ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3648/2021 от 08.09.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-3648/2021

УИД: 47RS0005-01-2021-004416-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2021 года г. Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Зенкиной В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Веренич Светланы Михайловны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>, к администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения, об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился с административным иском в Выборгский городской суд Ленинградской области к администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения, об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Веренич Светлана Михайловна, Дата года рождения, место рождения: <адрес> зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> период с 21.04.2006 по 15.03.2021 вместе с сыном <данные изъяты>, состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании льготы-инвалид детства.

Согласно выписке из Постановления главы администрации муниципального образования «Лесогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 28.04.2006 г.р. №77а «О постановке на учет по улучшению жилищных условий граждан Выборгского района» Веренич С.М. и <данные изъяты> были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании льготы-инвалид детства (<данные изъяты>).

Согласно выписке из Постановления администрации муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 15.03.2021 №118 «По решениям жилищной комиссии от 15.03.2021 г.» Веренич С.М. и <данные изъяты> сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со справкой серии <данные изъяты> от 17.02.2003 административный истец признана инвалидом II группы по причине инвалидности детства.

В настоящий момент административный истец вместе с несовершеннолетним сыном – <данные изъяты> проживают в жилом помещении, состоящем из двух комнат жилой площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленной по договору социального найма <данные изъяты><данные изъяты> В указанной квартире зарегистрированы: Веренич Светлана Михайловна, <данные изъяты>

14.12.2020 администрацией МО «Светогорское городское поселение» административному истцу была предложена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, согласно уведомлению администрации МО «Светогорское городское поселение» №<данные изъяты>

Фактически квартира, предложенная административным ответчиком по договору социального найма, являлась однокомнатной. По этой причине административным истцом было направлено заявление в адрес административного ответчика о несоответствии данных и предоставлении двухкомнатной квартиры на состав семьи – 2 человека. Также следует отметить, что в настоящее время действует Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью (утв. Циркуляром НКВД от 13.01.1928 № 27 и НКЗдрава РСФСР от 19.01.1928 № 15). Соответственно, проживание в однокомнатной квартире для административного истца и его сынане возможно.

С учётом изложенного, 14.01.2021 административный истец отказалась от получения однокомнатной квартиры на основании п.п. 1-2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, при которых заявитель вправе отказаться от предоставленного жилого помещения по договору социального найма в случае, если действия администрации МО «Светогорское городское поселение» не соответствуют нормам действующего законодательства.

15.03.2021 Веренич С.М. и <данные изъяты> были сняты с учета в качестве нуждающихся согласно уведомлению Администрации МО «Светогорское городское поселение» <данные изъяты>

Действия административного ответчика мотивированы тем, что при принятии административного истца на учет в качестве нуждающейся на основании льготы инвалид детства данное основание законодательством не предусматривалось, так же на момент принятия Веренич С.М. и <данные изъяты> на учет на одного зарегистрированного в квартире по адресу: <адрес>, приходилось более <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, административный ответчик принял решение о снятии Веренич С.М. и <данные изъяты> с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Вывод администрации МО «Светогорское городское поселение» <адрес> о несостоятельности и противоправности принятия административного истца и несовершеннолетнего <данные изъяты> на учет в качестве нуждающихся административный истец считает неосновательным и противоречащим законодательству.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). То есть они должны быть признаны и малоимущими, и нуждающимися в жилом помещении.

Административный истец признан инвалидом II группы по причине инвалидности детства в соответствии со справкой серии <данные изъяты>. Так же, фактически семья административного истца, состоящая из двух человек, является малоимущей.

Согласно справке от 17.04.2021 о выплатах за период с 01.10.2020 по 31.03.2021 доход Веренич С.М. до 31.03.2021 на состав из двух человек состоял из: пенсии по государственному обеспечению по инвалидности до 31.03.2021, ежемесячной денежной выплате инвалидам бессрочно. Иного дохода административный истец не имеет.

Пенсия по государственному обеспечению по инвалидности составляет 11 212 рублей 36 копеек согласно справке от 17.04.2021. Ежемесячная денежная выплата инвалидам за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 составила 2 654 рубля 90 копеек, за период с 01.02.2021 по 31.03.2021 – 2 784 рубля 98 копеек согласно справке № от 12.04.2021 о выплатах за период с 01.05.2020 по 30.04.2021.

Так же, административный истец получает ежемесячное пособие на приобретение товаров детского ассортимента и детского питания на несовершеннолетнего сына – <данные изъяты> в соответствии со справкой от 26.04.2021.

За период с 01.01.2021 по 31.03.2021 ежемесячное пособие на приобретение товаров детского ассортимента и детского питания составило 15 155 рублей 92 копейки.

С 31.05.2021 выплату по ежемесячному пособию на приобретение товаров детского ассортимента и детского питания на несовершеннолетнего <данные изъяты> прекращаются в силу достижения <данные изъяты> шестнадцатилетнего возраста согласно распоряжению от 26.04.2021.

Таким образом, в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 доход административного истца составил 57 017 рублей 86 копеек.

В соответствии с п. 6 Областного Закона « О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» № 89-оз от 26.10.2005 малоимущими признаются граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышает размера величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установленного органом местного самоуправления, а стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового значения размера стоимости имущества, определяемую органом местного самоуправления.

Административный истец недвижимого и движимого имущества в собственности не имеет.

В Ленинградской области установлен прожиточный минимум на 2021 год в размере 11 289 рублей на человека, 10 869 рублей для несовершеннолетних согласно п. 1 Постановления правительства Ленинградской области от 09.02.2021 № 83 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ленинградской области на 2021 год", прожиточный минимум на 2021 год на состав семьи из двух человек: Веренич С.М. и <данные изъяты> – составляет 22 158 рублей в месяц, итого – 11 079 рублей в месяц на одного члена семьи.

Доход административного истца на состав семьи из двух человек: Веренич С.М. и <данные изъяты> – за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 составил 57 017,86 рублей, итого – 9 502,97 рублей на одного члена семьи.

Так же, с 31.03.2021 административный истец перестала получать ежемесячное пособие на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов питания на основании справки от 26.04.2021, что уменьшает ее общий доход.

Таким образом, семья Веренич С.М. и <данные изъяты> является малоимущей.

В соответствии с решением совета депутатов МО «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 30.03.2006 учетная норма предоставления площади жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м, общей площади на человека, учетная норма площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м, на человека.

28.04.2006, на момент принятия административного истца и несовершеннолетнего <данные изъяты> на учет в качестве нуждающихся по адресу: <адрес>, было зарегистрировано 5 человек: <данные изъяты>, Веренич С.М., <данные изъяты>

Указанная квартира жилой площадью <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящая из двух комнат, предоставлена по договору социального найма от 14.01.2020 <данные изъяты>

В связи с изложенным выше, на момент принятия административного истца и несовершеннолетнего <данные изъяты> на учет в качестве нуждающихся с учетом зарегистрированных в квартире лиц норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составила <данные изъяты> кв.м., учетная норма <данные изъяты> кв.м.

Тем самым подтверждается, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере <данные изъяты> кв.м, на человека, исходя из которой, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма была соблюдена.

Истец полагает, что Веренич С.М. и <данные изъяты> были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на законных основаниях и в последствии незаконно сняты с данного учета.

На основании изложенного административный истец просит суд признать недействительным Постановление администрации муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от <данные изъяты> «По решениям жилищной комиссии от 15.03.2021» в части снятия Веренич С.М. и <данные изъяты> с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязать администрацию муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области восстановить Веренич С.М. и <данные изъяты> на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Административный истец, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты> в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Малащенко Е.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что оснований для предоставления жилого помещения не имелось, поскольку истец не относится к лицам, имеющим специальное заболевание, при котором полагается предоставление отдельной комнаты.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела без явки участников процесса, не просивших суд об отложении разбирательства по делу.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Часть 1 статьи 4 КАС РФ гарантирует право каждому заинтересованному лицу на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Исходя из приведенных выше норм законодательства следует, что для признания решений, действия (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимы совокупность двух условий: несоответствие ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов административного дела, согласно выписке из Постановления главы администрации муниципального образования «Лесогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от <данные изъяты> «О постановке на учет по улучшению жилищных условий граждан Выборгского района» Веренич С.М. и <данные изъяты> были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании льготы-инвалид детства (<данные изъяты>.

Согласно выписке из Постановления администрации муниципального образования «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 15.03.2021 «По решениям жилищной комиссии от Дата.» Веренич С.М. и <данные изъяты> сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со справкой серии от 17.02.2003 административный истец признана инвалидом II группы по причине инвалидности детства.

В настоящий момент административный истец вместе с несовершеннолетним сыном – <данные изъяты>. проживают в жилом помещении, состоящем из двух комнат жилой площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленной по договору социального найма от 14.01.2020 <данные изъяты>

14.12.2020 администрацией МО «Светогорское городское поселение» административному истцу была предложена однокомнатная квартира по адресу: пгт. Лесогорский, <адрес>, согласно уведомлению администрации МО «Светогорское городское поселение» от 14.12.2020, однако истец отказалась от заключения договора социального найма.

В соответствии со ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного и муниципального фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также, как и в последующем, действующим законодательством при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях такого основания как льгота – инвалид детства, не предусматривалось.

На сегодняшний день, в соответствии со справкой формы № 9, в квартире по месту регистрации административного истца зарегистрировано 4 человека. Площадь жилого помещения, приходящаяся на одного зарегистрированного, составляет более 9 кв.м на человека, что превышает учетную норму, предусмотренную решением Совета депутатов от 30.03.2006 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения на территории МО «Светогорское городское поселение».

В связи с вышеизложенным на основании постановления администрации МО «Светогорское городское поселение» от 16.03.2021 принято решение в соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ о снятии Веренич С.М. и <данные изъяты> с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, у административного истца и членов его семьи на каждого приходится размер площади жилого помещения более учетной нормы, а, следовательно у администрации имеются все основания для снятия их с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Доказательств наличия специального права на предоставление дополнительной комнаты в материалы дела не представлено, заболевание <данные изъяты> не относится к категории, при котором предусматривается предоставление отдельной жилой комнаты.

В силу вышеизложенного суд не усматривает в действиях административного ответчика нарушения прав административного истца.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Веренич Светланы Михайловны в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к администрации муниципального образования "Светогорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения, об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13.09.2021.