застройки не учитывались, что привело к нарушению прав истца и произвольному изменению сложившегося вида разрешенного использования. Согласно ч. 9 ст. 36 ГрК РФ, изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Таким образом, формирование Правил землепользования и застройки <адрес> без учета сложившейся планировки и целевого назначения указанного земельного участка, привело к нарушению прав истца на его использование в рамках права собственности, возникшего на основании заключенного договора с владельцем земельного участка. По истечении четырех месяцев, так и не дождавшись корректировки генплана <адрес>ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась через МФЦ за получением указанного разрешения на строительство, отказ в котором оспаривается. В схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, которую она предоставила в МКУ «МФЦ в <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, обозначено, что указанный индивидуальный жилой дом будет построен с небольшим отступом от «красной линии». Минимальное расстояние до «красной линии» в одной точке, одним углом указанного дома будет примерно равно 10-ти сантиметрам. То есть, дом нигде не нарушит «красную линию» и не будет выходить за пределы принадлежащего ей земельного участка. Красная линия - это расстояние от объекта до границ существующей застройки. Считает, ответчик нарушил ее права, так как не учел фактическую линию застройки, сложившуюся в соответствии с местными традициями, согласно которым капитальные жилые дома, гаражи, ворота, заборы и другие строения, соседствующих с ее земельным участком, расположены без отступа от «красной линии» или с минимальным отступом. А именно, жилые дома по адресам: <адрес>, - одноэтажный жилой дом, <данные изъяты> и капитальный гараж, что подтверждается фото. Пункт 5 статьи 42 Ж-3 "Зона блокированной и усадебной застройки" главы 7 решения Ставропольской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении правил землепользования и застройки <адрес>, указывает на то, что минимальный отступ красной линии улиц, должен соответствовать ТСН 30-312-2006 - территориальным строительным нормам <адрес> "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений <адрес>. Часть 1. Селитебные территории", в которых в статье 5. Селитебные территории, в пункте 5.13. указано, что в районах усадебной застройки жилые дома могут размещаться по красной линии жилых улиц в соответствии со сложившимися местными традициями. Считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке с коэффициентом застройки: 0,6 и коэффициентом плотности застройки: 1,2, нарушает ее права, так как указанный дом своими размерами, соответствующими этим коэффициентам, не создаст опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (пункт 3 части 2 названной статьи). Согласно п. 2 ст. 28 территориальные зоны установлены с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Очевидно, что данные требования при формировании и подготовке Правил, относящиеся к ее участку, не учитывались, что привело к произвольному изменению сложившегося вида разрешенного использования участка и нарушению ее прав в виде принятия незаконного решения комитета об отказе в выдаче разрешения. В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны также устанавливаться с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Этого в отношении её участка сделано не было, что привело к нарушению ее прав, указанных выше. Исходя из вышеописанного, Правила и Карта, являющаяся их частью, в отношении ее участка противоречат актам, имеющим большую юридическую силу: ч. 2 ст. 36. п. 4 ч. 1 ст. 34, ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и должен применяться акт, обладающий большей юридической силой. У органов местного самоуправления (у Ставропольской городской думы и администрации <адрес>, у Комитета и Комиссии по землепользованию) имелась информация о принадлежащем ей участке и его целевом назначении - земли населенных пунктов, ИЖС. Она владеет участком с ДД.ММ.ГГГГ года, предыдущий собственник владел им с ДД.ММ.ГГГГ года до принятия Правил городской думой (приложение № - свидетельство о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ). В 2014 году участок был разделен им на два без изменения целевого назначения и общей площади и общих границ. Изначально участок так же предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета народных депутатов № а/5 от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время никто из собственников участка не изменял его целевое назначение. Она и предыдущие собственники платили за участок земельный налог, рассчитанный по ставке для земель под индивидуальное жилищное строительство, поступающий в соответствии с Налоговым кодексом РФ в бюджет <адрес>. На смежных с участком уже полвека расположены жилые дома со всеми коммуникациями, с «пропиской» и т.п., которые также были незаконно отнесены Правилами к территориальной зоне Р-1 «Зона городских лесов». Таким образом, формирование и утверждение Правил землепользования и застройки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с Картой в их составе без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также целевого назначения её земельного участка привело к нарушению ее прав на его использование по целевому назначению в рамках права собственности, возникшего на основании заключенного договора с предыдущим владельцем земельного участка. В индивидуальном жилом доме, который будет построен на участке, так же будут жить и ее сыновья, которым в настоящее время приходится снимать квартиры. Чем дольше будет тянуться вопрос с предоставлением разрешения на строительство, тем больше убытков они понесут и тем дольше она будет платить земельный налог, не имея возможности пользоваться участком по его прямому назначению или продать его за достойную цену. В соответствии с п. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Так же ею получены все необходимые письменные разрешения от собственников индивидуального жилого дома, расположенного слева на соседнем земельном участке по адресу: <адрес>, на строительство указанного 2-х этажного жилого дома без отступа от межи, разделяющей их земельные участки. В ТСН 30-312-2006 - территориальные строительные нормы <адрес> "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений <адрес>. Часть 1. Селитебные территории", в статье 5 указано, что минимальный отступ хозяйственных построек от смежных границ участка - 1 метр, для жилых домов - 3 метра (допускается строительство хозяйственных построек и жилых домов на меже с соседним участком, при условии получения согласования владельца или арендатора соседнего земельного участка). Разрешение от собственников соседнего земельного участка справа по адресу: <адрес>, не требуется, так как отступ от него превышает 3 метра. Со стороны фасада планируемого к постройке индивидуального жилого дома земельный участок граничит с тротуаром и дорогой общего пользования. С задней стороны двора земельный участок граничит с лесной поляной. Иных земельных участков, граничащих с ним, не имеется. Согласно указанной схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС красную линию планируемый к постройке дом не нарушает. Претензий смежных землепользователей в связи с планируемы строительством указанного дома не имеется. Считает, что ни одно нарушение, указанное в уведомлении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении ей муниципальной услуги «Выдача разрешения на жительство объекта капитального строительства», в случае постройки указанного индивидуального жилого дома в соответствии с указанной схемой не представляет угрозу для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, не создает препятствий для инсоляции и освещенности рядом расположенных зданий, не создает препятствий в пользовании местами общего пользования и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Считает, что ее законные права и интересы, возникшие из вышеуказанного договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, который прошел государственную регистрацию и из других упомянутых в настоящем исковом заявлении фактов нарушены. Просила суд признать незаконным решение Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении муниципальной слуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обязать комитет градостроительства Администрации г. Ставрополя предоставить муниципальную слугу «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» в виде выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в квартале 553, размером: 9,5 м. - ширина, 22 м. - длина по дружным стенам (в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в письменном виде, и просила административный иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика - комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Г.Н. не согласилась с требованиями ФИО1 и пояснила, что отказ мотивирован тем, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует градостроительному плану земельного участка (нарушена линия застройки). Согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок по <адрес>, расположен в зоне Р-1 «Зона городских лесов», виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Ставропольского края «Часть I Селитебная территория. Производственная территория. Транспорт и улично-дорожная сеть. Особо охраняемые территории» коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет - 0,4, коэффициент плотности застройки - 0,8 от общей площади земельного участка 344 кв.м. Коэффициент застройки участка заявителя составляет - 0,6, коэффициент плотности застройки - 1,2, что является нарушением предельно допустимых параметров застройки. Согласно Правилам землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-1 «Зона городских лесов». Ст. 85 ЗК РФ установлен состав земель населенных пунктов и зонирование территорий. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами используются для отдыха граждан и туризма. В соответствии с Лесным кодексом РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории указанных лесов, в том числе городские леса. В соответствии со ст. 63 Лесного кодекса РФ, ст. 101 ЗК РФ, использование земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, запрещено. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Также, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Земельный кодекс РФ в статье 40 в качестве обязанностей собственников земельных участков предусматривает право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с п. 3 ст. 21 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97 положения настоящих правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту. Однако в соответствии с п. 4 ст. 21 указанных Правил строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131 ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленный на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа. В соответствии со ст. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесение в него изменений. Карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных участках. Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям улиц, проездов, красным линиям, границам земельных участков и т.д. На сегодняшний день Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97, разработаны на основе генерального плана г. Ставрополя в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя. П. 3. ст. 1 Правил предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Ставрополя на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон. Спорный земельный участок, как уже указывалось, находится в территориальной зоне Р - 1 «Зона городских лесов». Отказ комитета градостроительства администрации города Ставрополя основан не на том факте, что испрашиваемый земельный участок находится в границах сформированного земельного участка городского леса. Отказ мотивирован расположением спорного земельного участка в территориальной зоне Р-1 «Зоне городских лесов», которая не тождественна сформированному земельному участку городского леса. В соответствии с п. 4 ст. 30 ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Таким образом, понятие территориальная зона шире понятия территории земельного участка. Границы территориальных зон обозначены на карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки на территории города Ставрополя, в настоящее время закоординированы и внесены в официальную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории города Ставрополя «UrbaniCS», которая содержит несколько картографических слоев градостроительной и земельной информации накладываемой на карту города Ставрополя. Определение комитетом градостроительства администрации города Ставрополя границ территориальных зон происходит путем наложения различных картографических слоев в указанной информационной системе. Таким образом, единственным документальным подтверждением нахождения спорного объекта в территориальной зоне города Ставрополя является только документ, выданный комитетом градостроительства администрации города Ставрополя (градостроительный план, справка о нахождении земельного участка в той или иной зоне, выкопировка из системы обеспечения градостроительной деятельности «UrbaniCS»). В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт. Как видно из материалов дела проектная документация, а именно представленная заявителем в комитет градостроительства схема планировочной организации земельного участка, являющаяся проектным документом, не соответствует градостроительному плану земельному участка в части градостроительного регламента, предусмотренного Правилам землепользования и застройки на территории города Ставрополя для данной территориальной зоны. Доказательств нарушения органом местного самоуправления прав и интересов заявителя оспариваемым уведомлением в материалы дела не представлено. Также заявителем не доказано что данное уведомление не соответствует закону. Считает, что у комитета градостроительства администрации города Ставрополя нет правовых оснований для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> и уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ является законным. Просила в удовлетворении требований ФИО1 к комитету градостроительства администрации <адрес> отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, и в их совокупности приходит к следующим выводам.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы (оспорены) в суд.
Рассмотрение возникших между сторонами по настоящему делу правоотношений осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) (статья 1 Федерального закона от 08.03.2015 года № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 9 КАС РФ предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При этом лицо, обратившееся в суд, доказывает, нарушены ли права, свободы и законные интересы его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административному истцу ФИО1 на основании договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 344 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в квартале №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Намереваясь осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей участке, она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Уведомлением Комитета градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства». Основанием для отказа является отсутствие документов, предусмотренных в пункте 14 и 16 Административного регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. При рассмотрении документов установлено, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует градостроительному плану земельного участка (нарушена линия застройки). Согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне Р-1 «Зона городских лесов», виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования <адрес> «Часть 1 Селитебная территория. Производственная территория. Транспорт и улично-дорожная сеть. Особо охраняемые территории» коэффициент застройки земельных участков для малоэтажного индивидуального строительства составляет 0,4, коэффициент плотности застройки 0,8, общей площади земельного участка 344 кв.м. Коэффициент застройки ее участка составляет 0,6, коэффициент плотности застройки 1,2, что является нарушением предельно допустимых параметров застройки.
Полагая, бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в нарушении ее прав, незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском в соответствие с положениями ст. 219 КАС РФ.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями действующего гражданского, земельного и градостроительного законодательства, полагает доводы административного истца обоснованными, уведомление органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, а требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на земельном участке.
Вместе с тем, положениями ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, и для обеспечения прав и законных интересов физических лиц. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года № 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя" утверждены Правила землепользования и застройки г. Ставрополя.
Согласно п. 3 ст. 21 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, Положения настоящих Правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту.
Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, п. 4 ст. 21 Правил строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Согласно ст. 28 Правил на карте градостроительного зонирования города Ставрополя в составе настоящих Правил устанавливаются границы территориальных зон, границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия. Территориальные зоны установлены с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с генеральным планом и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (п.2). Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования устанавливаются по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах города Ставрополя; границам города Ставрополя; естественным границам природных объектов; иным границам (п. 3). Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством, могут не совпадать с границами территориальных зон (п. 4). Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования (п. 5).
Карта градостроительного зонирования г. Ставрополя с установленными границами территориальных зон, внесенная в официальную систему обеспечения градостроительной деятельности в г. Ставрополе «UrbaniCS» является частью Правил в соответствии с п. 1 ст. 28.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес> – главным архитектором <адрес>Г.А. утвержден градостроительный план № № земельного участка, площадью 0,344 га, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Как следует из градостроительного плана, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне Р-1 «Зона городских лесов», выделенной для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Согласно ст. 61 Правил землепользования и застройки <адрес> «Р-1. Зона городских лесов» - Зона лесных территорий Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В силу п. 3 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 9 ст. 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны так же устанавливаться с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
Согласно ч. 9 ст. 36 ГрК РФ изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Согласно п. 2 ст. 28 Правил землепользования и застройки <адрес> территориальные зоны установлены с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
Судом установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (погашенного ДД.ММ.ГГГГ), что ранее право собственности на земельный участок, площадью 644 кв.м., расположенный по <адрес>, имел кадастровый №, назначение – земли населенных пунктов, разрешенное использование – ИЖС принадлежало Р.С. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности ФИО1 на указанный земельный участок возникло на основании договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок возник в результате разделения земельного участка, площадью 644 кв.м., с кадастровым номером № предоставленного на основании решения исполнительного комитета Ставропольского городского совета народных депутатов № а/5 от ДД.ММ.ГГГГС.И. для строительства индивидуального жилого дома.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером №, площадью 344 кв.м., присвоен почтовый адрес: <адрес>, в квартале №, а земельному участку с кадастровым номером №, площадью 300 кв.м., в квартале 553, присвоен почтовый адрес: <адрес>.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по <адрес>, в квартале № (№ от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок имеет кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - ИЖС, правообладатель – ФИО1, площадь 344 кв.м., дата внесения в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что земельный участок, площадью 344 кв.м., с кадастровым номером 26:12:021501:517, имеет назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование – ИЖС и образован данный участок в результате раздела земельного участка с видом разрешенного использования – ИЖС.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Из системного толкования правовых норм следует, что при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, сооружениями, на вновь образованные земельные участки в силу закона переносится разрешенное использование исходного земельного участка, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств подачи собственниками участка заявлений об изменении вида разрешенного использования и изменения в установленном законом порядке такового, суду не представлено.
Исходя из смысла вышеуказанных норм права и установленных судом обстоятельств по делу, при утверждении Правил землепользования и застройки г. Ставрополя надлежало учесть сложившуюся застройку территории, отнесенную к территориальной зоне «Р-1. Зона городских лесов», однако, сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование предоставленного на праве собственности участка по <адрес>, под ИЖС не были учтены.
Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что земельный участок, являющийся частью единого земельного участка, предоставленного в 1989 году с видом разрешенного использования – под ИЖС, постольку ФИО1 вправе его использовать по целевому назначению в соответствие со ст. 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ и ст. 21 Правил, согласно которой положения Правил не затрагивают земельные участки, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении прав заявителя на использование земельного участка в соответствии с его назначением.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС на земельном участке по <адрес>, в <адрес>: технико-экономические показатели жилого дома – 9,5 х 22,2 м., количество этажей – 2, коэффициент застройки – отношение площади занятой под зданиями и сооружениями к площади участка – 0,61, коэффициент плотности застройки – отношение площади застройки всех этажей здания к площади участка – 1,22, демонтируемые строения указаны на схеме пунктирной линией красного цвета. Требованиями норм СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и ТСН 30-312-2006 «Градостроительство, установлены планировка и застройка городских и сельских поселений <адрес>. Часть 1. Селитебные территории», утв. Приказом Министерства ЖКХ, строительства и архитектуры СК от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальней ремонт.
Частью 9 ст. 51 ГрК РФ регламентировано, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец через уполномоченного представителя предоставила в МФЦ <адрес> все необходимые документы для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке (схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, информация по объекту, кадастровый паспорт земельного участка, документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность), письменные согласия от соседей на строительство, свидетельство о государственной регистрации права собственности), что подтверждается распиской в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ дело №.
Основным мотивом отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома явилось расположение земельного участка, принадлежащего заявителю, в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в зоне Р-1, виды разрешенного использования которой не предполагают строительство объектов индивидуального жилищного строительства, а также то, что нарушена линия застройки, что является препятствием для строительства жилого дома.
Вхождение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в территориальную зону Р-1 подтверждается Градостроительным планом земельного участка, а также выкопировкой из Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Достоверных, относимых и допустимых доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Между тем, указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ обстоятельств по настоящему делу не установлено и они не подтверждаются материалами дела.
В судебном заседании установлено, что у органов местного самоуправления информация о принадлежащем административному истцу земельном участке и его целевом назначении - земли населенных пунктов, разрешенное использование – ИЖС, имеется.
Суд исходит из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что при возникновении у административного истца права собственности на земельный участок, она обоснованно намеревалась возвести жилой дом, учитывала вид его разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство и то обстоятельство, что его бывшим собственником на второй части единого ранее земельного участка (<адрес>) на законных основаниях был возведен жилой дом, который используется в настоящее время его законными владельцами.
ФИО1 владеет земельным участком, расположенным по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Участок был ранее частью земельного участка, расположенного по <адрес>, собственник владел им с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до принятия Правил землепользования и застройки <адрес> и был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома решением исполнительного комитета Ставропольского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году владелец разделил участок на два самостоятельный земельных участка без изменения целевого назначения и общей площади и общих границ с последующей постановкой в установленном законом порядке их на государственный кадастровый учет.
При этом, в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца о том, что с 1989 года по настоящее время никто из собственников участка не изменял его целевое назначение.
На смежном с земельным участком ФИО1 участке (<адрес>) расположен жилой дом, собственники которого (Е.В., В.М., Е.Г.) дали согласие ей на строительство жилого дома, не отступая от межи, разделяющей земельные участки, размерами 21,5 х 9 м. с присоединением указанного дома к водопроводу, канализации и трубопроводу природного газа, проходящим по земельному участку, жилому дому и местам общего пользования, принадлежащих на праве общей долевой собственности, что подтверждается фотоснимками и разрешениями на строительство, представленными в материалы дела.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования.
В нарушение требований ч. 9 ст. 31 ГрК РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления при осуществлении проверки проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией не проверил их соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>.
Доказательств того обстоятельства, что требования действующего градостроительного законодательства при формировании и подготовке Правил землепользования и застройки учитывались органом местного самоуправления, суду не представлено. Формирование Правил землепользования и застройки <адрес> без учета сложившейся планировки и целевого назначения указанного земельного участка привело к нарушению прав истца и произвольному изменению сложившегося вида разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и, соответственно, к нарушению ее прав на целевое использование участка.
Судом установлено, что генеральный план города был разработан без учета фактического использования территорий и земельных участков в отношении земельного участка ФИО1, что привело к нарушению ее прав собственника.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обращалась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в Правила в части изменения границы территориальной зоны «Ж-3. Зона блокированной и усадебной застройки» путем исключения территориальной зоны «Р-1. Зона городских лесов» в границах земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>.
На публичных слушаниях было установлено, что принадлежащий ФИО1 земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, расположен в территориальной зоне «Р-1. Зона городских лесов». По южной границе участка проходить граница урочища «Ташлянский склон», участок №, площадью 21 822 кв.м., находящийся в постоянном бессрочном пользовании МБУ «Ставропольское городское лесничество» на основании постановления администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Северная граница участка граничит с территориальной зоной «Ж-3. Зона блокированной и усадебной застройки», но предполагаемые изменения в Правила не будут соответствовать генеральному плану <адрес>, утвержденному Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении корректировки генерального плана <адрес> на 2010-2030 годы». Решено рекомендовать главе администрации <адрес> принять решение об отклонении предложения ФИО1, учесть при корректировке действующего генерального плана <адрес> данную территорию, установив функциональную зону «малоэтажная усадебная» в районе индивидуальных жилых домов по <адрес>, включая жилые <адрес>.
Таким образом, формирование и утверждение Правил землепользования и застройки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с Картой в их составе без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а так же целевого назначения земельного участка истца привело к нарушению ее прав на его использование по целевому назначению в рамках права собственности, возникшего на законных основаниях.
В схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, которую ФИО1 предоставила в МКУ «МФЦ в <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, обозначено, что указанный индивидуальный жилой дом будет построен с небольшим отступом от «красной линии». Минимальное расстояние до «красной линии» в одной точке, одним углом указанного дома будет примерно равно 10 см., т.е. возведенный жилой дом не нарушит «красную линию» и не будет выходить за пределы принадлежащего ей земельного участка.
Красная линия - это расстояние от объекта до границ существующей застройки. Между тем, административный ответчик не учел фактическую линию застройки, сложившуюся в соответствии с местными традициями, согласно которым капитальные жилые дома, гаражи, ворота, заборы и другие строения, соседствующих с земельным участком ФИО1 расположены без отступа от «красной линии» или с минимальным отступом (<адрес>№ - одноэтажный жилой дом, №а - трехэтажный жилой дом, 281-а - одноэтажный жилой капитальный дом, № - одноэтажный жилой дом и капитальный гараж), что подтверждается фотоснимками, представленными в дело.
Пункт 5 ст. 42 Ж-3 "Зона блокированной и усадебной застройки" решения Ставропольской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении правил землепользования и застройки <адрес>, указывает на то, что минимальный отступ красной линии улиц, должен соответствовать ТСН 30-312-2006 - территориальным строительным нормам <адрес> "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений <адрес>. Часть 1. Селитебные территории", в которых в статье 5. Селитебные территории, в пункте 5.13. указано, что в районах усадебной застройки жилые дома могут размещаться по красной линии жилых улиц в соответствии со сложившимися местными традициями.
Следовательно, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № с коэффициентом застройки: 0,6 и коэффициентом плотности застройки: 1,2, нарушает права ФИО1, так как указанный дом размерами 9,5 х 22 м., соответствующими этим коэффициентам, не создаст опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно п. 5 ТСН 30-312-2006 - территориальные строительные нормы <адрес> "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений <адрес>. Часть 1. Селитебные территории", минимальный отступ хозяйственных построек от смежных границ участка - 1 метр, для жилых домов - 3 метра (допускается строительство хозяйственных построек и жилых домов на меже с соседним участком, при условии получения согласования владельца или арендатора соседнего земельного участка).
Судом установлено, что административным истцом получены необходимые письменные разрешения сособственников индивидуального жилого дома, расположенного слева на соседнем земельном участке по адресу: <адрес>, на строительство 2-х этажного жилого дома без отступа от межи, разделяющей их земельные участки. Разрешение от собственников соседнего земельного участка справа по адресу: <адрес>, не требуется, так как отступ от него превышает 3 метра. Со стороны фасада планируемого к постройке индивидуального жилого дома земельный участок граничит с тротуаром и дорогой общего пользования. С задней стороны двора земельный участок граничит с лесной поляной. Иных земельных участков, граничащих с ним, не имеется.
Таким образом, суд считает установленным, что согласно указанной схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС красную линию планируемый к постройке дом не нарушает. Претензий смежных землепользователей в связи с планируемы строительством указанного дома не имеется.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, вывод административного ответчика о том, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует градостроительному плану земельного участка (нарушена линия застройки) является необоснованным.
Комитет градостроительства администрации города Ставрополя не обосновал и не представил доказательств существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке разрешения на строительство.
В соответствии с со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вышеуказанные положения ст. 56 ЗК РФ совместно с положениями ст. 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности какие-либо ограничения её прав в период заключения договора дарения земельного участка не существовали, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется отметка об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) права.
Административным ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.
Право собственности заявителя не оспорено. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, спорный земельный участок у заявителя не изъят.
Разрешая заявленные требования, суд приходит выводу о том, что ФИО1 является законным правообладателем спорного земельного участка с видом разрешенного использования - ИЖС, который возник до издания правил землепользования и застройки, в связи, с чем отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, является незаконным, поскольку ограничивает права собственника без законных оснований.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлениями в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу суд приходит к изложенным выводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства».
Обязать Комитет градостроительства администрации <адрес> предоставить ФИО1 муниципальную услугу «выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», в виде выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в квартале №, наружными размерами 9,5 м. х 22 м., в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 декабря 2015 года.
Судья А.И.Эминов