ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3646/2022 от 21.06.2022 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия

24RS0056-01-2022-000554-09

Дело № 2а-3646/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года г. Красноярск

Свердловский районный суд города Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бацунина Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Строй-Енисей» к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строй-Енисей» обратилось в суд с иском к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным предписания.

Требования мотивированы тем, что в период с 13.12.2021 года по 24.12.2021 года на основании решения Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.11.2021 года в отношении ООО «Строй-Енисей» проведена выездная внеплановая проверка в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Красноярского края. По результатам проведения проверки 24.12.2021 года был составлен акт внеплановой выездной проверки . На основании данного акта проверки было вынесено предписание о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных в результате проверки нарушений при осуществлении государственного экологического контроля. Считает, что вынесенное предписание незаконно, поскольку предусмотренные предписанием обязанности возлагаются исключительно на юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, связанную с воздействием на природную среду, и которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую вреду, или оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. В связи с тем, что у административного истца отсутствуют такие обязанности, поскольку по адресу , не осуществляется деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, а также какая-либо иная хозяйственная деятельность, так как производственных объектов ООО «Строй-Енисей» по данному адресу не имеет. Административный истец, не согласившись с вынесенным Предписанием, обратился с иском, в котором просит признать незаконными и отменить предписание о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных в результате проверки нарушений при осуществлении государственного экологического контроля, вынесенное Сосновским А.М. – главным специалистом – государственным инспектором отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края 24.12.2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца Дубницкая В.В. (по доверенности) в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном иске, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Сосновский А.М. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ООО «АПСК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав, проверив и оценив материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 и ч.11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.11.2021 года Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Строй-Енисей» по адресу: .

24.12.2021 года проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки №77-18р и выдано предписание №77-541 о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных в результате проверки нарушений при осуществлении государственного экологического контроля. В ходе проверки установлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также в области охраны атмосферного воздуха.

Разрешая требования административного истца о признании предписания незаконным, суд исходит из следующего.

В силу положения ч.2 ст.7 Федерального закона от 01.10.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 года №7 утверждены требования по содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в соответствии с п.1 Требований Программы производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическоими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II, III категории, по каждому объект с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Частью 3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») предусмотрено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора). Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Статьей 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства.

Статьей 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подготовка которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает обязанность граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижение источники обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Частью 1 и 2ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявления ФИО4 проведено выездное обследование (акт выездного обследования от 13.11.2021 года.

В рамках выездного обследования министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края было установлено, что по адресу: , расположена производственная площадка, огороженная бетонным забором, на территории площадки расположено нежилое промышленное здание выстой около трех этажей. Здание оборудовано системами вентиляции, выходящими из здания (3 вентиляционные трубы), также на территории имеется здание, оборудованное дымовой трубой. В момент проведения обследования из трубы происходили выбросы в атмосферный воздух (выделялись теплые пары горения) при визуальном осмотре газоочистное оборудование отсутствовало. В воздухе присутствовал ярко выраженный неприятный химический запах. Согласно информационной сети интернет в здании по адресу: , осуществляется деятельность по изготовлению металлоизделий и систем вентиляции ООО «Строй-Енисей». Перед въездом на территорию предприятия имеется информационная табличка, на которой указано, что по данному адресу расположено ООО «Строй-Енисей» цех по производству металлоконструкций.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела по адресу: , ООО «Строй-Енисей» деятельность не осуществляет.

Согласно свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по адресу: , зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие Свердловского района г.Красноярска» (далее по тексту – ООО «АПСК»).

В п.1.9 Устава ООО «АПСК» указано, что место нахождения Общества – .

Лицензией от 24.02.2016 года ООО «АПСК» предоставлено осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Согласно данной лицензии место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: .

Согласно разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «АПСК» по адресу: , разрешено в период с 20.08.2018 года по 19.08.2025 года осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, производственные помещения, расположенные по адресу: кадастровый номер , принадлежит ООО «АПСК» на праве собственности.

Согласно п.1.9 Устава ООО «Строй-Енисей» место нахождения Общества – .

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нахождения ООО «АПСК» по адресу: г.. При этом, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что по указанному адресу предпринимательскую деятельность осуществляет ООО «Строй-Енисей».

Доводы о том, что место осуществления деятельности ООО «Строй-Енисей» было установлено по адресу; ,, в том, числе на основании договора от 01.08.2018 года, не принимаются судом в силу следующего.

Из материалов дела следует, что 01.08.2018 года между ООО «АПСК» и ООО «Строй-Енисей» заключен договор на оказание возмездных услуг подряда при выполнении производственных работ.

Согласно п.1.1 данного договора предметом договора является исполнение обязательств ООО «АПСК» по изготовлению готовых изделий металлоконструкций, вентиляционного оборудования, лифтового оборудования, а также комплектующие, двери, обрамления и иные конструкции по заданию ООО «Строй-Енисей», с использованием предоставленных ООО «Строй-Енисей» необходимых для выполнения Работ, материалов, сырья, оборудования и сдать результат работ ООО «Строй-Енисей», а ООО «Строй-Енисей» обязуется своевременно принять результат работ и оплатить его.

Пунктом 1.4 данного Договора при выполнении работ, указанных в п.1.1 Договора, ООО «АПСК» привлекает своих работников и использует свои производственные помещения – боксы 3, 4, 5 6, 7, 8 расположенные по адресу: , в том числе с использованием коммуникаций и инженерных систем в пределах границ производственных помещений, электроэнергии, теплоэнергии, котельных, с отнесением на расходов за счет собственных средств, и соответствующих платежей за коммунальные услуги по счетам ресурсоснабжающих организаций, расходов за загрязнение окружающей среды, иных обязательных установленных действующим законодательством РФ платежей, налогов и сборов, в т.ч. платежей за охрану окружающей среды.

Анализируя вышеуказанный договор, суд исходит из того, что ООО «Строй-Енисей» предоставляет материалы, сырье и оборудования для размещения в производственный помещениях ООО «АПСК» по адресу: а следовательно ООО «Строй-Енисей» производственную деятельность по указанному адресу не осуществляет.

Иных сведений о том, что административный истец осуществляет деятельность по адресу: материалы дела не содержат.

Кроме того, судом учтено, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Строй-Енисей» зарегистрировано по адресу: , .

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь указанными выше нормами права, согласно которых обязанность по исполнению требований об охране окружающей среды возлагаются исключительно на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, и которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, или оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, однако материалами дела не подтверждается факт осуществления какой-либо хозяйственной деятельности ООО «Строй-Енисей» по адресу: , то следовательно административным ответчиком не правомерно вынесено в адрес административного истца предписание от 24.12.2021 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Строй-Енисей» к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным предписания, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Строй-Енисей» к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным предписания – удовлетворить.

Признать незаконными и отменить предписание Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 24.12.2021 года о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных в результате проверки нарушений при осуществлении государственного экологического контроля.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Г. Бацунин

В окончательной форме решение суда изготовлено 18 июля 2022 года

Копия верна

Судья Е.Г. Бацунин